Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

ЕГЭ: стиль поведения организатора

Практикум по психологической технологии

ЕГЭ вошел в школьную практику не так давно. Он радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки к ЕГЭ не только выпускников, но и организаторов приобретает особую актуальность. Данный практикум обобщает психологические знания, описывает особенности методов релаксации, педагогической техники, позиций организаторов в аудитории, создания атмосферы серьезной работы, но при этом не вызывая у сдающих ЕГЭ отрицательных эмоциональных состояний или желания уйти. Практикум поможет организатору найти правильный стиль поведения на ЕГЭ.

1. РЕЛАКСАЦИЯ,
или КАК БЫСТРО РАССЛАБИТЬСЯ

Дыхательная релаксация

Наиболее простой способ расслабиться — это дыхание на счет. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.

Мышечная релаксация

Необходимо расслабить руки — ощутить тепло рук, их мягкость.

Медитация

Положите перед собой любой предмет (ручку, часы, кольцо и т.д.). В течение определенного времени, не более трех минут, удерживайте все внимание на этом предмете (внимательно его рассматривайте, не отвлекаясь ни на какие посторонние мысли).

2. АУТОТРЕНИНГ,
или ИГРЫ-ФОРМУЛЫ

Способствует гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению психической напряженности. Для того чтобы формулы самовнушения были эффективными, помните о следующих правилах:

• формулы должны иметь короткий текст из нескольких фраз;

• начало фраз: «Я верю…», «Я все могу…», «Я убежден в том, что…» и т.п.;

• формулу повторять несколько раз (иногда до 7 раз);

• непоколебимо верить в «магические свойства» слов;

• проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности.

Утренние формулы

«Уверенность в себе»:

Я человек смелый и уверенный в себе. Я все могу.

«Любовь к ученикам»:

Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними.

«На работу»:

Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Работа — смысл моей жизни.

Формулы в течение рабочего дня

«Спокойствие»:

Я спокойный и стабильный. Я уверенный в себе.

Уменьшение напряженности»:

На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление.

«В процессе работы»:

Я сохраняю выдержку и спокойствие.

«Любовь к работе»:

Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение.

«Снятие волнения»:

Мне легко, легко и свободно. Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем.

«Снятие усталости»:

Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым после работы. Я чувствую молодую энергию во всем теле. У меня здоровые нервы, у меня богатырское сердце.

Текст формулы самовнушения может быть составлен не только заранее, но и в ситуации «здесь и теперь», органично переплетаясь с вашим состоянием и внешними условиями.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА,
или ВЛАДЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ АППАРАТОМ

Голос — тончайший инструмент воздействия. Мелодичность голоса оказывает влияние на психологическую атмосферу в аудитории, на состояние ребенка и даже на отношение к предмету деятельности (интонация, мелодичность, энергичность, четкость, фонетическая красота).

Упражнения для голосового аппарата

• Языком дотронуться до зубов, до альвеол, до гортани. Счет «1–2–3».

• Языком коснуться внутренней стороны щеки, правой — левой. Счет «1–2».

• Произносить стихотворные строчки, поочередно изменяя громкость произнесения, например:

Идет бычок, качается (громко),
Вздыхает на ходу… (тихо).

• Быстрое и четкое произнесение скороговорок:

Король орел.

Талер тарелка стоит.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Осип охрип, Архип осип.

• Произнесение парных согласных: глухого и звонкого, поочередно добавляя гласный звук к трудному сочетанию. Получится вот что:

БПА, ДТА, ВФА, ГКА, ЗСА, ЖША…

БПЭ, ДТЭ, ВФЭ, ГКЭ, ЗСЭ, ЖШЭ… И т.д.

• Произнесение слова легко, мягко, изящно. Для этого следует представить, что слово лежит на ладони правой руки, подержать слово в ладони и осторожно «сдуть», пуская в свет.

4. МИМИКА ПЕДАГОГА,
или НЕВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Дети воспринимают информацию через мимический канал даже в большей степени, чем через канал вербальный. Они сначала видят, потом — слышат.

Характеристики педагогической мимики высокого класса:

• Мимика должна отличаться открытостью ко всему миру и к детям, так, чтобы педагог не был «страшным» для ребенка. Учитывать зеркальность общения — ребенок отражает мимику педагога.

• Мимика должна быть подвижной, чтобы отражать отношение организатора к окружающей действительности, разнообразной и динамичной. Мимическая выразительность создает зону эмоционального заражения.

• Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа.

Упражнения для мимического аппарата

• «Стекло» — вести мимический диалог якобы через толстое стекло, не пропускающее звука (выполняется в паре).

• «Эмоции» — создать мимический портрет переживаемого состояния: радости, восторга, обиды, удивления, скуки и т.д.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАСКРЕПОЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГА

Это свобода движений, легкость пластического выражения, отсутствие страха быть объектом внимания, психическое равновесие, открытая поза, приветливое лицо.

Упражнения

Под легкий веселый ритм и изящную мелодию (не рекомендуется обращаться к популярным песенным произведениям) пройтись по комнате, немного воображения и — погулять по незнакомому городу и т.п.

6. СТИЛЬ ОДЕЖДЫ

Деловой — соответствующий характеру мероприятия. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека.

Диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека, — это зеленые, зелено-голубые цвета. Красный — возбуждает, мобилизует. Розовый — вызывает чувства нежности, легкости. Желтый — возбуждает, может привести к неприятным ощущениям. Зеленый — успокаивает. Оранжевый — вызывает ощущение тепла, способствует релаксации. Голубой — охлаждает, навевает легкость. Синий — нагнетает тревожность, беспокойство. Коричневый — вселяет чувство тяжести, давления.

В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующую цветовую гамму в одежде.

7. ПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАТОРА В АУДИТОРИИ,
или ГДЕ ЛУЧШЕ НАХОДИТЬСЯ

• Движения организатора по аудитории — не такая уж безобидная вещь. Хождение по аудитории мешает выпускнику сосредоточиться.

• Если организатор стоит у открытой двери и при этом разговаривает с кем-то невидимым, выпускники, ловя момент, «списывают», выходят из игры или начинают интересоваться: «А кто там?» — и их внимание рассеивается.

• Попробуйте представить себе, что организатор стоит у стены, за спинами выпускников. Начинает срабатывать эффект «летчика-истребителя»: выпускники вертятся, испытывают неприятное давление, отвлекаются от работы.

• Недопустимо стоять в «закрытой» позе (сжатые челюсти, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки) перед классом или над выпускником, так как подобная «давящая» поза может вызвать у ребят плохое эмоциональное состояние.

Предпочтительная позиция — организатор, «привязанный» к столу, так как выпускники, находящиеся в разных точках аудитории, видят его под большим углом (стол, по возможности, лучше сдвинуть к окну).

• Исподволь наблюдайте за эмоциональным состоянием выпускников в целях предупреждения развития негативных чувств.

ЧТО РАЗДРАЖАЕТ ВЫПУСКНИКА?
(По результатам проводимого среди старшеклассников исследования)

• Громкая беседа организаторов в аудитории, в коридоре.

• Беседа организатора у открытой двери.

•  Шуршание фольги от конфет, шоколада.

• Стук каблуков в аудитории и коридоре.

• Агрессивный тон при объяснении, «закрытая» поза.

• Выражение лица типа «каторжанин».

Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает ему. Поэтому очень важно создать доброжелательную психологическую атмосферу. «Будь строг, но будь умен» (А.С. Пушкин).

Успехов вам, дорогой организатор!

Ольга МАРЧЕНКО,
педагог-психолог МОУ СОШ № 5,
г. Оха, Сахалинская область