Игры для сотрудничества
Одна из очевидных задач
школьного образования — помочь ученикам
освоить такие способы действия, которые окажутся
необходимыми в их будущей жизни.
Человек (особенно это касается формирующейся
личности) должен уметь успешно работать в группе,
обладать немалой коммуникационной
компетентностью, уметь выслушивать коллег и
противников, убеждать словом, грамотно
отстаивать свою точку зрения, конструктивно
взаимодействовать с другими людьми, с окружающим
миром, с самим собой.
Как научить детей сотрудничать? Как сделать,
чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик
стали действительно сотрудниками?
Освоение педагогики взаимодействий — это
увлекательный непростой путь, предполагающий
постоянную работу над собой. Результат этой
работы должен приносить радость и учителю, и
ученику. Тогда обучение становится процессом
сотворчества, помогающим совершенствованию и
самореализации личности.
Главная
проблема учителя, особенно учителя начальной
школы — научить детей слушать и слышать
окружающих, уважать чужое мнение, принимать
человека таким, какой он есть: со всеми его
достоинствами и недостатками, сохранять хорошие
отношения с другими людьми.
Многие учителя считают, что и детям, и учителям
сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они
отмечают, что изменилось все: и дети, и их
родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и
о том, что дети сейчас иначе общаются друг с
другом.
Этому существует множество объяснений. Мы
знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше
времени друг с другом, что дома люди в основном не
беседуют, а смотрят телевизор или проводят время
за компьютером. Число детей, растущих без
присмотра, возросло. У многих родителей хватает
своих личных трудностей, а также вредных
привычек и зависимостей. В результате разводов
большое число детей живут с одним из родителей.
Дети сейчас все меньше занимаются спортом,
многие из них нерегулярно питаются.
Учителя жалуются, что даже маленькие дети
теперь не такие вежливые и «невинные», как
раньше. Их грубое поведение часто повторяет
увиденное на телевизионном экране. Для многих
детей все труднее становится нормально
взаимодействовать с окружающими. Они не понимают
и не учитывают индивидуальных особенностей
других людей, все меньше говорят о действительно
существенных и важных для них проблемах,
обмениваясь лишь формальными и поверхностными
замечаниями. Им с трудом удается внимательно
слушать других.
Многие учителя вынуждены больше времени
уделять заботе о дисциплине в классе, и, к
сожалению, приходится признать, что милым и
дружелюбным детям достается все меньше и меньше
учительского внимания. Педагогам приходится
работать с большим числом беспокойных детей, что
вынуждает их устанавливать строгие порядки. Это,
в свою очередь, приводит к тому, что дети
чувствуют себя менее свободно и меньше общаются
друг с другом и с педагогом. В результате они не
имеют возможности осваивать и совершенствовать
коммуникативные навыки и становятся все более
агрессивными и неуправляемыми.
Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и
дети живут сейчас интенсивной жизнью, в которой
все меньше времени остается для общения друг с
другом, для совместных занятий и семейных
ритуалов.
Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у
родителей, и у детей стало больше возможностей
для приятного времяпрепровождения, и в то же
время они чаще жалуются на скуку. Культура все
больше внимания уделяет чувствам, и в то же время
мы все меньше встречаемся с сочувствием и
готовностью помочь окружающим. Хотя у нас
появилось немало способов экономии времени, как
раз времени-то нам всегда и не хватает.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие
отношения с другими людьми, становится самым
важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в
социальном окружении так и не приобретают этого
необходимого социального навыка, и порой только
учителя могут научить детей разрешать конфликты,
слушать и понимать других, уважать чужое мнение и
не в последнюю очередь — следовать социальным
нормам и правилам. В решении этой задачи
существенную помощь учителю могут оказать
интерактивные игры с детьми.
Цели, которых можно достичь,
организуя интерактивные игры с детьми
• Помочь детям ощутить единение с другими.
• Показать, что значит уважение.
• Научить ясно мыслить, исследовать и
анализировать реальность.
• Научить принимать решения — самостоятельно
и в группе.
