Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2009


Книжный шкаф

Школьная психологическая служба

Работа с педагогами

О.В. Хухлаева
М.: Генезис, 2008

Издательство «Генезис» подготовило серию книг под общим названием «Школьная психологическая служба», одна их них посвящена описанию содержания, организации и способов взаимодействия психолога с учителями.

Школьному психологу, независимо от его профессиональных приоритетов и готовности установить продуктивные отношения со своими коллегами, приходится многие проблемы решать совместно с учителями-предметниками и классными руководителями. Однако о наличии стройной системы взаимоотношений, как правило, говорить не приходится. В этой ситуации представляется весьма своевременным выход книги, помогающей опереться на рекомендации и советы по организации работы психолога с педагогическим коллективом.

Автор книги исходит из того, что основная цель психологической службы в школе — сохранение психологического здоровья учащихся. Опираясь на это положение, задачи работы с педагогами автор формулирует следующим образом: во-первых, содействие сохранению психологического здоровья педагогов; во-вторых, забота об осуществлении педагогами профессиональной деятельности без нарушения психологического здоровья учащихся. При этом первая задача рассматривается в качестве приоритетной. И содержание работы психолога подробно представлено в соответствии с выделенными задачами. В частности, специальное внимание уделено проблеме эмоционального выгорания педагогов и возможным способам их психологической поддержки.

Большое место отведено в книге вопросу взаимодействия педагогов с учащимися, имеющими выраженные нарушения психологического здоровья, — агрессивным и эмоционально неустойчивым. Список типичных видов нарушений может быть значительно расширен, однако представляется очень важной и актуальной попытка автора обратить внимание на эти проблемы именно педагогов, так как для школы характерна ситуация, когда решение задач, не имеющих непосредственного отношения к усвоению школьной программы, перекладывается на плечи психолога. Например, здесь речь идет о детях с социальными страхами, за которыми скрывается зависимость от оценок взрослых. Необходимым условием коррекции подобных состояний выступает включение ребенка в деятельность, успех которой зависит от его собственного участия. Понятно, что в условиях школьного обучения таковой является прежде всего учебная деятельность ребенка, и усилий психолога в данном случае будет явно недостаточно.

Следует специально сказать о разделе, посвященном подробному представлению методов групповой работы с педагогами. Автор совершенно справедливо указывает, что индивидуальное консультирование педагогов не может заменить групповых методов работы.

Данное издание представляет собой обобщение собственного опыта, что повышает доверие к авторским разработкам, рекомендациям и советам.

Марина СТЕПАНОВА