ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 4 (24)
Т. ТРОШКОВА,
педагог-психолог
Е. КАБАЛЁНОВА,
заместитель заведующего по воспитательной
и методической работе,
МДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад «Ёлочка»,
г. Новый Уренгой,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Модель взаимодействия
Программа сопровождения педагога в период
подготовки
к аттестации и во время ее прохождения
В
предлагаемой программе описывается опыт работы
психолого-педагогического сопровождения
аттестующегося педагога в дошкольном
образовательном учреждении. Представлена модель
взаимодействия психологической и методической
служб учреждения по развитию и активизации
профессионально важных качеств личности
педагога и, в конечном счете, успешного
прохождения им аттестации. Рассматривается
деятельность педагога, выявляются «проблемные
зоны», обеспечивается профессиональный рост и
совершенствуется мастерство педагога, а также
оказывается помощь в преодолении
профессиональных и личностных проблем.
В результате органичного взаимодополнения
методической и психологической служб в период
подготовки и прохождения педагогом аттестации
решаются проблемы стимулирования роста
квалификации педагога, его профессионализма и
продуктивности педагогического труда; развития
творческой инициативы педагогов; повышения
качества образования, предоставляемого
дошкольным образовательным учреждением.
Предлагаемая система работы адресована
методистам, педагогам-психологам и педагогам
образовательных учреждений.
Аттестация педагогических кадров — очень
важная процедура, с помощью которой
обеспечивается формирование
высокопрофессионального кадрового состава
учреждения, что влечет за собой повышение
качества образования.
Определенного внимания заслуживает мнение
юриста А.П. Жирова о понятии аттестации как
правовой категории. К аттестации он относит
установленную государством форму периодической
проверки специальной, трудовой правоспособности
определенной категории работников и качества
выполнения ими своей трудовой функции с целью
установления соответствия аттестуемого
занимаемой должности, повышения им
профессионально-делового и морального уровня, а
также содействия администрации в улучшении
подбора и расстановки кадров. Именно с этих
позиций следует подходить к оценке аттестации в
свете новейшего законодательства.
Выделим актуальность данной темы: аттестация
педагогических кадров играет важную роль в
управлении образованием — это процесс
стимулирования персонала к эффективной
профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина);
управленческий инструмент оценивания (С.Г.
Молчанов); механизм внутреннего контроля за
результатами профессиональной деятельности (Н.В.Эмануилова);
кадровый ресурс обеспечения системы
образования.
Вместе
с тем необходимо выделить ряд проблем,
существенно осложняющих процедуру аттестации.
Первая проблема: многие педагоги отмечают
стрессовый характер процедур аттестации,
негативные эмоциональные состояния,
межличностные конфликты и даже
психоэмоциональные срывы во время аттестации.
Кроме того, педагоги болезненно относятся ко
всякого рода вмешательству в свою
профессиональную деятельность, к оценке их
труда. Вторая проблема: недостаточно четко
формулируются цели, задачи и методы работы с
педагогами — кто и за что несет ответственность
при решении вопроса профессионального развития
педагога. Третья проблема: отсутствие
согласованности в действиях методической и
психологической служб учреждения и самих
педагогов в обеспечении процесса
профессионального развития и личностного роста
аттестуемых.
Для успешного решения этих задач нами была
разработана модель взаимодействия
администрации в лице заместителя заведующего по
воспитательно-методической работе (методиста) и
педагога-психолога дошкольного
образовательного учреждения с педагогами в
межаттестационный период и во время аттестации.
Перед нами встали вопросы: как помочь педагогу
подготовиться к этой важной, трудоемкой и
ответственной процедуре? Какая система
мероприятий будет наиболее эффективной?
Для себя мы выделили ряд задач, решение которых
осуществлялось пошагово:
Первый шаг — выработка общей позиции в
вопросах подготовки педагогов к аттестации. На
этом этапе аттестация рассматривалась нами как
система, обеспечивающая развитие и
психологическую поддержку личности педагога.
Это не разовая акция, а длительный процесс
совершенствования профессионального мастерства
и психологической компетентности личности.
