|
||||||||||||||||||||||||||
Неделя профессий в школеЗаниматься любимым и интересным делом — счастье, которое вполне достижимо. Для этого необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке труда. Ошибки в выборе профессии происходят из-за недостатка достоверных сведений по этим вопросам. В начальной школе дети мечтают выбрать профессию, с которой непосредственно встречаются в повседневной жизни: воспитатель, учитель, врач, хореограф, тренер, профессию родителей, а также профессии из телефильмов, передач: милиционер, банкир, манекенщица, летчик, военный, спортсмен, политик, спортивный тренер, стюардесса, актер, балерина. В старших классах предпочтения меняются, круг выбираемых профессий сужается — зачастую это престижные («модные») профессии, профессии, обсуждаемые и популярные у сверстников. В выбор выпускника вмешиваются и родители, формируя убеждения за и против некоторых профессий. Мы считаем, что профориентационные мероприятия стоит проводить начиная с начальной школы, ведь каждый ребенок с самого рождения является сторонним наблюдателем, объектом, а иногда и активным субъектом профессиональной деятельности. Анализируя наблюдения, опыт в деятельности, мы сможем сориентировать его в разнообразном мире профессий и специальностей, а погрузив в разные виды деятельности, дадим более-менее четкое понимание своих способностей и склонностей. Наша задача-минимум: через информирование, наблюдение за миром профессий, знакомство с профессиональными требованиями, пробу развития профессиональных навыков понять, что точно «не мое». Задача-максимум: сориентироваться в мире профессий, осознать профиль будущей профессиональной деятельности, получить опыт погружения в эту деятельность как субъекта, узнать требования (условия поступления и обучения) средних специальных и высших учебных заведений, обучающих данной профессии/специальности. В соответствии с возрастными особенностями, разделим задачи профориентационной работы следующим образом: Начальная школа (1–4-е классы): • ознакомление с профессиями своих родителей, прародителей, родителей одноклассников, друзей; • самостоятельное составление и отгадывание загадок о профессиях, создание «банка» профессий; • организация игр на понимание содержания профессий, требующих элементарных специальных профессиональных навыков (опытные станции, профессиональные станции, мастерские); • экскурсии на предприятия. Средняя школа (5–8-е классы): • просмотр художественных фильмов о профессиях; • прохождение профориентационных методик и игр, курс занятий по профориентации (по А. Пряжникову, Е. Климову, Г. Резапкиной и др.); • индивидуальная психологическая работа по осознанию своих ресурсов, помощь в осознании своей образовательной траектории; • комплектование предпрофильных классов с учетом способностей, склонностей (8–9-е классы) для углубления знаний по спецпредметам и дальнейшего самоопределения; • экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Старшая школа (9–11-е классы): • профориентационные беседы; • тестирование на определение профиля способностей, склонностей и интересов, индивидуальное консультирование по осознанию своих ресурсов, помощь в осознании своей образовательной траектории; • организация профессиональных проб; • создание компьютерных презентаций о профессиях (компьютерный «банк профессий); • проведение ролевых игр типа «Устройство на работу», «Конкурсы профессионального мастерства»; • проведение экспериментов, написание исследовательских работ, участие в ученических дистанционных многопредметных форумах (Всероссийская дистанционная ученическая конференция); • встречи с представителями ссузов и вузов, организаций, объявивших набор в профильные 10-е классы; • организация знакомств с вузами, участие в днях открытых дверей. Все эти направления можно осуществить в течение недели и сделать ежегодной традицией. Важно, чтобы Неделю профессий проводила команда. В нашей школе работу организовали кафедра психологии, социальный педагог, активно подключились классные руководители, родители. Эти же мероприятия можно растянуть и на целый учебный год или на несколько лет. Наименования дней Недели Для обозначения тематики дней мы воспользовались типологией профессий Е.А. Климова: День профессий типа человек—знаковая система (программист, бухгалтер, технический переводчик, нотариус, радист, телеграфист, диспетчер, корректор, редактор, картограф, статистик, оператор банковских операций, кассир, брокер, финансовый аналитик, биржевой аналитик, аудитор, архивариус, делопроизводитель и др.). День профессий типа человек—художественный образ (художник, артист, режиссер, дизайнер, стилист, визажист, парикмахер, модельер, декоратор, оформитель, фитодизайнер, музыкант, композитор, писатель, поэт, аниматор, хореограф и др.). День профессий типа человек—человек (юрист, врач, педагог, организатор, имиджмейкер, менеджер, продавец, психолог и др.). День профессий типа человек—техника (инженер, конструктор, оператор, механик, проектировщик, строитель, нефтяник, металлург, оружейник, программист, системный администратор, водитель и др.). День профессий типа человек—природа (биолог, врач, ветеринар, эколог, геолог, географ, дизайнер по ландшафту, генетик, лаборант, криминалист, дрессировщик, озеленитель, агроном, животновод, продавец растений и животных, селекционер и др.). Карта самоанализа Класс получает карту, где каждый ученик ежедневно проводит самооценку и делает отметки по 3-балльной шкале (3 балла — мне подходят профессии этого типа; 2 балла — мне не совсем подходят профессии данного типа; 1 балл — скорее всего, это не мои будущие профессии, 0 — это точно не мой тип профессии). Можно использовать шкалу с цветовыми обозначениями.
Подготовительная работа Проводится заранее и предполагает оформление информационных стендов по тематике каждого дня. Стенд заполняется следующими структурными элементами: • Сочинения о профессиях своих родителей — готовят учащиеся начальной школы. • Фотографии своих родителей на рабочем месте с комментариями (что он делает на своей работе, в каких условиях приходится работать, описание того, как это непросто) — готовят учащиеся начальной школы. • Рисунки на тему «Я хочу быть…» — готовят учащиеся начальной школы. • Коллаж из журналов про определенный тип профессий — готовят учащиеся средней школы (требования к коллажам: размер — половина ватманского листа, в коллаже должно быть представлено все многообразие профессий данного типа, допускаются подписи названий профессий). • Изображения (фото) известных личностей — представителей профессий определенного типа — готовят учащиеся средней школы (требования к фотографиям: размер от 10x15 до 15x21, желательно цветной вариант, фото должно быть подписано следующим образом: фамилия, имя, чем знаменит; фотографии могут быть как распечатаны, так и вырезаны из журналов). • Профессиограммы профессий — готовят учащиеся старшей школы (описание самых популярных, востребованных и новых профессий, профессий с необычными названиями на листах формата А4 для дальнейшего составления каталога профессиограмм). • Набор интересных фактов про определенный тип профессий в рубрику «Знаете ли вы, что…» — готовят учащиеся старшей школы. Приложение 1 Результаты анкетирования 140 учащихся 8–10-х классов. Ответ на вопрос: «На встрече с каким специалистом тебе бы хотелось оказаться в следующий раз?» актер,
преподаватель театрального вуза
Приложение 2
Ольга ЗУБКОВА,
|