Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2009


Книжный шкаф

Теория и практика развивающего образования
в школе В.В. Давыдова

Сборник статей

М.: Научный мир, 2007

В сентябре 2005 года в Москве состоялась научная конференция «Психология развития и развивающее образование», посвященная 75-летнему юбилею В.В. Давыдова (1930–1998). Подобные мероприятия, как правило, объединяют сторонников обсуждаемой научной идеи. Эта конференция не составила исключения — с докладами выступили ведущие ученые, ученики и продолжатели дела В.В. Давыдова. В то же время желательно, чтобы о современном состоянии системы Эльконина–Давыдова могли узнать психологи и педагоги, не имеющие соответствующего опыта работы и потому знакомые с теорией и практикой развивающего обучения (РО) весьма поверхностно.

Основные положения некоторых выступлений на конференции нашли отражение в приуроченном к юбилею выпуске журнала «Вопросы психологии» (2005, № 4), а впоследствии там же была помещена небольшая статья-отчет о работе конференции (2006, № 1). Однако этого явно недостаточно. Данный сборник предоставляет возможность, во-первых, познакомиться с материалами конференции и, во-вторых, что, пожалуй, самое главное, получить достаточно полное впечатление о прошлом и настоящем теории и практики развивающего обучения.

В сборнике несколько частей, о каждой следует сказать специально.

Сборник открывают статьи, в которых изложена научная биография Давыдова. В частности, В.В. Рубцов описывает три главных направления исследований созданной им научной школы: теория содержательного обобщения, образования понятий; психологическая теория учебной деятельности и система развивающего обучения. Вводная статья хорошо иллюстрирована, фотографии помогают увидеть историю становления развивающего обучения «в лицах».

Самостоятельный раздел сборника — материалы, посвященные анализу философских и методологических оснований созданной Давыдовым психологической теории. Этот раздел представляет интерес прежде всего для академических психологов, но стремление разобраться в практике РО рано или поздно приводит к поиску ее философских источников и учителей, и практических психологов.

Что такое теория учебной деятельности Давыдова — об этом говорится в следующем разделе книги. Причем хочется обратить особое внимание читателей на обсуждение проблем воспитания, подготовки выпускников к взрослой жизни. Каким должно быть школьное обучение, чтобы человек впоследствии был в состоянии отвечать за свой выбор, и как помочь одиннадцатикласснику «выйти» из учебной деятельности? На эти вопросы пока что нет ответов, но в рамках теории РО возможно хотя бы их обсуждение.

Наконец, в последний раздел вошли материалы, обобщающие опыт построения учебных программ в соответствии с требованиями системы РО, а также подготовки дошкольников к освоению учебной деятельности средствами сюжетно-ролевой игры.

Это одно из тех весьма редких изданий, в которых созданная Давыдовым научная школа рассмотрена как единое целое, образовательная практика и психологическая теория тесно связаны друг с другом.

Марина СТЕПАНОВА