Евгения КОРОЛЕВА,
студентка МГППУ
УПРАЖНЕНИЕ «МОЯ ИСТОРИЯ»
Цели: упражнение «Моя история»
позволяет выявить личностные особенности
ребенка, его эмоциональные переживания,
особенности взаимоотношений с окружающим миром;
определить семейную ситуацию, в которой ребенок
находится; помогает разобраться в тревожащих его
вопросах, которые ребенок не может затронуть в
обычной жизни.
Ребенку
дается определенный каркас некой истории, без
конкретного начала и конца. В этой истории есть
главный герой, которому предоставляется
возможность исполнить его самое заветное
желание. Затем ведущий (психолог) предлагает
ребенку построить на данном каркасе собственную
историю — рассказать о жизни героя: его семье,
друзьях, учебе и пр.; о самом герое: его личностных
особенностях, характере, любимых занятиях. И
конечно же, обязательно следует как можно более
красочно описать самое заветное желание героя.
По ходу рассказа ведущий задает ребенку
дополнительные вопросы с целью более точно
раскрыть личность героя истории и мотивы его
поступков.
Каркас истории, использующийся при проведении
упражнения, зависит от детей, то есть пол героя,
его возраст и минимальные характеристики должны
быть такими же, как у ребенка, с которым
проводится работа. Главная задача состоит в том,
чтобы дать понять участникам, что герой этой
истории является таким же ребенком, как и они, что
он обладает всеми качествами, присущими им, и что
его жизненная ситуация схожа с ситуацией самих
детей.
Это упражнение можно проводить как с одним
ребенком, так и с группой детей.
Пример
Ведущий. Ребята, сегодня я
расскажу вам сказку о самом обычном ребенке.
Обычном, да не совсем обычном, ведь все мы в чем-то
особенные и не такие, как все. Ну а пока я буду
рассказывать, попробуйте как можно лучше
представить себе героя моей сказки. Вообразите
себе, что вы его очень хорошо знаете, не хуже, чем
самих себя, и у вас нет друг от друга никаких
секретов.
В одном самом обычном городе жил-был ребенок (для
девочек — девочка, для мальчиков — мальчик). Ему
было 10 лет (возраст указывается в зависимости
от возраста детей, участвующих в этом упражнении,
поэтому желательно, чтобы все дети были одного
возраста) и он учился в школе (по возможности,
историю необходимо расширить: назвать город,
класс, время года; добавить как можно больше
общих деталей, которые не помешают ребенку
ассоциировать себя с главным героем истории).
Однажды Волшебная фея пришла к нему в гости и
сказала, что за то, что он сделал, теперь он
заслуживает исполнения самого заветного своего
желания. Наш герой обрадовался возможности
осуществить свою мечту и задумался, чего именно
он хочет больше всего на свете…
А теперь, ребята, попробуйте представить себе
этого ребенка. Опишите его, какой он — добрый или
злой, веселый или грустный, много ли у него
друзей? Представьте, какая у него семья и хорошо
ли он учится в школе. А самое главное, что такого
он совершил, чтобы Волшебная фея решила
исполнить его самое заветное желание? И конечно
же, какое именно желание он загадал?
Детям дается время на то, чтобы они смогли
написать свои истории. При желании они также
могут нарисовать своего героя или какой-то
момент из его жизни.
Когда работа закончена, каждый участник
рассказывает свою историю, другие ребята могут
задавать вопросы.
Ведущий должен внимательно относиться ко всем
деталям рассказов и записывать основные моменты:
ситуация в семье, взаимоотношения с родителями и
сверстниками, личные особенности героя, заветное
желание. Особое внимание стоит обратить на тот
поступок, которым герой, по мнению детей,
заслужил исполнение желания.
При обсуждении историй ведущий должен
поддерживать позитивную атмосферу в группе и
учить детей смотреть на спорные моменты с разных
точек зрения. Сказать, например, что нет плохих
личностных качеств, ведь любое качество может
быть использовано и в благих целях.
Пример дополнительных вопросов ведущего
— Скажи, пожалуйста, что больше любит твой
герой: гулять с друзьями после школы или
приходить домой и проводить время с родителями?
Почему?
— Много ли у твоего героя друзей?
— В своем классе он общается со всеми
одноклассниками одинаково или предпочитает
дружить только с несколькими ребятами?
— Нравится ли твоему герою в школе? Почему да?
Почему нет?
— Какие уроки герой твоей истории любит больше
всего?
— Расскажи, какие игры являются самыми
любимыми для героя твоей истории?
— Почему твой герой совершил именно такой
поступок? Как ты думаешь, из-за чего Волшебная фея
решила, что такой поступок заслуживает
исполнения самого заветного желания?
— Почему именно такое желание загадал герой
твоей истории?
— Какие еще желания твой герой осуществил бы,
если бы Волшебная фея согласилась их исполнить?
Квалифицированный специалист с помощью этого
упражнения сможет определить, с какими детьми
необходимо провести более глубокую работу.
Интерпретация
Это упражнение, прежде всего, направлено на
выявление особенностей личности детей и их
взаимоотношений с окружающим миром. Придумывая
историю ребенка, по заданным параметрам похожего
на них, дети будут вкладывать в своих героев
качества, присущие им самим. Они метафорически
опишут свои жизненные ситуации, особенности
своих взаимоотношений с родителями и
сверстниками, ситуации в семье и школе.
Через поступок, которым герой заслужил
исполнение желания, расскажут о, на их взгляд,
своем самом лучшем качестве, сильной стороне
своей личности. Дети получат возможность
рассказать о своих проблемах через придуманного
персонажа, смогут поднять тревожащие их темы и
получить обратную связь от сверстников.
Данное упражнение я предлагаю проводить с
детьми в возрасте 9–11 лет (можно старше), так как
детям младшего возраста в большей степени
требуются игровые упражнения, а в 3–5-м классах
ребятам уже проще усидеть на одном месте и
написать или нарисовать свои собственные
истории.
Вообще это упражнение подходит для людей
любого возраста.
Суть его всегда будет оставаться прежней, а
каркас истории будет изменяться в зависимости от
тренинговой группы.