• Учить детей сочувствию.
• Помочь детям справляться со своими страхами
и стрессом.
• Показать, как можно жить без насилия.
• Научить достигать баланса между
стремлениями к личной свободе и к близким
отношениям.
• Развить чувство юмора.
• Воспитать в себе сильные стороны характера.
Учитель может помочь детям осознать свои
ценности и установить приоритеты, стать более
терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать
меньше страхов, стрессов и чувствовать себя
менее одинокими. Он может научить их простым
жизненным мудростям:
— проанализируй ситуацию, в которой ты
оказался, и прими решение, не позволяя себя
подгонять;
— взаимоотношения людей — большая ценность, и
важно уметь поддерживать их, чтобы они не
испортились;
— не ожидай от других, что они прочтут твои
мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и
думаешь;
— не обижай других людей и не давай им
«потерять лицо»;
— не нападай на других, когда тебе плохо.
Приведенные выше задачи могут показаться
слишком сложными для школы, которую многие
воспринимают, прежде всего, как место, где
получают знания. Но наряду с передачей знаний
задачей школы является и подготовка детей к
самостоятельной жизни, их правильная
социализация. Эта задача вновь должна стать
одной из важнейших.
Я хочу познакомить вас с играми, которые очень
нравятся мне и моим ученикам.
Чувство принадлежности к группе
Игра «Браво!»
Цель:сплочение группы.
Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты,
получают точно такое же наслаждение от игры, как
и те, кто им рукоплещет. В результате в классе
создается атмосфера взаимного принятия и
хорошего настроения.
Инструкция.Кто из вас бывал в
театре или цирке и воочию видел, как публика
восторженно рукоплещет артистам в конце
представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах,
хотел оказаться на сцене и заслужить
восторженные аплодисменты зрительного зала? Я
считаю, что время от времени каждый из нас
заслуживает аплодисментов.
(Поставьте стул в центр класса и попросите всех
плотно окружить его со всех сторон.)
Кто из вас хочет первым встать на этот
пьедестал и насладиться громом наших
аплодисментов?
В первый раз помогите классу рукоплескать изо
всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты
приятны стоящему на стуле ученику, они будут
хлопать еще сильнее.
Анализ упражнения
• Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
• Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные
аплодисменты?
• Тебе понравилось хлопать в ладоши?
• Как ты показываешь окружающим, что
восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
• Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от
времени дарили признание и аплодисменты?
Как добиться успеха?
Игра «Хвасталки»
Цель:преодоление застенчивости.
Время от времени имеет смысл хвалиться перед
самим собой своими успехами. Это позволяет людям
вести позитивные внутренние монологи, особенно в
сложных ситуациях. Эта игра позволяет детям
преодолеть свою застенчивость. Кроме того, мы
можем показать им, как это приятно — радоваться
успехам других.
Инструкция.Сядьте все в один
круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о
своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего,
что это будет немного похоже на хвастовство.
Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется
место успеху. Чем больше людей достигают успеха,
тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому
из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет происходить наша
игра. Каждый думает о каком-нибудь своем
достижении. При этом не имеет значения, большое
это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно
было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к
кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из
своих успехов. Я постараюсь показать, насколько
меня порадовало это достижение. Ученик, которому
я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».
Потом я сяду на свое место, а этот ученик
подойдет к следующему и расскажет ему о своем
успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за
тебя». И продолжит эту игру дальше.
Вы поняли, как играть?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих
достижениях не всей группе, а конкретному
человеку, ведь для этого требуется гораздо
больше мужества.
Анализ упражнения
• Понравилась ли тебе эта игра?
• Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
• Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
• Легко ли тебе было радоваться вместе с
другими детьми?
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "urolog-ginekolog.ru". Врач уролог, проктолог гинеколог в Уфе, а также хирург, онколог, маммолог, медосмотры на медецинскую книжку, анализы на ЗППП, мазки на инфекции, удаление и лечение кондилом, лечение фимоза, гормональное обследование, физиотерапия в урологии и др. Узнать контакты, информацию о врачах и цены Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://urolog-ginekolog.ru/.