Второй шаг — определение принципа
повседневного взаимодействия (распределение
функций, полномочий и ответственности) на
межаттестационный период.
Третий шаг — построение определенной
модели методического и психологического
сопровождения аттестуемого, где акцент в
проведении аттестации смещен на
межаттестационный период.
Новое в нашей работе — интеграция усилий
методической и психологической служб учреждения
для развития и активизации профессионально
важных качеств личности педагога как субъекта
управления процессом аттестации.
Все большее значение придают сегодня педагоги
повышению своего профессионального мастерства и
психологической компетентности. Модель нашей
деятельности предполагает использование таких
методов работы, которые позволяют органично
соединять исследование, обучение и практическое
решение.
Эта работа ведется в три этапа:
первый — подготовительный; второй —
«Партнерство»; третий — проведение и анализ
аттестации. Рассмотрим их более подробно.
Этап первый — подготовительный
Цель: формирование у аттестующегося
представлений о механизме прохождения
аттестации с анализом и первичной диагностикой
уровня сформированности профессиональной
деятельности.
Обозначим некоторые важные моменты
подготовительного этапа.
1. Необходимо четко определить цели участников
образовательного процесса по отношению к
аттестации: заведующий учреждения способствует
управленческому и организационному обеспечению
профессионального роста педагога; методист
организует профессиональную поддержку и помощь
педагогу в разрешении профессиональных проблем;
педагог-психолог обеспечивает повышение
психологической компетентности педагога,
способствует развитию личностных и
профессионально значимых качеств педагога,
улучшает его эмоциональное самочувствие;
аттестуемый педагог повышает профессиональное
мастерство и психологическую компетентность;
эксперт проводит оценку профессионального
соответствия педагога определенным критериям.
2. Установить доверительные отношения с
педагогом, продемонстрировать свою надежность,
что особенно важно.
3. Составить план методической учебы педагогов,
готовящихся к аттестации, с учетом выявленных
«проблемных зон» на основе карты самоанализа и
анкетирования.
4. Укомплектовать банк нормативно-правовой базы
аттестации и банк методических идей.
5. Оформить документы, необходимые педагогу для
участия в аттестации.
На практике службы распределяют свою
деятельность следующим образом.
Методическая: планирует возможные варианты
подготовки педагогов к аттестации; делает обзор
и анализ новинок научно-методической литературы;
оформляет и пополняет постоянно действующую
выставку научно-методической литературы по
вопросам аттестации; создает банк инновационных
идей (методическая папка «Опыт педагогов
учреждения, города, страны»); проводит сообщение
на тему «Формы оценки уровня профессиональной
компетентности и результатов деятельности
аттестуемого».
Психологическая: готовит пакет
психолого-педагогических материалов (тесты,
педагогические зарисовки, памятки-советы и др.);
проводит анкетирование «Проблемные зоны» и
анализирует его результаты; составляет словарь
новых научно-методических терминов; организует и
проводит видеопросмотр «Анализ авторских
занятий»; совместно с методистом проводит
семинар «Готовимся к аттестации» и составляет
карту самоанализа педагога.
В нашем учреждении довольно четко отработан
механизм оценки профессиональных и личностных
возможностей каждого педагога.
Этап второй — «Партнерство»
Цель: информирование педагогов о порядке
проведения аттестации, правах и обязанностях
аттестуемых. Работа на данном этапе проводится в
нескольких направлениях: диагностическое,
развивающее, коррекционное.
Диагностическое направление.
Оценка деятельности педагога представляет собой
сложный интегральный показатель, включающий в
себя отражение целой совокупности факторов. С
нашей точки зрения, комплексная оценка
деятельности педагога — это углубленный,
всесторонний анализ его ценностных ориентаций,
профессиональных установок и профессионально
важных личностных качеств, направленный на
решение педагогических задач, гармонизацию
личности педагога и повышение эффективности
процессов профессионального роста, и
психолого-педагогическая экспертиза.
Для этого мы используем следующие методики:
сочинения на тему «Я — воспитатель» и «Идеальный
воспитатель» (А.А. Бодалев) — для изучения
профессионального самосознания педагогов;
наблюдение (Н. Фландерс) — для изучения стиля
общения воспитателя с детьми; анкетирование (Т.Н.
