Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2009


Наши дети

Комната друзей

Психологическая коррекция общения детей
с повышенным уровнем школьной тревожности

Цель занятий: снизить у ребенка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными изменениями и трудностями социальной адаптации.

Задачи:

• диагностика школьной тревожности детей в общении до и после коррекционной работы;

• обучение навыкам общения в ситуациях, вызывающих тревожность;

• обучение навыкам саморегуляции в трудных ситуациях общения;

• создание и поддержка благоприятного психологического климата в психокоррекционной группе;

• формирование уверенности в себе, моделирование ситуации затрудненного общения.

Тип программы: коррекционно-развивающая.

Возраст: 10—11 лет.

Методы и методики:

• диагностические (метод неоконченных предложений, проективные методики);

• ролевые игры;

• упражнения на саморегуляцию, снижение эмоционального напряжения, создание благоприятного эмоционального климата;

• дискуссионные методы (беседа, групповое обсуждение, «мозговой штурм»);

• коммуникативные упражнения на поддержание взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Условия проведения, оборудование: светлый, просторный кабинет, столы со стульями, место для подвижных игр, магнитофон, цветные карандаши, краски, бумага.

Содержание программы

Программа включает в себя 4 тематических блока (на каждый блок — 2 занятия). Каждое занятие состоит из пяти упражнений.

Продолжительность занятий: одно занятие — 80 минут; 1—2 занятия в неделю.

Количество участников: 8—10 человек.

 

Блок I. «Я в школе»

Занятие 1
Упражнение «Приветствие — улыбка»

Цель: снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Ведущий. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Мы с вами еще не знакомы, а поэтому я предлагаю вам встать в круг и по очереди назвать свое имя. Только соблюдайте одно условие — если назвать свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому важно украсить свое приветствие улыбкой или каким-нибудь жестом, фразой, которые непременно порадуют другого человека. Итак, начинаем!

(Участники по кругу представляют себя.)

Спасибо, игра окончена!

Упражнение «Рассказ про школу»

Цель: изучение школьной мотивации, повторение школьных правил.

Ведущий. Давайте теперь поразмышляем. Вы ходите в школу не первый год, вы уже окончили начальную школу и многому научились. Что для вас изменилось в этом году? А зачем ходит в школу первоклассник? А пятиклассник? А одиннадцатиклассник? Как изменились школьные правила? Что бы вы рассказали о вашей школе новому знакомому?

Упражнение «Волшебная планета»

Цель: развитие творческого воображения, снижение эмоционального напряжения.

Ведущий. А теперь возвращаемся на рабочее место, садимся за стол. Перед вами — лист бумаги и цветные карандаши. На листе изображен круг, но это на самом деле потерянная в космосе планета. На ней есть жизнь, и любой корабль, затерявшись в космосе, мог найти здесь приют и доброту. Но злой колдун, увидев ее, решил спрятать от посторонних глаз и окружил густым туманом, оставив только контур планеты. Помогите жителям планеты, нарисуйте то, что, на ваш взгляд, мог стереть колдун. Придумайте планете название.

Время работы — 10 минут.

Во время работы можно включить тихую, спокойную музыку.

Упражнение «Невесомость»

Цель: тренинг мышечного расслабления.

Выполняется под музыку.

Ведущий. А теперь сядьте поудобней, закройте глаза и попробуйте представить себя на этой планете. Что на вас надето, как вы себя там чувствуете, какой там воздух, что вас окружает. Представьте, что на вас дует легкий ветерок и вы становитесь практически невесомыми. Постарайтесь расслабить руки, ноги, плечи.

Можно прочитать детям отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне».

Упражнение «Доброе пожелание»

Цель: подведение итогов работы, рефлексия участников группы.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше первое занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие 2

Ведущий. Дорогие друзья! Я рада снова встретиться с вами в нашей комнате друзей. Вам понравилась наша прошлая встреча? Сегодня я предлагаю провести время так же интересно. Итак, начинаем!

Упражнение «Минута внимания»

Цель: тренировка внимания.

Участники получают листы бумаги, расчерченные на девять равных клеток.

