Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Психолог у доски

А ларчик просто открывался…

Тренинг

Цель: развитие навыков конструктивного общения.

Задачи:

• осознание участниками тренинга индивидуальной ценностной иерархии каждого человека (у каждого человека свои ценности, которые могут отличаться от ценностей других людей);

• демонстрация необходимости уважительного отношения к каждому человеку и его ценностям (если уважать взгляды и ценности других людей, то общаться будет приятнее);

• формирование конструктивного общения на основе уважения и внимания к личности другого человека (если понять, что значимо для другого человека, то процесс общения с ним доставит удовольствие обеим сторонам).

Основные методы: методы групповой дискуссии, ролевые игры, методы символического самовыражения.

Возраст: начиная с 16 лет.

Условия проведения: просторное помещение со столами, стульями, доской; карандаши, бумага, вырезанные из бумаги ключики по количеству участников (см. приложение 1), сундуки с заранее написанными на них качествами (см. приложение 2).

Время: 2 часа.

Результат

Данный тренинг представляет собой попытку предложить участникам конструктивный внутригрупповой механизм общения, который включает понимание и уважение другого человека. Такой подход позволяет уменьшить негативную конкуренцию внутри группы и настроить участников на позитивные взаимоотношения. Это достигается за счет того, что каждый занимает уникальное место в группе (классе), которое основывается на его индивидуальных особенностях, значимых качествах. Ребенок старается привнести в групповой процесс то, в чем он силен. Это придает ему уверенности в своих силах, заставляет активнее искать общения, становиться инициативнее, снимает напряжение и тревогу в процессе взаимодействия с остальными участниками группы. Агрессия, возникающая в процессе конкуренции за власть, ресурсы и признание в группе, уходит, появляются взаимоотношения, построенные на уважении и признании индивидуальности каждого участника группы. Если рассматривать школьную среду, то данный подход позволяет учащимся отдавать больше сил учебному процессу и конструктивнее строить внеучебные отношения. Как показал опыт, учебный процесс становится эффективнее, так как снимается напряжение, оценочное отношение детей друг к другу на занятиях. Класс становится сплоченнее и дружнее, школьная жизнь перестает восприниматься как наказание, «отсиживание» уроков. Дети с радостью идут в школу, насыщается межличностное общение. Дети учатся воспринимать взаимодействие с морально-этической точки зрения, оценивать поведение товарищей с точки зрения общепринятых ценностей (справедливости, честности, доброты, порядочности и пр.). Данную работу целесообразно начинать с младшими школьниками при обучении их общению. Поскольку работа должна проводиться постоянно, необходимо подключать к ней классного руководителя и родителей. Особенностью данного тренинга является большая «ресурсность», так как накапливается много материала для дальнейшей психологической работы, но есть и некоторая «статичность», так как присутствует много обсуждений и дискуссий.

Разминка «Банка»

Цель: настроить участников на конструктивное взаимодействие, на внимательное отношение друг к другу.

Материалы: любая стеклянная банка, достаточно вместительная для карточек с именами участников, карточки с именами участников.

Время: 5 минут.

Предварительная подготовка: ведущий заранее записывает имена всех участников на карточки и складывает их в банку.

Инструкция. Ребята, здравствуйте! Наше сегодняшнее занятие посвящено тому, как научиться общаться с другими людьми с помощью внимательного и уважительного отношения к ним. Для начала нам нужно настроиться на занятие и на взаимодействие друг с другом. Как вы заметили, в центре нашего круга стоит банка. В банке — карточки с вашими именами. Каждый из участников вытаскивает карточку с именем и отвечает на вопрос: «Что сделал бы с банкой … (имя участника)?» Всем ли понятны правила нашей нехитрой игры?

Обсуждение. насколько близки были ответы участников о других игроках?

Игра «Открой меня!»

Цели:

– развитие коммуникативных способностей;

– демонстрация необходимости уважения ценностей других людей;

– демонстрация необходимости индивидуального подхода к каждому человеку;

– развитие умения добиваться своих целей конструктивным путем;

– развитие наблюдательности.

Необходимые материалы: чистая бумага, карандаши, вырезанные из бумаги ключики, доска, мел, сундуки.

Время: 1 час 45 минут.

1. Обсуждение понятия «уважение»

Цель данного этапа: настроить участников на конструктивное взаимодействие, определить направление работы.

Время: 5 минут.

Инструкция. Ребята, я предлагаю сыграть в игру, которая позволит нам научиться лучше общаться с людьми, добиваться своих целей с помощью двух приемов: наблюдательности и уважения к личности другого человека. Сначала нужно определиться, что же такое уважение к другому человеку? (Ведущий выслушивает ответы участников группы.) Итак, подведем итог. Можно сказать, что «уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо; признание важности, значимости, ценности; высокая оценка чего-либо» («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова). Как в процессе общения можно продемонстрировать уважение к другому человеку?