Установление контакта
Игра «Друг к дружке!»
Цель: взаимодействие детей друг с
другом.
Упражнение дает возможность установить
контакт, а также является быстрой освежающей
разминкой во время перемены или отдыха.
Инструкция. Сейчас вы
будете играть в одну очень интересную игру, во
время которой все нужно делать очень-очень
быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы
меня слушаете и насколько быстро можете сделать
то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5
секунд, чтобы выбрать себе партнера и
быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду
говорить, какими частями тела надо очень быстро
«поздороваться» друг с другом:
— Правая рука к правой руке!
— Нос к носу!
— Спина к спине!
Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А
теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый
раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно
быстро-быстро найти себе нового партнера и
пожать ему руку. А после этого я снова буду
называть части тела, которыми вы должны будете
дотронуться друг до друга. Итак:
• Друг к дружке!
• Ухо к уху!
• Бедро к бедру!
• Пятка к пятке!
Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров.
Всякий раз называйте новые части тела,
посредством которых дети должны вступать в
контакт друг с другом.
Анализ упражнения
• Понравилась ли тебе игра?
• Легко ли тебе было действовать столь быстро?
Чувственное восприятие
Игра «Стон королевы»
Цель: поупражняться в бесшумных
перемещениях по классу.
Инструкция. Я хочу
предложить игру с участием самой настоящей
Королевы. Королева садится в центре класса на
стул, а все остальные садятся на пол по одну
сторону от нее. Вам нужно по очереди, один за
другим, перейти на противоположную сторону так,
чтобы Королева не застонала. У Королевы страшная
мигрень. Поэтому она очень громко стонет от
каждого звука, даже очень тихого. Постоянно один
из вас должен перемещаться на противоположную
сторону. Если Королева услышит кого-нибудь из вас
и застонет, то этому человеку придется вернуться
на свое прежнее место. На Королеву мы наденем
платок так, чтобы никто не смог обвинить ее в
подглядывании. Кто хочет стать первой Королевой?
Анализ упражнения
• Умеешь ли ты ловко подкрадываться?
• Как ты чувствовал себя, когда тебя
обнаружили?
• Когда тебе мешает шум в классе, а когда не
мешает?
• Ты хотел быть Королевой в этой игре?
Что делать с агрессией и гневом?
Игра «Тух-тиби-дух!»
Цели:снятие негативного
настроения и восстановление сил.
В этом ритуале заложен комический парадокс.
Хотя дети должны произносить слово
«тух-тиби-дух» сердито, в конце игры они не могут
не смеяться.
Инструкция.Я сообщу вам сейчас
особое слово. Это волшебное заклинание против
плохого настроения, против обид и разочарований,
короче, против всего, что портит настроение.
Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам
необходимо сделать следующее. Начните ходить по
классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам
захочется поговорить, остановитесь напротив
одного из детей и трижды сердито-сердито
произнесите волшебное слово. Это волшебное слово
«тух-тиби-дух». В это время другой ученик стоит
тихо и слушает, как вы произносите волшебное
слово, он не должен ничего отвечать. Но если он
захочет, он может ответить вам тем же — трижды
сердито-сердито произнести: «Тух-тиби-дух!»
После этого продолжайте прогуливаться по
классу. Время от времени останавливайтесь перед
кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите
это волшебное слово. Чтобы оно подействовало,
важно говорить его не в пустоту, а определенному
человеку, стоящему перед вами.
Анализ упражнения
• Понравилась ли тебе эта игра?
• Произнес ли ты заклинание в ходе игры?
• Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так,
как в начале игры?
Татьяна БУСОВИКОВА,
учитель начальных классов,
МОУ Волковская средняя
общеобразовательная школа,
пос. Новый,
Республика Удмуртия
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогический научно-практический журнал
«Новое образование». № 2 (4), май 2006. —
Издательство «Школьный дом».
2. Фопель К. Как научить детей
сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.