Ведущий. Вам надо быть очень внимательными. Я буду говорить, что надо сделать, а вы в точности должны это выполнить. Задавать вопросы нельзя. Вы должны работать тихо! Полученный вами в результате рисунок сверим с моим. Начинаем!

Нарисуйте в верхнем левом углу гриб, под ним букву «Г», справа от буквы напишите цифру 10, под ней красный треугольник. Над цифрой 10 нарисуйте снежинку. Слева от треугольника — солнышко. Справа от треугольника — мяч. Над ним напишите слово «футбол». И в последней клетке поставьте восклицательный знак.

Полученные работы сверяются с образцом (см. приложение 1).

Упражнение «Нарисуй свою визитку»

Цель: раскрыть представление ребенка о самом себе.

Участникам группы раздаются карточки из плотной бумаги, цветные карандаши.

Ведущий. Вы, наверное, знаете, что на важных встречах все люди носят на груди визитки (бейджики), которые специально готовят дизайнеры. Сейчас вам представится возможность изготовить себе такую визитку. Время работы будет ограничено пятью минутами. Вы должны использовать свое имя, цвет, маленький рисунок. Начинаем работу.

Упражнение «Чему я могу научиться»

Цель: изучение школьной мотивации.

Ведущий. Люди постоянно в своей жизни постигают что-то новое. Все ребята ходят в школу чтобы чему-то научиться. А чему бы вы хотели научиться?

Можно отвечать невпопад, но задать вопрос надо каждому участнику группы.

Упражнение «Я беру с собой…»

Цель: развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Ведущий. Каждый из вас, собираясь в школу, совершает какие-то действия (умывается, завтракает, собирает рюкзак) и берет с собой какие-то вещи. Я буду предлагать вам варианты таких вещей, а вы, если согласны, — поднимайте вверх левую руку, если нет — правую руку. Будьте внимательны: у вас может появиться возможность принести в школу ненужные вещи!

Итак, когда я собираюсь в школу я беру с собой…

— портфель, сумку,

— диванную подушку,

— сменную обувь,

— краски, кисти и костюм маляра,

— воздушный шар,

— ручки и карандаши,

— дневник и учебник,

— самовар,

— двойки,

— желание учиться.

Спасибо. Игра окончена!

Упражнение «Чемодан»

Цель: подведение итогов работы.

Ведущий. А теперь я приглашаю вас вернуться в круг. Представьте, что в центре нашего кргуа стоит чемодан, который нужно собрать в дорогу. Только вместо вещей в этом чемодане будут находиться те качества, которыми вы готовы поделиться с другими людьми. Необходимо соблюдать условие — каждый по очереди называет какое-либо качество для того человека, которого я назову.

Заключительное слово ведущего

Я предлагаю вам поделиться впечатлениями о том, что вам понравилось и что не понравилось в сегодняшней встрече. Я также благодарю вас за участие и приглашаю на следующую встречу. До свидания!

Блок II. «Я и Я — другие»

Занятие 1
Упражнение «Я вас приветствую!»

Цель: создание благоприятной атмосферы для работы группы.

Ведущий. Здравствуйте, друзья! Предлагаю начать сегодняшний день таким образом. Каждый из вас должен подойти к участникам группы по очереди и поздороваться, обратившись по имени. Например: «Здравствуй, Коля! Я рад тебя видеть!» Главное условие — никого не пропускать и обратиться к каждому с добрыми пожеланиями. Кто хотел бы начать игру?

А теперь внимательно посмотрите — со всеми ли вы поздоровались?

(Затем участники возвращаются в круг.)

Как вам кажется, какое настроение сегодня у участников группы?

Рисуночный метод «Несуществующее животное»

Цель: выявить детей с повышенным уровнем тревожных переживаний, развить творческое воображение.

Ведущий. Перед вами чистый лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте такое животное, которое может существовать лишь в вашей фантазии. Дайте ему название.

Упражнение «Да и нет»

Цель: обучение навыкам общения.

Дети встают в круг. Ведущий кидает мяч по своему выбору и задает вопросы, отвечать на которые можно лишь «да» и «нет». Другие ответы давать нельзя. Кроме этого, работать надо в темпе, быстро отвечать и кидать мячик обратно.