Ведущий выслушивает ответы детей. Можно предложить участникам разыграть сценки и продемонстрировать уважение к другому человеку. Затем проанализировать, каким образом было проявлено уважение. Сценки могут быть на любую тему (встреча двух незнакомых людей, например).

Таким образом, можно сказать, что если мы уважаем человека, то в процессе разговора мы будем вежливыми, терпеливыми, не будем перебивать и унижать человека, выслушаем его до конца, поинтересуемся его мнением, будем внимательными и доброжелательными. А что почувствует человек, которого уважают? Ему будет приятно, он ощутит собственную значимость, будет искать общения с вами. Таким образом, мы делаем вывод, что уважение — это принятие ценностей других людей.

2. Обсуждение ценностей и качеств в людях и себе

Цель данного этапа: определение ценностей группы.

Время: 15 минут.

Инструкция. Ребята, теперь нам необходимо определить, что наша группа больше всего ценит в людях. Это послужит рабочим материалом для нашей игры. Для этого нам необходимо ответить на несколько вопросов.

На заметку ведущему. Качество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определенность. Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне Ц. выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) Ц. служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям (определения из «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона).

На занятиях мы рассуждали следующим образом: качество — то, что отличает одного человека от другого, а ценность — то, на что опирается человек в своих поступках. Любое качество может быть ценностью.

Основные вопросы для обсуждения

• Что является ценностью для человека?

• Какие качества (ценности) для вас наиболее значимы в людях?

Ведущий просит каждого участника назвать одно качество / ценность.

Ответы удобно записывать в следующую таблицу на доске:

Имя / качество Нравятся в людях Нравятся в себе
Маша    
Вася    

Так как в таблице могут содержаться одинаковые ответы, то для дальнейшей работы все качества целесообразнее выписать отдельным списком. Таблица может быть использована на последующих занятиях, тема которых может звучать, например, следующим образом: «Как развить у себя желаемое качество?»

• Какое у вас наиболее значимое качество (ценность)? Ведущий просит каждого участника назвать одно качество / ценность. Ответы записываются в вышеприведенную таблицу либо списком на доске.

• Какую бы метафору вы придумали для человека (на что материальное он похож): «Человек — это…» Вопрос не обязателен для обсуждения, но может помочь участникам перейти к следующей части игры.

• Как в процессе общения определить, что является ценностью для человека? Данный вопрос является очень важным, потому что позволяет сформулировать критерии оценки поведения человека. Ответы можно коротко записать на доске.

В результате на доске должен появиться список наиболее значимых качеств человека для данной группы.

3. Сценки по заданному сценарию

Цель данного этапа: обобщение полученного опыта, демонстрационный вариант игры.

Время: 15 минут.

Инструкция. Я предлагаю немного потренироваться. Мы с вами обсудили, что такое уважение, как можно его проявить, выявили важные для нас и других качества и поняли, как увидеть ценности другого человека в процессе общения. Сейчас нам предстоит попробовать пообщаться с человеком, для которого важны следующие качества: вежливость, доброта и пр. (по усмотрению ведущего). Необходимы два добровольца, которые разыграют сценку. Один получает карточку, на которой написано его приоритетное качество, например вежливость. Давайте подумаем, как будет себя вести человек, для которого важнее всего вежливость? (Ведущий выслушивает ответы участников.) Далее добровольцы в рамках заданной ситуации строят диалог. В процессе общения другой доброволец должен понять, какое качество наиболее ценно для его собеседника. Сценки можно разыгрывать несколько раз, чтобы участники почувствовали разницу в общении с людьми с разными качествами.

Ситуации для сценок: уговорить маму отпустить в кино; уговорить учителя дать «последний шанс» – выучить стихотворение к завтрашнему дню.

Обсуждение

• Что было легко / сложно?

• Как понимали главное качество человека, по каким признакам?

• Что чувствовали, когда находили «ключик» к человеку?

• А что чувствовал человек, главное качество которого было понятно?

4. Настрой на игру

Цель данного этапа: погружение в атмосферу игры.

Время: 5 минут.

