|
Планета времениПсихологическая игра для педагоговЦель: показать педагогам значимость полноценного проживания любого времени, проектирование дальнейших жизненных событий. Задачи: • способствовать обогащению эмоционального мира; • помочь осознать ценности каждого временного периода в жизни человека; • формировать потребность в коррекции собственных стереотипов; • развивать самосознание; • развивать творческое самовыражение; • способствовать сплочению педагогического коллектива. Количество участников: 20–26 человек. Необходимые материалы: музыка для релаксации, листы бумаги с нарисованным кругом, цветные ленточки разных цветов (каждого цвета — по числу участников), фломастеры, файлы, маркеры, цветные карандаши, один лист ватмана, листы бумаги формата А4, авторучки, цветные нитки, ножницы, веревка, булавки и карточки для написания имен участников. Время проведения: 1,5 часа. ХОД ИГРЫ Пока все собираются, ведущий предлагает подготовить таблички-часы с собственными именами. Участники сидят в общем кругу. Игра на знакомство «Будь внимательным» Ведущий. Давайте проверим вашу наблюдательность. Посмотрите внимательно вокруг на других участников нашей группы. А теперь закройте глаза. Поднимите руку те, у кого сосед справа — обладатель темных глаз. А теперь откройте глаза и проверьте себя. Ведущий благодарит всех за активное участие в игре, желает, чтобы в жизни каждого было больше приятных знакомств и все были более внимательны друг к другу. Упражнение-визуализация «Дворец Часов» Звучит музыка для релаксации, ведущий под музыку читает текст: Каждый из нас живет в особой стране, властителю которой мы подчиняемся. Несмотря на возраст, пол, звания и регалии все мы подвластны правителю этой страны. Иногда мы забываем про нее, пытаемся обмануть ее правителя, прибегая к различным хитростям и уловкам. Иногда уповаем на помощь ее правителя. Это Страна Времени. В Стране Времени есть главный дворец — дворец Часов. Он может быть круглым, квадратным, хрупким или массивным, сделанным из разных материалов. В основе этого дворца может быть песок, а могут быть лучи Солнца. В этом дворце и живет властитель — Хранитель Времени. Внутри дворца кипит жизнь, что-то движется, вращается, издает звуки. Там работает сложный механизм. Механизм каждого дворца настроен на свой лад, у каждого своя жизнь, свое предназначение, как и у нас, людей. Игра «Механизмы» Ведущий. Пожалуйста, встаньте в круг. А сейчас представьте, что вы оказались внутри Дворца Часов и стали частью сложного механизма, частью, совершающей какое-то нужное для механизма движение. Найдите себе спутника, который чем-то похож на вас, договоритесь без слов и покажите движение, которое значимо для вас двоих… А теперь вдвоем найдите другую пару и так же молча договоритесь с ними об общем движении… А теперь объединитесь в общем движении с еще одной четверкой… После образования подгрупп из восьми человек ведущий просит их участников ответить на следующие вопросы: • На какие критерии вы ориентировались, осуществляя свой выбор? • Что вы чувствовали, когда объединялись в группы? • Какой смысл имеют для вас осуществлявшиеся движения? Примечание. Если среди играющих есть человек, который не присоединился ни к какой группе, подчеркивается его уникальность и право быть собой. Упражнение-визуализация «Страна Времени» Ведущий. Расслабьтесь... Можете закрыть глаза… Представьте, что вы находитесь в Стране Времени. Вы смотрите на Волшебные Часы и возвращаетесь в детство. Вы видите дом, в котором оказались сразу после рождения. Это самые первые минуты вашей жизни. Вы младенец. Что вы видите вокруг себя? Видите ли лица? Кто это? Что вы слышите? Какой запах вы чувствуете? А теперь осознайте этот момент времени. Время бежит дальше, вы вырастаете. Вы ребенок. Вот еще один чудесный момент вашей жизни. Сколько вам лет? Три? Четыре? А может быть, пять или шесть? Где вы? Кто находится рядом? Что вам говорят, что вы отвечаете? Что вы видите вокруг себя? Какие слышите звуки? Может быть, вы видите рядом предметы, какие они? Что вы чувствуете? Осознайте то, что видите, слышите, чувствуете в этот момент времени, в котором вам от трех до шести лет… А сейчас Волшебные Часы переносят вас