Вопросы:

— Ты уже ходишь в школу?

— Тебе 155 миллионов лет?

— Ты вчера был на рыбалке?

— Ты любишь мороженое?

— Ты любишь гулять в парке?

— Ты сегодня завтракал?

— Ты любишь слушать музыку?

— Ты умеешь летать?

— Ты читаешь книги?

— У тебя желтая шапка с розовым помпоном?

— Ты знаешь, как тебя зовут?

Упражнение «Мозаика»

Цель: развитие творческого воображения.

Участникам группы предлагается собрать картинку из частей.

Можно использовать два варианта:

групповая работа — все собирают картинку вместе;

индивидуальная работа — каждый участник собирает свою картинку.

Упражнение «Цветок»

Цель: расслабление, эмоциональная поддержка.

Ведущий. А теперь мы возвращаемся в круг. Пожалуйста, слушайте внимательно мою инструкцию. Садимся на корточки, сжимаемся в комочек, закрываем глаза, опускаем голову, руки. Представьте себе, что вы — маленькое зернышко, которое спряталось в земле. Но вот наступила весна, вылезло солнышко, прогрело своими лучами землю, и зернышко стало прорастать. И вот получился прекрасный цветок. Потихоньку поднимаем голову, поднимаем руки, поднимаемся на ноги, потягиваемся. А теперь поворачиваемся к солнышку влево-вправо, чтобы наш воображаемый цветок подставил теплым лучам каждый лепесток.

Скажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Спасибо, игра окончена, и наше занятие завершилось. До встречи!

Занятие 2
Упражнение «Молчаливый круг»

Цель: формирование благоприятной атмосферы в группе, стимулирование работоспособности.

Участники группы сидят в кругу. Ведущий молча передает мячик какому-нибудь участнику. Получивший мяч становится ведущим, он принимает позу, которую должны повторить все, а затем передает мяч другому. Главное условие — молчание.

Упражнение «Лица»

Цель: тренировка умения распознавать эмоциональные состояния.

Ведущий поочередно предъявляет группе карточки с изображением лиц. Задача участников группы — угадать, какое эмоциональное состояние у изображенного на картинке. Ведущий задает уточняющие вопросы: «Почему вы считаете, что ему… грустно, весело, он расстроен?» И пр.

Для этого упражнения необходимо заранее заготовить карточки, изображающие разные эмоциональные состояния.

Упражнение «Правила дружбы»

Цель: обучение коммуникативным навыкам.

Ведущий. Я думаю, вы согласитесь с тем, что, когда мы общаемся с другими людьми и хотим, чтобы это общение было дружеским, нам необходимо соблюдать некоторые правила. Сейчас мы по очереди будем предлагать свои правила общения. Один участник начинает, следующий повторяет предыдущее и называет свое. Таким образом, вы показываете собеседнику, что слышите его и готовы с ним общаться. Если нет вопросов, начинаем!

Примеры правил: «Нужно помогать другим людям», «Нельзя причинять физическую боль человеку».

Упражнение «Угадай друга!»

Цель: формирование навыков социальной перцепции.

Один человек выходит из комнаты, а оставшиеся загадывают кого-либо из присутствующих в группе. Вошедший должен угадать, кого загадала группа. Для этого он может задавать лишь вопросы:

• Что нравится этому человеку?

• Если бы это человек был фруктом, то каким?

• Если бы этот человек был птицей, то какой?

• На какую книгу этот человек похож?

Рисуночный метод «Мой класс»

Цель: изучение межличностных отношений в группе.

Участникам предлагаются чистый лист бумаги и цветные карандаши. Ведущий дает инструкцию нарисовать свой класс». Время работы: 15—20 минут.

Ведущий предлагает повесить рисунки на доску, чтобы все могли их посмотреть. Затем звучит заключительное слово ведущего, где он благодарит всех за участие и приглашает поделиться впечатлениями о прошедшем занятии.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Минута внимания

гриб снежинка !
Г 10 футбол
солнышко красный треугольник мяч

 

(Окончание следует)

Татьяна АНАНЬЕВА,
педагог-психолог,
аспирант кафедры образования
и развития ВГПУ