Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Методическая копилка

Валентина СЫЧЕВА,
психолог,
Москва

 

Конспект занятия по курсу «Психология общения»

О значении позитивного мышления

Цель: формирование основ толерантной коммуникативной культуры.

Задачи:

• раскрыть детям психологическое содержание понятий «позитивное и негативное мышление», показать значение позитивного мышления для жизни человека;

• способствовать осмыслению ]ценности позитивного мышления;

• развитие креативности;

• помочь преодолеть негативные мысли о себе и окружающих людях;

• способствовать овладению навыками позитивного мышления, используя созданный группой алгоритм.

Материалы и оборудование:

• клубок толстых мягких шерстяных ниток пастельных тонов;

• бумага формата А4 на каждого учащегося и 3–5 листов бумаги формата А1 (ватман);

• акварельные краски или гуашь, кисти разных размеров — на каждого учащегося;

• магнитофон, коллекция записей классической музыки (сопровождающий фон).

Участники: группа до 15 человек, 3–4-й класс.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть

Дети рассаживаются на стулья, составленные в круг общения.

Упражнение «Комплименты в круге»

Психолог. Дорогие друзья! Сегодня мы начнем наше занятие, как и в прошлый раз, с приятных слов другому человеку о его умениях и достоинствах. Вы, конечно, помните, как называются такие слова? (Дети вспоминают пройденное понятие, отвечают.) Совершенно верно, комплимент. Помните, как мы играли на прошлом занятии? (Психолог начинает, дети подхватывают игру: протягивая нить и передавая друг другу клубок, говорят друг другу комплименты.) Все комплименты сказаны? никого не забыли? Попробуйте теперь тихонько потянуть нить. Что вы чувствуете? (Чувство своих партнеров, все мы связаны друг с другом, мы одно целое, между нами образовалось что-то общее.) Да. А чем мы с вами связаны, что сейчас нас так объединило? (Хорошие, добрые слова.) Верно. А пока слова не сказаны вслух, как они называются? (Наши мысли.) Значит, сейчас мы связаны добрыми, положительными мыслями друг о друге!

Посмотрите, я послала в круг добрую мысль, и ко мне она вернулась, пускай и выраженная другими словами. Как вы думаете, улучшилось у меня настроение, прибавилось ли у меня положительной энергии, силы?.. А теперь, представьте, что я послала бы кому-то из вас нехорошую мысль (насмешку, обиду, раздражение и др.) и у вас в руках сейчас черная нить…Как вы думаете, что бы я получила из круга обратно?.. Да, скорее всего, я бы сейчас держала два черных конца нити. Как бы это отразилось на мне? (Плохое настроение, неуверенность в себе, отрицательная мысль об окружающих, может быть, ухудшение здоровья, если это состояние будет долгим.) Давайте смотаем наш клубочек светлых мыслей и обобщим наши рассуждения.

Психолог этим упражнением настраивает детей на коллективную работу, позитивное восприятие друг друга и вводит в новую тему.

2. Основная работа по теме

Психолог. Мы с вами рассуждали о том, что есть мысли положительные, добрые, хорошие о себе и окружающих, которые несут улучшение настроения, заряд бодрости, здоровья, увеличение сил не только психических, но и физических. Такое мышление называется положительным или еще говорят «позитивным». И есть мысли отрицательные, плохие, недобрые, приносящие себе и другим людям не только плохое настроение, неуверенность в себе, недоверие окружающим, но и ухудшение физического здоровья, если эти мысли надолго «застрянут» у нас в голове. Такое мышление назовем отрицательным или, как говорят, «негативным». Наверное, каждый из нас когда-нибудь испытывал на себе действие и тех, и других мыслей?.. Тогда вам, наверное, знакомо состояние, когда трудно прогнать от себя дурные мысли и настроиться на хорошее, «позитивное» мышление?.. (Да.) Может быть, у кого-то из вас есть свой способ изгнания « негативных» мыслей из головы?

Дети отвечают. Психолог уточняет ответы, одобряет или, если ответов нет, сразу предлагает послушать сказку.

Сейчас я расскажу вам «Сказку о том, что могут натворить «темные» мысли» (см. приложение 1), а вы внимательно слушайте и по ходу сказки попробуйте выбрать одну из «темных» мыслей, указанных на доске (приложение 2) или не указанных. Представьте как она могла выглядеть, если бы ее оживили волшебной палочкой, и изобразите ее на бумаге. Подпишите, какая мысль изображена на вашем рисунке. (В этом задании заложен элемент проективной диагностики и одновременно проработка негативного состояния — выбранная мысль может соответствовать его внутреннему состоянию в настоящий момент.)

Рассказ можно сопровождать музыкой, подобранной из отрывков музыкального произведения М. Мусоргского «Картинки с выставки». После прочтения сказки психолог собирает рисунки, подписанные детьми.

Ваши рисунки я отдам на следующем занятии, и мы продолжим работу с ними.

А теперь разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4–5 человек и совместно придумайте окончание этой сказки по группам. Давайте договоримся, что конец ее должен быть позитивным. Допустимо и даже приветствуется введение в действие персонажей из других сказок. По окончании работы выбранный группой представитель озвучивает перед всеми вариант завершения сказки.

Дети работают в группах. По окончании работы психолог предлагает определить по жребию очередность выступления представителей.

