Юлия СВЕТОХИНА,
психолог,
Москва
Занятие из тренинга «Учимся сотрудничать»
Необычный оркестр
Цель тренинга: развитие навыков
сотрудничества.
Задачи:
• сформировать представление о сотрудничестве
как одной из форм эффективного взаимодействия;
• сформировать представление об эффективном
общении в рамках сотрудничества;
• познакомить участников с понятием конфликта
и способами его разрешения;
• создание сплоченной группы;
• обучение навыкам конструктивного разрешения
конфликта;
• отработка навыков понимания других людей,
себя, а также взаимоотношений между людьми;
• тренировка коммуникативных навыков;
• формирование навыков совместной
деятельности.
Общая продолжительность: 12 часов
Периодичность проведения: 1—2
раза в неделю.
Количество занятий: 6.
Продолжительность занятий: 2 часа
Контингент: учащиеся 7–11-го
классов.
Количество участников в группе:
12–15 человек.
Приводим в пример одно из занятий.
ЗАНЯТИЕ 2
Цель занятия: сформировать
представление о сотрудничестве, эффективном
общении.
Упражнение «Приветствие»
Цель: введение в атмосферу тренинга,
сплочение группы
Время проведения: 5 минут.
Инструкция. Здравствуйте, рада вас всех
видеть. В начале нашего занятия пусть каждый по
цепочке расскажет о своем настроении и
пожеланиях на этот день.
Упражнение «Необычный оркестр»
Цель: разогрев участников, введение в
атмосферу тренинга, сплочение группы.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция. Представим, что мы с вами
необычный оркестр. давайте найдем себе
инструменты — это будут вещи, которые находятся
в кабинете, всё, что может издавать звуки или с
помощью чего их можно извлечь. Нашли? Послушайте,
как звучит ваш предмет. Попробуйте воспроизвести
какую-нибудь мелодию.
Теперь разбейтесь на пары и поиграйте в унисон.
А сейчас мы разобьемся на две команды, и каждая
команда создаст свою мелодию. И в завершение
упражнения обе команды играют вместе.
Упражнение «Карандаши»
Цель: обучение навыкам взаимодействия,
умению работать в парах и в группе.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: карандаши, по одному на пару.
Инструкция. Суть упражнения состоит в
удержании закрытых колпачками карандаша или
ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом
участников.
Сначала выполняется подготовительное задание:
разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются
друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки
и пытаются удержать карандаш, прижав его концы
подушечками указательных пальцев. Дается
задание: не выпуская карандаш, двигать руками
вверх-вниз, взад-вперед.
После выполнения подготовительного задания
группа встает в свободный круг (расстояние между
соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются
между подушечками указательных пальцев соседей.
Группа, не отпуская карандашей, синхронно
выполняет задания:
— Поднять руки, опустить их и вернуть в
исходное положение.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг
вперед, шаг назад.
— Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
— Присесть, встать.
— Шагнуть вперед, поднять руки.
— Держать карандаш безымянными пальцами.
— Держать карандаш мизинцами.
— Выполнить упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение
• Какие действия должен выполнять каждый из
участников, чтобы карандаши не выпадали?
• На что ориентироваться при выполнении этих
действий?
• Как установить необходимое взаимопонимание?
Ведущий. Наш тренинг направлен
на то, чтобы в игровой форме развивать
необходимые для сотрудничества и
взаимопонимания умения, например координировать
совместные действия с окружающими,
«чувствовать» человека, который находится рядом.
Такие умения необходимы и для достижения успеха
при работе в группе.
Упражнение «Что такое сотрудничество?»
Цель: разобраться в понятии
«сотрудничество»; сплочение группы.
Время проведения: 25 минут.
Материалы: листы бумаги формата А3,
карандаши, фломастеры, ручки.
Инструкция. Сейчас мы с вами рассмотрим
понятие «сотрудничество», но сначала я бы хотела
прочитать вам и обсудить одну притчу, которую
прочла недавно в одной книге. Слушайте
внимательно, и пока я буду читать, подумайте, о
чем она, какую мысль в себе несет.
Жил-был
один Монах. И в течение большей части своей жизни
он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На
эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну
ночь, когда он заснул во время своих мучительных
раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди
перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и
голодные. Присмотрелся он получше — у каждого в
руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть
из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг подбегает к Монаху местный служащий
(судя по всему, черт) и кричит:
— Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в
Рай.
Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же
картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с
длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые.
Присмотрелся человек — а здесь люди этими же
ложками кормят друг друга».
Ведущий обсуждает притчу с группой, участники
делают выводы.