во время юности, когда вам от десяти до шестнадцати лет. Время первой любви, надежд, разочарований, счастья. Каким человеком вы были тогда? Вспомните свой любимый наряд, прическу, музыку. Вспомните свой девиз жизни в тот период времени? А сейчас вы оказываетесь во времени, где вам столько лет, сколько сейчас. Рядом с вами люди. Кто они? У вас есть что-то ценное — что это? А сейчас вы видите себя через десять лет. Где вы? Чем занимаетесь? Кто с вами рядом? Как вы себя чувствуете? Но вот Волшебные Часы звонят — нам пора возвращаться. Поблагодарите их за прошлое, настоящее и будущее. Любое время важно и прекрасно! Мы возвращаемся в настоящее. Мы чувствуем звуки, видим людей, нам хорошо и спокойно. У вас есть время записать ваши воспоминания, они вам еще понадобятся. Главные стражники Дворца Часов — это стрелки. У вас три ленточки, подумайте, выберите, какого цвета будет секундная стрелка? Почему? А каких цветов будут минутная и часовая стрелки? Запишите и озвучьте ваши высказывания. А сейчас я раскрою вам секрет. Секундная стрелка символизирует Время Детства, и мы сейчас туда отправляемся. Упражнение «Фрактальное рисование» Ведущий. Все малыши любят рисовать, и только они в невразумительных каракулях способны увидеть множество образов и целые сказочные истории. Вот и мы с вами будем рисовать. Возьмите авторучку, поставьте точку в любом месте листа. А теперь закройте глаза и, пока звучит музыка, рисуйте непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа. Откройте глаза, посмотрите, что у вас получилось. Сейчас вы придадите цвет вашему рисунку. Закройте глаза, левой рукой выберите карандаш, снова откройте глаза и найдите ту часть-ячейку рисунка, которую хочется закрасить (левши выбирают карандаш и работают правой рукой). После выполнения задания дайте название вашему рисунку. Упражнение «Моя Планета Времени» Ведущий. Минутная стрелка самая большая. Она тонкая и хрупкая, как наша юность, пора надежд и открытий — ведь в это время вы верим, что все еще будет! В юности мы постоянно меняемся, примеривая на себя разные образы. Мы можем заселить свою Планету Времени образами самого себя в самых разных ипостасях: я как музыка, я как животное, я как сказочный герой… На Планете Времени двенадцать домов. Нарисуйте каждый дом и тот образ, который появится у вас в связи с этим домом. Пожалуйста, проранжируйте дома на Планете Времени по степени значимости для вас. Упражнение «Танец Времени» Ведущий. На вашей Планете Времени появились первые дома, образы ценности, смыслы... Вся наша жизнь — это время, когда мы собираем себя из поступков, ценностей и событий! Часы Жизни показывают Время зрелости, время, когда все собирается воедино — Время часовой стрелки. Возьмите лист с нарисованным на нем кругом и расположите на Часах Планеты Времени все двенадцать домов, которые вы рисовали ранее, соблюдая последовательность чисел, соответствующих реальному времени. Например, если вы рисовали дерево под номером 6, то и изобразите его там, где на циферблате помещается шестерка. Примечание. в качестве варианта можно предложить участникам составить сказку с использованием нарисованных символов. Упражнение «Нити Времени» Ведущий. Посмотрите, какие интересные часы у вас получились! Они только ваши, они принадлежат вам, и только вы руководите стрелками своей жизни... С понятием времени прочно связана метафора нити. Нити Времени разные, иногда непрочные, иногда очень крепкие. Силу Нитям Времени придают люди. Возьмите разноцветную нить и передайте другому те чувства, которыми хочется поделиться. Пусть узелки на память, оставленные другими, придадут вам силу, опору и радость в жизни и, конечно, станут напоминанием о Планете Времени. Участники повязывают друг другу на шею нити, делают узелки, произнося слова-пожелания. Завершение Участники обсуждают игру, ведущий подводит итог, обращая особое внимание на критерии оценки эффективности игры и значимость для участников выбранной темы. АВТОРСКАЯ ПСИХОГИМНАСТИКА
МОЯ ПЛАНЕТА ВРЕМЕНИ Стихия ______ Число _________ Музыка _______ Цвет _________
Животное _____ Пора года _____ Идеал _________ Предмет ______
Геометрическая фигура________ Деятельность_______________ Эрика ОСИПУК,
|