|
||||||||||||||||||||
КонфликтЦели и задачи: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и стратегиями поведения человека в различных конфликтных ситуациях; обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций. Время проведения: 40–45 минут. Место проведения: обычное классное помещение. Оборудование: карточки с конфликтными ситуациями для групповой работы; плакаты с напечатанными стратегиями поведения в конфликте (избегание, конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество) и тезисами, указывающими на плюсы и минусы этих стратегий. Возраст: 11–13 лет. Этап I. ПросветительскийПсихолог читает басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Когда в товарищах согласья нет, Психолог. В чем заключается мораль этой басни? Ответы учеников. они не смогли договориться, а отсюда возникла конфликтная ситуация. (Далее учащиеся знакомятся с определением конфликта.) Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор. Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку? (Высказывания детей.) Конфликты – это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения. Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает. Вернемся к басне и ее героям. Как, по-вашему, можно было разрешить их конфликтную ситуацию? И можно ли вообще ее решить? (Высказывания детей.) Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте. Этап II. ДиагностическийУпражнение «Праздничный пирог» Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации. Психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете? Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения: 1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.) 2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.) 3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.) 4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.) 5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.) Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию. Знакомство с характеристиками различных стратегий поведения в конфликтах На доске во время рассказа психолога появляются плакаты с напечатанными стратегиями поведения в конфликтах, характеристикой их плюсов и минусов.
Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы (см. приложение 1), поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Однако если конфликт произошел из-за грубости, несправедливости, обмана, эти стратегии могут оказаться бессильными. Этап III. РефлексивныйВопросы к учащимся • Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни? • Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями? • Какой – с родителями? • Какой – с педагогами? • Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным? Этап IV. ИгровойУчащиеся разбиваются на пять групп, в которых проходит проигрывание ситуаций с использованием разных стратегий поведения: конкуренция, избегание, сотрудничество, приспособление, компромисс. Ситуации А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору. Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры. В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки. Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять. Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности. (См. приложение 2.) После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение. Этап V. ЗаключительныйПсихолог. Дорогие ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к … Правильно, сотрудничеству! ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1 Характеристика стратегий
Приложение 2 Примеры разрешения ситуаций А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору. Конкуренция. Устраиваешь подруге истерику, грозишь порвать дружбу, и она идет с тобой. Избегание. Недовольная, но не вступившая в данный момент в спор (отложу до следующего раза), идешь на дискотеку одна. Сотрудничество. Договариваешься с братом, что он запишет фильм на видео, и идешь вместе с подругой на дискотеку. Приспособление. Забываешь о своем желании идти на дискотеку и остаешься с подругой смотреть фильм. Компромисс. Смотришь начало фильма, затем идешь на дискотеку, а к развязке сюжета возвращаешься. Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры. Конкуренция. Остаешься за компьютером, за хлебом отправляется младший брат. Избегание. Чтобы родители отстали и дали поиграть и дальше, быстро бежишь в магазин. Сотрудничество. Сохраняешь игру и идешь за хлебом, затем снова садишься за компьютер. Приспособление. Без большого желания отправляешься сразу за хлебом. Компромисс. Еще немного играешь, выключаешь компьютер и идешь за хлебом. В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку, Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки. Конкуренция. Закрываешь за бабушкой дверь своей комнаты на ключ, продолжаешь слушать, как прежде. Избегание. Выключаешь музыку, с бабушкой сегодня ссориться не с руки: она обещала дать денег на карманные расходы. Сотрудничество. Что ж, сегодня придется послушать музыку через наушники. Приспособление. Выключаешь тут же музыку, садишься делать уроки. Компромисс. Слушаешь музыку, включив громкость лишь наполовину. Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять. Конкуренция. Даже не открываешь им дверь, остаешься дома хандрить. Избегание. Отвечаешь уклончиво, что, возможно, выйдешь к ним через полчаса. Сотрудничество. Объясняешь друзьям свою ситуацию и обещаешь погулять с ними завтра. Приспособление. Ничего не остается делать, как идти с друзьями гулять. Компромисс. Обещаешь на все «сто», что через час присоединишься к ним. Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности. Конкуренция. С этого дня ты ни разу не дашь списать домашнее задание. Избегание. Обещаешь другу, что подумаешь над тем, дать или нет ему списать домашнее задание. Сотрудничество. Предлагаешь не списывать готовое домашнее задание, а позаниматься с ним, объяснить, как решать такие задачи. Приспособление. Продолжаешь давать списывать несмотря на предупреждение учителя. Компромисс. Даешь другу списать начало домашнего задания, а дальше пусть он решает сам. Ирина ЛОХОВА,
|