Банщикова) — для изучения психологического
климата в коллективе; социометрический опрос —
для изучения социального статуса педагога в
коллективе; рисуночный тест «Я и детский сад» —
для изучения эмоционального благополучия в
детском саду. Нами разработана система оценки
педагога в различных видах деятельности
отдельно педагогом-психологом и методистом. В
основе этой системы — комплекс свойств личности,
обеспечивающий высокий уровень самоорганизации
профессиональной педагогической деятельности:
педагогические способности, профессиональные
знания, гуманистическая направленность,
педагогическая техника (А.К. Маркова).
Результаты диагностики становятся исходным
пунктом для развивающей деятельности, но прежде
они обязательно должны быть проанализированы.
Полученные данные заносим в диаграммы
педагогического и психологического анализа. Это
помогает нам определить проблемные зоны и
выработать рекомендации по совершенствованию
педагогического процесса.
Итак, главная задача нашей деятельности — не в
том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне,
а в том, чтобы стимулировать самого педагога к
осмыслению своих профессиональных проблем.
Только от желания самого педагога зависит
процесс его самопознания, самосовершенствования
и самоактуализации.
Развивающее направление
позволяет создать рациональную систему
мероприятий, воздействующую на работу педагога.
Свою деятельность в этом направлении мы
распределили следующим образом.
Методист: составляет индивидуальный план
подготовки к аттестации с учетом рекомендаций
педагога-психолога, пожеланий педагога и
выявленных проблемных зон; составляет алгоритм
работы педагога в межаттестационный период;
помогает в решении педагогических задач и
проблем; подбирает педагогическую литературу;
знакомит с инновационными образовательными
программами и технологиями и др.
Педагог-психолог создает психологический
настрой педагога на аттестацию; повышает знания
педагогов в области педагогики, психологии и
смежных дисциплин; способствует развитию
личностных и профессионально значимых качеств
педагога; совместно с методистом составляет
диаграмму психологического анализа
деятельности педагога и заполняет карту
готовности педагога к аттестации и др.
Решать эти задачи быстро и эффективно помогает
совместное проведение комплексных
проектно-ориентированных мероприятий «Лестница
успеха» по направлениям: «Первые шаги» —
работа с молодыми специалистами; «Развитие»
— работа с педагогами 1-й и 2-й квалификационных
категорий; «Новаторы» — работа с
педагогами высшей квалификационной категории; «Перспектива»
— сообщество педагогов, имеющих высшее
психологическое образование.
Здесь главным является реализация
индивидуального подхода и создание условий для
развития тех или иных профессиональных качеств
педагога — для успешного восхождения по
«лестнице профессионального мастерства».
Коррекционное направление
предполагает профессиональную поддержку и
оказание помощи аттестуемому в преодолении
проблем. Основная нагрузка ложится на
педагога-психолога, который способствует
устранению личностных дисгармоний; мобилизует
скрытые психологические ресурсы педагога,
обеспечивающие самостоятельное решение проблем.
Здесь используется компьютерная программа ИБИС
(игровое биоуправление и саморегуляция)
научно-производственной фирмы «АМАЛТЕЯ».
Основной упор делаем на использование
элементов психологического тренинга. Наш
тренинг включает в себя три блока занятий.
Первый блок — «Знакомство». На этих
занятиях главное — создать обстановку
раскрепощенности и непринужденности, установить
доверительные отношения с педагогами.
Второй блок — «Я пришел к тебе с приветом».
На занятиях формируется умение снимать
эмоциональное напряжение перед выступлением.
Третий блок — «Чему я научился». Здесь
происходит систематизация опыта участников
тренинга. Подбор игр и упражнений зависит от
индивидуальных особенностей и выявленных
проблем педагогов — участников тренинга.
Показателями эффективности нашей работы на
этапе «Партнерство» являются: повышение
психолого-педагогической компетентности
педагогов; улучшение их эмоционального
самочувствия; снятие напряжения и чувства
дискомфорта; создание наиболее комфортных
условий для развития всех сторон личности
ребенка.