Инструкция. Сейчас нам предстоит погрузиться в атмосферу игры. Для этого я предлагаю сесть поудобнее, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Итак, закройте глаза… Глубоко вздохните… почувствуйте, как прохладный воздух касается крыльев вашего носа… почувствуйте теплый воздух вашего выдоха… С каждым вдохом и выдохом из вашего тела уходит напряжение… Оно становится расслабленным… Теперь мысленно перенесите себя к вашему дому… Перед вами дверь вашего дома… Внимательно посмотрите на нее… Вы много раз ее видели… Откройте ее… Зайдите к себе домой… Немножко постойте в коридоре, вдохните домашний запах… Снимите верхнюю одежду и пройдите к себе… Оглянитесь вокруг… Что вас окружает?.. Вдруг вы замечаете в углу сундук… Что это?.. Откуда он взялся?.. Подойдите к нему… Откройте крышку… Вы открываете крышку и видите в нем свои вещи… Какие там есть вещи?.. Может, там есть зеркало с мечтательным взглядом?.. Или строгий дневник, знающий о вас многое?.. Может быть, там лежат старые игрушки с добрыми лицами… веселые фантики от конфет… там лежит то, что вы можете назвать своим богатством… Что это?.. Внимательно рассмотрите ваши сокровища… Какие чувства они у вас вызывают?.. Еще раз окиньте взглядом свои сокровища… И медленно закройте крышку сундука… Вдруг откуда-то взялся солнечный луч… он светит прямо на сундук. Вы начинаете разглядывать сундук… его крышку… его стенки… какой он — ваш сундук? Внимательно рассмотрите ваш сундук с богатствами, запомните, как он выглядит… Солнечный луч начинает постепенно гаснуть… вам становится хуже виден сундук… вы медленно и глубоко дышите и открываете глаза…

Обсуждение (проводится только по желанию группы)

• Кто хочет поделиться своими ощущениями?

• Какие у вас сокровища? Сундуки?

5. Подготовка к игре

Цель данного этапа: настрой на игровой лад, создание символов игры.

Время: 10 минут.

Предварительная подготовка: ведущий вырезает из бумаги комплекты ключиков для каждого участника (см. приложение 1).

Инструкция. Ребята, сейчас нам предстоит нарисовать свои сундуки с сокровищами и определиться, чем каждый из нас богат. Мы можем поступить двумя способами: либо каждый из вас придумывает, чем он богат (это может быть что угодно: фрукты, металлы, предметы обихода и пр.), либо я помогаю вам. (Группа принимает решение.) Теперь каждый из вас получает комплект ключей. На каждом ключике вам нужно написать наименование сокровища.

(Участники выполняют инструкцию.)

Теперь посмотрите на список на доске. Выберите то качество, которое вам нравится, то, с которым вам наиболее интересно было бы поработать.

(Участники определяются с выбором качества.)

На время игры вы перестаете быть просто Сережей или Машей, вы становитесь сэром Честность или мисс Добродушие. Вам нужно будет вести себя в соответствии в данным качеством. Например, если вы выбрали доброту как главное качество, то как вы будете себя вести? Если выбрали активность, то как будете себя вести?

(Ведущий выслушивает ответы участников.)

Таким образом, мы ставим некоторый спектакль, где ваша роль задается вашим главным качеством.

(Ведущий помогает участникам настроиться на игру, принять игровые роли.)

Теперь напишите на ключике выбранное качество (это делается с целью контроля за участниками, чтобы в процессе игры они произвольно не меняли качества). Итак, наши ключики готовы. В процессе игры вы их будете дарить тому, кто сумел открыть ваш сундук (разгадать качество) и получить сокровище. Итак, всем ли понятны правила нашей игры? Тогда в путь!

6. Игровое взаимодействие

Цель данного этапа: развитие конструктивного взаимодействия, развитие наблюдательности, определение системы ценностей другого человека.

Время: 20 минут.

Инструкция. Итак, наступило время игры! На доске есть список ценностей нашей группы, мы знаем, как в процессе общения определить главную ценность человека и как строить свое общение на основе знания о ценностях человека, чтобы добиваться своих целей. Цель каждого участника – получить как можно больше ключиков от сундуков с богатствами. Как это сделать? В непосредственном общении: вы подходите к человеку, разговариваете с ним и внимательно наблюдаете за своим собеседником, у которого хотите получить ключик. По его поведению вам нужно догадаться, какое качество для него самое ценное, какую роль из нашего списка он исполняет.

Группам старшего возраста или «зрелым» группам можно предложить более «жизненный» вариант: без списка ценностей.

Через определенное время, если вам покажется, что вы поняли главное качество собеседника, сообщите ему об этом. Если качество названо правильно, то вы получаете ключик. Если же ошиблись, то переходите к другому игроку. За короткое время (ограничивается каждым ведущим самостоятельно) вам нужно собрать как можно больше ключиков! Универсальная «открывашка» — ваша наблюдательность и уважение к другому человеку. Всем ли понятны правила игры? Конечно, эта игра очень похожа на «Угадайку», но в большинстве случаев все человеческое общение строится по этому принципу.

7. Впечатления от игры

Цель данного игрового этапа: подведение итогов на эмоциональном уровне.

