Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Вместе с учителем

ТЕРРИТОРИЯ «ШКОЛА»

Тренинговое занятие с педагогами

Цель: сплочение педагогического коллектива,активизация творческого потенциала учителя.

Задачи:снятие эмоциональной нагрузки, настрой на готовность к творческой работе, осознание своей профессиональной роли, закрепление навыков взаимодействия членов педагогического коллектива для решения общих задач.

Разминка

Упражнение «Что значит для меня слово школа?» (10 минут)

Ведущий. Я прошу вас по кругу, особо не задумываясь, ответить на этот вопрос. Ответьте первой пришедшей в голову фразой. Например: «Для меня школа — это реализация моих профессиональных возможностей».

Упражнение «Педагог или учитель?» (25 минут)

Ведущий. Мы все — представители одной профессии, но называют нас по разному: кто-то говорит «педагог», кто-то — «учитель». Эти два понятия синонимичны, но в них есть и различия. Я предлагаю вам составить портреты «педагога» и «учителя», можно с описанием внешности и поведения. Задание лучше выполнять в группах, поэтому мы рассчитаемся на первый-второй-третий. Таким образом у нас получились три группы: первая будет называться «педагоги», вторая — «родители», третья — «ученики». А теперь каждая группа со своей позиции постарайтесь составить психологические портреты.

В данном упражнении обычно возникает вопрос, нужно ли находить различия. Здесь надо подчеркнуть, что не это является задачей, важно просто представить и описать учителя и педагога. Например, как выглядит педагог, какими чертами характера обладает, как себя ведет, и то же самое про учителя. Как правило, портреты получаются очень разными. По окончании упражнения можно задать вопрос участникам, кем они себя считают: «педагогами» или «учителями».

Упражнение «Паровоз» (15—20 минут)

Ведущий. Сейчас мне нужен один доброволец, который станет локомотивом, остальные будут вагонами. Задача локомотива: провести состав. Задача состава проследовать за локомотивом. Локомотив движется с открытыми глазами, вагоны с закрытыми.

После игры обсуждение: в какой роли чувствовали себя лучше, в роли ведущего или ведомого?

Если группа большая, то можно разделиться на подгруппы. Идеальный вариант, если каждый участник побудет и вагоном, и локомотивом. Поезд движется 30 секунд, затем локомотив меняется (игрок, ведущий поезд, переходит в конец состава, а 1-й вагон становится локомотивом).

Упражнение «Фотоальбом» (20 минут.)

Ведущий. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, какими вы пришли работать в школу, какими были ваши мысли, чувства. А теперь представьте, что в первый день вашей работы какой-то папарацци сфотографировал вас. Постарайтесь изобразить, каким вы могли бы получиться на фотографии, и придумайте к ней подпись.

А если этот же папарацци снимет вас сейчас, какой будет фотография, а какой подпись?

Обсуждение: что изменилось?

Данное упражнение на эмоциональном уровне позволяет понять, какие изменения произошли в профессиональном плане, как воспринимается работа, нет ли усталости и др.

Основная часть

Игра «Построим школу» (40—60 минут)

Данное упражнение хорошо работает на сплочение коллектива. В любом коллективе есть творческие люди и люди бюрократического склада. Как правило, эти две категории с трудом находят взаимопонимание. Игра дает возможность посмотреть, насколько важными для работы являются обе эти позиции.

Ведущий. Прошу вас разделиться на группы в произвольном порядке. Представьте, что профессия педагога стала высокоценимой, и вот открыли новую школу. В ней объявлен конкурс на лучший педколлектив. Ваши задачи: 1) распределить роли в ваших малых группах; 2) сформулировать и записать краткие должностные инструкции для каждого члена коллектива; 3) сформулировать девиз вашего учебного заведения.

(Участники представляют свои работы.)

Итак, конкурсное задание: организовать агитационную кампанию на тему «Зачем учиться в вашей школе? Зачем мне нужен ваш предмет?». Условия: кампания должна быть зрелищна и убедительна и проведена с оформлением всей необходимой документации (приказа директора, краткой стенограммы заседания педсовета и пр.).

Представление конкурсных работ.

Обсуждение: что было трудным, что мешало в выполнении данного задания? Какие основные проблемы возникли?

Ольга БАЛАШОВА,
педагог-психолог,
МОУ «Коммунарский лицей»,
Московская область