Ведущий. Для дальнейшей работы
нам надо разбиться на подгруппы. Для этого
давайте встанем и немного разомнемся,
подвигаемся. Представьте, что вы «атомы», которые
хаотично и беспорядочно движутся в пространстве.
Когда я хлопну в ладоши и назову число, «атомы»
должны объединиться в «молекулы», то есть в
группы с тем количеством человек, которое я
назову.
Ведущий хлопает в ладоши и называет числа, пока
группа не разобьется на подгруппы с примерно
равным количеством участников.
Ведущий. Итак, у нас получилось
несколько маленьких групп. Теперь пусть каждая
группа возьмет себе стулья и расположится в
кабинете так, чтобы не мешать другим группам.
Молодцы! Сейчас за 5–7 минут в подгруппах вы
должны будете написать ответы на несколько
вопросов, я их запишу на доске, а также раздам
бланки с вопросами каждой группе. Каждая группа
получит также по листу бумаги и по одной ручке.
Всем понятно задание?
Вопросы
• Что такое «сотрудничество»?
• Список качеств, необходимых для
сотрудничества.
• Список умений, необходимых для
сотрудничества.
• Цели сотрудничества.
Ведущий. На работу у вас есть 5
минут. Время пошло.
Участники работают в подгруппах, затем по
истечении времени садятся опять в круг
подгруппами, как они работали, и обсуждают, что
написала каждая подгруппа. В кругу по очереди
один из членов подгруппы озвучивает, что они
написали. Ведущий записывает это на доске, и
совместными усилиями составляется общий список
ответов на вопросы.
Вместе с участниками ведущий составляет
ромашку, где сердцевина — это слово
«сотрудничество», а лепестки — то, что в него
входит.
Упражнение «Давайте вместе»
Цель: овладение умением чувствовать друг
друга, быть одной командой.
Время проведения: 5 минут.
Инструкция. Нам предстоит совместно решить
одну задачу: как можно быстрее всем одновременно,
не договариваясь и не произнося ни слова,
выбросить одинаковое количество пальцев на
обеих руках. Я буду считать. На счет «три» все
одновременно выбрасывают пальцы. Если задача не
решена, мы делаем очередную попытку.
Упражнение «Аборигены и инопланетяне»
Цель: развитие навыков общения.
Время проведения: 15 минут.
Группа делится на две подгруппы: первая —
аборигены, вторая — инопланетяне.
Инструкция для аборигенов. Вы — аборигены.
Где вы живете и чем занимаетесь, а также каковы
ваши обычаи — вы выбираете сами, у вас будет на
это 5–7 минут. Но надо иметь в виду одну вашу
особенность — вы плохо знаете язык и на
вопросы можете отвечать только односложно. Кивок
головой обозначает «нет». Слово «нет» означает
«да». Слово «да» в речи аборигенов отсутствует.
Если в вопросе содержатся слова «любовь»,
«любить», «любите», аборигены выбрасывают руку
вперед и показывают «классно». Итак, у вас есть
5–7 минут, чтобы договориться о своих обычаях.
Знайте, что случилось чудо: к вам прилетели
инопланетяне с дружеским визитом и хотят о вас
узнать. После того как вы договоритесь между
собой, вы встретитесь с ними и пообщаетесь.
Инструкция для инопланетян. Вы —
инопланетяне, вы прилетели на чужую планету,
чтобы познакомиться с ее жителями — аборигенами.
Ваша цель: узнать как можно больше об аборигенах,
задавая им вопросы. Но у них есть одна
особенность — отвечать они могут только
односложно. У вас есть 5 минут, чтобы придумать
вопросы, которые вы будете задавать, но можете их
придумывать и по ходу встречи.
Подгруппы рассаживается на стульях полукругом.
Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы
получить как можно больше информации об
особенностях жизни и общения аборигенов.
Обсуждение
• Что чувствовали аборигены и инопланетяне?
• Легко ли аборигенам было говорить?
Упражнение «Волшебный чемоданчик»
Цель: ритуал завершения, закрепление
полученного опыта.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: листы бумаги, мелки, карандаши.
Инструкция. Сейчас я предлагаю вам
подумать, что было важным для вас в сегодняшнем
занятии. Затем возьмите по листу бумаги и
карандаш, какой вам понравится, и нарисуйте то,
что соответствует сегодняшнему дню. Это может
быть какой-нибудь предмет, или явление природы,
или животное — все, что вам захочется, только
время ограничено — всего 3–5 минут.
Обсуждение
Каждый участник по кругу рассказывает о том,
что он вынес из сегодняшнего занятия, какой и
почему цвет выбрал, что означает предмет, который
он нарисовал.
Участники рассказывают об эмоциональном
отношении к прошедшему занятию и задают вопросы.