Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Игротека

В поисках спокойствия

Для учащихся начальной школы

Цель: познакомить детей со способами расслабления, обретения душевного спокойствия.

Оборудование: приятная расслабляющая музыка; слова на доске: уверенность, терпение, понимание, дружба, улыбка, расслабление, спокойная музыка, отдых, приятные мысли, спокойствие; материалы для творчества.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в далекую страну, но сначала послушайте историю — как все начиналось.

Где-то далеко-далеко есть волшебная страна Чувств. Живут там Радость, Удовольствие, Обида, Грусть, Злость, Интерес и многие другие. Живут они в маленьких домиках и любят ходить друг к другу в гости.

Все эти чувства очень нужны. Но если чувства расшалятся — тяжело придется людям.

Что будет, если человек будет очень много:

– бояться,

– грустить,

– злиться,

– радоваться?

(Ответы детей.)

Справиться с расшумевшимися чувствами помогает Спокойствие (на доске закрепляется слово «спокойствие»). Оно вовремя угомонит тех, кто сильно злится, кто сильно развеселился, кто постоянно грустит.

Но случилась беда в волшебной стране — злой волшебник украл Спокойствие. И теперь радость смеется не переставая, злость со всеми дерется, грусть все время плачет.

Давайте поможем вернуть спокойствие в волшебную страну!

Что случится, если мы не поможем? (Ответы детей.) А вы знаете, что наши чувства влияют на наше здоровье? (Знакомство детей с теорией психосоматики.)

Что ж, мы отправляемся в дорогу. Что мы возьмем с собой? (Ответы детей.) Как вы думаете, понадобится ли нам в пути Уверенность?Для чего? (Ответы детей.) Возьмем с собой в дорогу Уверенность? (Ответы детей. На доске закрепляется слово «уверенность». Так же обсуждаются «терпение», «понимание», «дружба», «улыбка». Все слова закрепляются на доске под словом «спокойствие».)

Мы взяли с собой в дорогу уверенность, терпение, понимание, дружбу, улыбку и отправляемся в путь.

Дети встают.

Мы идем по мягкой зеленой траве (топ-топ), а в траве попадаются колючие шишки (перепрыгивают с ноги на ногу).

Вот мы вышли на тропинку. Над тропинкой ветки. Раздвигаем их руками. Перелезем через бревно, пролезем под бревном.

И вот пришли мы к болоту, ноги застревают, с трудом их вытягиваем. Но вот снова вышли на тропинку и побежали.

Посмотрели вперед, а там река. Садимся в лодочки и поплыли – гребем. Приплыли. Вылезли из лодки. Отдыхаем.

Чуть вздыхает волна.

(Медленный вдох, плавные движения руками.)

Ярко светит звезда.

(Глядят на небо.)

Ветерок колышется.

(Покачивание телом, руками.)

Как легко мне дышится!

(Спокойное размеренное дыхание.)

Ветерок мне гладит щечку.

(поглаживание щек)

И лежу я на песочке.

(Голова назад, поглаживания по телу.)

Всюду розы аромат.

(Дышат глубоко и свободно.)

Как я этой жизни рад!

(Улыбки, руки к небу.)

Мы почти дошли. И садимся на привал. (Дети садятся на свои места.)

Пока мы шли, испачкались. Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо — лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки.

Теперь мы готовы продолжить наше путешествие. Ложитесь поудобнее. Закройте глаза. (Включается музыка.)

Вот перед вами дорога к замку… вы идете по ней, разглядываете замок… И вот вы у дверей замка… заходите внутрь и видите волшебника… Он говорит: «Ты никогда не найдешь Спокойствие. Тебе это не удастся!» Тогда вы достаете из рюкзака Уверенность и говорите: «Я смогу, я уверен в этом!» Волшебник злится, ругает вас — и тогда вы достаете Терпение и терпеливо ждете, когда он успокоится.

Волшебник выдохся, не знает, что сказать вам, — и тогда вы достаете Понимание и Дружбу и говорите волшебнику: «Я понимаю тебя, ты совсем один и потому злишься, я хочу подарить тебе свою дружбу». И тут вы достаете Улыбку — и радостно, дружелюбно улыбаетесь... Волшебник сражен, он не хочет больше злиться… он ведет вас по замку в поисках спокойствия… Вы проходите через огромные залы… темные коридоры… поднимаетесь по лестнице в самую высокую башню…. И вот перед вами дверь в таинственную комнату… Вы открываете дверь… заходите… Это комната Спокойствия… Вы видите его перед собой… Посмотрите, как оно выгладит… какой запах вы чувствуете в комнате… Осмотритесь внимательно… Запомните то, что вы увидели…

А теперь медленно возвращайтесь назад. Вы помогли Спокойствию вернуться в страну чувств.

Ребята, нарисуйте то, что вы увидели в комнате, как выглядит Спокойствие.

А что помогает вам сохранять спокойствие? (Ответы детей.)

Ведущий бращает внимание детей на доску.

Помогут ли вам обрести спокойствие уверенность, терпение, понимание, дружба, улыбка? (Ответы детей.)

А что еще нам помогало на занятии? (Ответы детей. На доску вывешиваются остальные слова.) Да, это расслабление, спокойная музыка, отдых, приятное занятие (например, рисование).

Спасибо всем! Наше занятие закончено.

Рисунки Иржи Трнка

Наталья КАРЛОВСКАЯ,
педагог-психолог,
МОУ НОШ № 42,
г. Сургут,
Тюменская область