Этап третий — проведение аттестации и
ее анализ
На этом этапе определяются цели и задачи по
представлению аттестующимся результатов своей
педагогической деятельности экспертной группе.
Здесь проходит обобщение педагогического опыта,
вынесение итогового решения экспертов и
заполнение аттестационного листа. Председатель
аттестационной комиссии объявляет итоговую
оценку с выводами о педагоге как о специалисте с
точки зрения организации
воспитательно-образовательной работы с детьми,
родителями, коллегами и как о личности,
обладающей определенными качествами.
Как оценить нашу деятельность? Как проследить
рост профессиональных и личностных качеств
педагога? Мы выделили несколько моментов для
анализа: аттестация педагогов учреждения;
участие педагогов в городских, окружных и
общероссийских мероприятиях; уровень
профессионального самопознания педагогов;
достижения педагога — «Лестница мастерства»;
социально-психологический климат в
детско-взрослом коллективе учреждения; качество
подготовки дошкольников к началу школьного
обучения; оценка родителями деятельности
учреждения.
В своей работе мы
следовали утверждению: если нам удастся создать
такие условия, чтобы педагог поверил в себя, в
свои силы, то он сам станет выбирать
профессиональные и личностные задачи из зоны
ближайшего развития, то есть восходить к своей
цели по «Лестнице мастерства», что позволит
обеспечить и рост достижений ребенка.
В заключение отметим, что представленная
модель методического и психологического
сопровождения аттестуемого устраняет
несогласованность действий различных субъектов
аттестации, гарантирует осознанность включения
аттестующегося педагога в экспертизу,
гарантирует объективность аттестационных
решений о присвоении квалификационной
категории. Опыт работы показал, что данную
модель можно использовать как систему
сопровождения педагога в период всей его
профессиональной деятельности.
Такой подход позволяет избежать многих проблем
в организации педагогического процесса,
повысить качество образования и мастерство
наших педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. —
М.: ТЦ Сфера, 2005.
Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П.
Профессиональная деятельность психолога в
работе с педагогическим коллективом. — М.:
Книголюб, 2004.
Борисов В.Н., Ковалев О.Г. и др.
Психологическая подготовка к педагогической
деятельности. — М.: Книголюб, 2002.
Воронина Г.Л. Управление качеством
дошкольного образования: состояние, проблемы,
перспективы развития / Материалы окружного
научно-практического семинара в г. Новый Уренгой
26–30 ноября 2002. Ч. 1, 2. — Салехард: ЯНОИПКРО, 2003.
Голицына Н.С. Система методической работы с
кадрами в дошкольном образовательном
учреждении. — М.: Скрипторий 2003, 2005.
Дьяченко О.М. и др. Психолог в дошкольном
учреждении. — М.: ГНОМ и Д, 2002.
Зверева В.И. Диагностика и экспертиза
педагогической деятельности аттестуемых
учителей. — М.: УЦ «Перспектива», 2000.
Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на
лестнице успеха. — СПб.: Питер, 1997.
Каплунович Т.А., Гусев А.Г. и др.
Моделирование и экспертиза педагогического
опыта: Монография. — В. Новгород: НРЦРО, 2001.
Каплунович Т.А., Федорова Е.А. Экспертиза
педагогической деятельности в процессе
аттестации кадров: Учебное пособие. — В.
Новгород: НРЦРО, 2003.
Кирова Т.Ф., Федорова Е.А. Вариативные модели
аттестации педагогических работников:
Научно-методические рекомендации. — В. Новгород :
НРЦРО, 2002.
Клюева Н.В. Технология работы психолога с
учителем. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Крылова М.Б. Аттестация. Аттестация?
Аттестация! Система внутришкольной методической
учебы педагогов. // Завуч. — 2004. — № 1.
Шебанова Е.М. Аттестация педагогических
кадров. — М.: Астрель: АСТ, 2003.
Шурова Н.В. Личностное и профессиональное
развитие воспитателей ДОУ // Психолог в детском
саду. — 1999. — № 1.
Приложения