Теперь, когда все варианты выслушаны, пусть каждый из вас выберет один вариант окончания сказки, который ему понравился больше всего. Объединитесь, пожалуйста, в одну группу те, кому, понравился 1-й вариант… (И так дается команда по всем вариантам.) Вам дается 10–15 минут, чтобы выбрать небольшой фрагмент из сказки с понравившимся окончанием, подготовиться и сыграть его по ролям.

После проигрывания каждой группой своего отрывка каждому актеру задается вопрос: «Что ты чувствовал, когда исполнял свою роль?»

Теперь прошу вас всех встать и представить, что вы стряхиваете с себя свои роли, снимаете маски и снова становитесь самими собой.

3. Обсуждение итогов

Психолог. Итак, на этом занятии мы получили новое знание о том, каким может быть наше мышление. Кто назовет новые понятия, с помощью которых мы можем это знание передать? Почему для человека важно позитивное мышление и почему вредны негативные мысли? Какая сила помогает человеку избавляться от негативных мыслей? Что питает мысль и делает ее сильнее? (Воображение, фантазия.) Верно. Давайте в конце нашего занятия придумаем свой способ избавления от негативных мыслей и контроля над своим мышлением.

Психолог с помощью наводящих вопросов помогает выстроить алгоритм контроля над своим мышлением. Например, такой:

— отметить, если мысль нехорошая;

— подключить силу воли, чтобы не подпитывать негативную мысль воображением и размышлением над ней;

— призвать на ее место противоположную по значению позитивную мысль;

— усилить позитивную мысль с помощью воображения и размышления над ней.

Дети могут создать и свой алгоритм. Психолог поддерживает и помогает оформить его в слова.

4. Домашнее задание

Применить дома алгоритм контроля за своим мышлением в различных ситуациях и на следующем занятии поделиться опытом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сказка о том, что могут натворить темные мысли

На одной прекрасной голубой планете жили добрые, сильные и красивые люди. Их мир завораживал своей красотой: теплые моря омывали цветущие материки, ласковое солнце круглый год дарило всему живому на планете тепло и изобилие. Удивительно дружелюбные, необычные по виду и окраске животные и птицы, яркие краски цветов и деревьев, радующие душу… Везде царила гармония. И люди, живя среди этой красоты, становились все более совершенными и душой и телом…

Но однажды прилетел на планету черный колдун на своем звездолете. Приглянулась ему дивная планета, а людей он возненавидел, так как у него самого душа была черная, полная злобы, а поэтому и внешность уродливая. Решил он извести людей, а планетой самому править. Покопался колдун в своей черной душе и извлек оттуда бесчисленное множество темных мыслей и мыслишек. Здесь были мысли зависти, лени, злости, коварства, обиды, предательства, неуверенности в себе, жадности, самоуверенности, ненависти, трусости… Да мало ли найдется в черной душе такого «добра»?

Запечатал колдун эти мысли в волшебный сосуд и, улетая, сбросил на планету. Разбился сосуд о землю, и разлетелись темные мыслишки среди людей. А чтобы не могли люди этим мыслям противостоять, колдун в последнюю ночь пребывания на планете облетел все жилища и похитил у людей их силы воли. Запечатал их в большой сундук и бросил на дно морское. Потер колдун руки от удовольствия и отправился на своем звездолете дальше по своим черным делам, решив вернуться на эту планету лет через сто и с легкостью стать ее правителем, так как был уверен, что никого из людей уже в живых не останется.

С тех пор начались на той планете несчастья. Распространившиеся мысли колдуна залетали в головы людей и там застревали. Застревали потому, что избавиться от них без силы воли было не так-то просто. Кроме того (вы, наверное, знаете этот секрет) — любая мысль подпитывается Воображением и Фантазией. Стоило в голове человека зародиться хотя бы и мелкой пакостной мыслишке, как она, подкормившись людским воображением, начинала расти, набираться сил и превращалась в такую большую, основательно продуманную, что могла уже этим человеком управлять. Ведь изгнать эту мысль (то есть отказаться от ее продумывания) без силы воли не каждому удавалось. Были, конечно, отдельные люди, у которых опять начала расти их сила воли, питаемая силой доброго сердца. Но мало у кого из людей оказалось сильное сердце.

Вот так и получилось. Плохие мысли стали рождать в людях плохие желания, а эти желания стали толкать людей на плохие действия и поступки. Все меньше в людских головах оставалось места для дум о хорошем и красивом, их вытесняли «темные» мысли-мыслишки. Люди, переставшие думать о других, не хотели ничего ради других делать. Начались на планете ссоры, обман, поднялась волна ненависти друг к другу, начались войны. Казалось, всю планету окутало огромное серое облако агрессии, жестокости и равнодушия.

Стала планета задыхаться от этой негативной людской энергии и заболела. Поднялась температура на поверхности планеты, и изменился климат. Стали умирать на ней цветы, деревья, животные и птицы. Разбушевались ураганы, поднялись высокие волны цунами, в горах стали извергаться вулканы, начались наводнения. И все живое, и даже сама планета, оказались на краю гибели. Но большинство людей уже не могли опомниться, так как не научились контролировать свое мышление и в их души проникла черная негативная энергия. Только дети еще могли что-то изменить, так как их души еще не успели потемнеть и они были способны отличить добро от зла, красоту от убожества.

И вот однажды собрались вместе дети всей планеты и стали думать, как спасти свою планету и народ. Думали-думали и вот что придумали…


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перечень негативных мыслей, предлагаемых к изображению

• Злость.

• Обида.

• Ненависть.

• Неуверенность в себе.

• Предательство.

• Грусть.

• Лень.

• Обман.

• Трусость.

• Жадность.

• Зависть.