Время: 10 минут.

Инструкция. Предлагаю вам поделиться эмоциями, игровыми результатами. Что понравилось / не понравилось в игре? Что особенно запомнилось?

8. Обсуждение

Цель данного игрового этапа: подведение итогов на рациональном уровне.

Время: 15 минут.

Инструкция. Давайте теперь задумаемся, что происходило во время игры и почему.

Если позволяет время, можно заполнить сравнительную таблицу:

Открыл сундук и «ключик» Ваня — смелость Петя — доброта Маша — вежли- вость Даша — друже- любие
Ваня     +  
Петя +      
Маша +     +
Даша +   +  

Данная таблица позволяет сделать следующие выводы:

• Наиболее результативный игрок. Почему именно этому участнику удалось открыть наибольшее количество сундуков? Какими качествами он обладает? Кому удалось открыть меньше всего сундуков? Почему?

• Наиболее «поддающиеся» / «неподдающиеся» участники. Почему именно у этого участника все смогли / не смогли получить «ключик»?

• Ценный социометрический материал: можно выделить друзей / подруг, которые получили «ключики» путем обмена, «аутсайдеров» и «лидеров» (если эти категории могут быть в игре).

• Наиболее «читаемый» ключик. Какое качество поддается наиболее быстрому «обнаружению»? Почему так? Наиболее «трудное» для понимания качество: почему?

• Почему к одним участникам подходили часто, а к другим редко? Ко всем ли мы проявляли уважение? (Данный вопрос открывает направление для дальнейшей работы внутри группы, например: «Как проявлять уважение ко всем участникам группы?»)

Если время не позволяет сделать подробный анализ игры, то можно использовать предложенные вопросы без заполнения таблицы.

9. Сложи в сундук

Цель: общее подведение итогов игры.

Время: 10 минут.

Инструкция. Ребята, мы с вами проделали большую работу. Теперь мне бы хотелось от каждого из вас услышать общий итог этой игры. Закончите фразу: «После этой игры я могу положить в свой сундук…» (то, что поняли, чему научились, что увидели, услышали, почувствовали, чего добились, что сделали, то есть наиболее важные для вас результаты этой игры).

Игра «Дарю тебе ключик…»

Цель: создание атмосферы доверия, получение обратной связи от участников группы.

Необходимые материалы: сундуки с записанными на них качествами, ключики, вырезанные из бумаги (по количеству участников), карандаши.

Предварительная подготовка: несколько сундуков (10–12) с написанными на них качествами, ценностями, которые не были озвучены на занятии либо упомянуты вскользь, вывешиваются на доску, каждому участнику выдается ключик, вырезанный из бумаги.

Примерный список ценностей / качеств: благородство, воспитанность, сдержанность, вдумчивость, отзывчивость, любознательность, терпимость, усидчивость, гордость, уступчивость, щедрость, доброжелательность, искренность, активность, инициативность, бескорыстие.

Время: 10 минут.

Инструкция. Пришло время попрощаться до следующего занятия. Мы многое сегодня узнали друг о друге, многое сложили в наши сундуки. Давайте закончим наше занятие приятно: подарками. И их тоже положим в сундук как память о нашем сегодняшнем занятии. Посмотрите на доску. В каждом сундуке лежит какое-то качество. Эти качества мы не упоминали на нашем занятии либо же не придали им большого значения. У каждого в руках есть один ключик. Посмотрите на своего соседа слева. Посмотрите внимательно на сундуки с качествами. Как вы думаете, какое качество оказалось бы нелишним для вашего соседа? Наличие какого качества оказалось бы приятным для него, доставило бы удовольствие? Напишите это качество на ключике. Далее мы по кругу подарим нашим соседям слева ключики со словами «Я дарю тебе ключик от сундука с… потому что…». Как известно, подарки принимаются по принципу «дареному коню в зубы не смотрят». Просто поблагодарите своего соседа. (Ведущий во время процедуры записывает, какие качества были подарены участниками.) Итак, любопытно отметить, что в нашей группе, по мнению участников, наибольшей популярностью пользуется качество… Но это уже тема наших дальнейших встреч. До свидания!

На заметку ведущему. Данный тренинг можно использовать как диагностический (изучение себя, своих отношений с другими, отношений в группе). Направления дальнейшей работы: улучшение внутригрупповых отношений, изучение личностных качеств каждого из участников и др. Если предполагается такая работа, то целесообразно вести записи во время тренинга, полезно оставить список качеств, таблицу с выбранными качествами, итоговую таблицу игры «Открой меня!», список «подаренных» качеств в игре «Дарю тебе ключик…».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ключик для игры

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сундук

Ольга СИЛИНА,
психолог,
Москва