Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2009


Газета в газете

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 4 (24)

 

Т. ТРОШКОВА,
педагог-психолог
Е. КАБАЛЁНОВА,
заместитель заведующего по воспитательной
и методической работе,
МДОУ «Центр развития ребенка —
детский сад «Ёлочка»,
г. Новый Уренгой,
Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Модель взаимодействия

Программа сопровождения педагога в период подготовки
к аттестации и во время ее прохождения

В предлагаемой программе описывается опыт работы психолого-педагогического сопровождения аттестующегося педагога в дошкольном образовательном учреждении. Представлена модель взаимодействия психологической и методической служб учреждения по развитию и активизации профессионально важных качеств личности педагога и, в конечном счете, успешного прохождения им аттестации. Рассматривается деятельность педагога, выявляются «проблемные зоны», обеспечивается профессиональный рост и совершенствуется мастерство педагога, а также оказывается помощь в преодолении профессиональных и личностных проблем.

В результате органичного взаимодополнения методической и психологической служб в период подготовки и прохождения педагогом аттестации решаются проблемы стимулирования роста квалификации педагога, его профессионализма и продуктивности педагогического труда; развития творческой инициативы педагогов; повышения качества образования, предоставляемого дошкольным образовательным учреждением.

Предлагаемая система работы адресована методистам, педагогам-психологам и педагогам образовательных учреждений.

Аттестация педагогических кадров — очень важная процедура, с помощью которой обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

Определенного внимания заслуживает мнение юриста А.П. Жирова о понятии аттестации как правовой категории. К аттестации он относит установленную государством форму периодической проверки специальной, трудовой правоспособности определенной категории работников и качества выполнения ими своей трудовой функции с целью установления соответствия аттестуемого занимаемой должности, повышения им профессионально-делового и морального уровня, а также содействия администрации в улучшении подбора и расстановки кадров. Именно с этих позиций следует подходить к оценке аттестации в свете новейшего законодательства.

Выделим актуальность данной темы: аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образованием — это процесс стимулирования персонала к эффективной профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина); управленческий инструмент оценивания (С.Г. Молчанов); механизм внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.В.Эмануилова); кадровый ресурс обеспечения системы образования.

Вместе с тем необходимо выделить ряд проблем, существенно осложняющих процедуру аттестации. Первая проблема: многие педагоги отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации. Кроме того, педагоги болезненно относятся ко всякого рода вмешательству в свою профессиональную деятельность, к оценке их труда. Вторая проблема: недостаточно четко формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами — кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога. Третья проблема: отсутствие согласованности в действиях методической и психологической служб учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых.

Для успешного решения этих задач нами была разработана модель взаимодействия администрации в лице заместителя заведующего по воспитательно-методической работе (методиста) и педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с педагогами в межаттестационный период и во время аттестации.

Перед нами встали вопросы: как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Какая система мероприятий будет наиболее эффективной?

Для себя мы выделили ряд задач, решение которых осуществлялось пошагово:

Первый шаг — выработка общей позиции в вопросах подготовки педагогов к аттестации. На этом этапе аттестация рассматривалась нами как система, обеспечивающая развитие и психологическую поддержку личности педагога. Это не разовая акция, а длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.

Второй шаг — определение принципа повседневного взаимодействия (распределение функций, полномочий и ответственности) на межаттестационный период.

Третий шаг — построение определенной модели методического и психологического сопровождения аттестуемого, где акцент в проведении аттестации смещен на межаттестационный период.

Новое в нашей работе — интеграция усилий методической и психологической служб учреждения для развития и активизации профессионально важных качеств личности педагога как субъекта управления процессом аттестации.

Все большее значение придают сегодня педагоги повышению своего профессионального мастерства и психологической компетентности. Модель нашей деятельности предполагает использование таких методов работы, которые позволяют органично соединять исследование, обучение и практическое решение.

Эта работа ведется в три этапа: первый — подготовительный; второй — «Партнерство»; третий — проведение и анализ аттестации. Рассмотрим их более подробно.

Этап первый — подготовительный

Цель: формирование у аттестующегося представлений о механизме прохождения аттестации с анализом и первичной диагностикой уровня сформированности профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые важные моменты подготовительного этапа.

1. Необходимо четко определить цели участников образовательного процесса по отношению к аттестации: заведующий учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога; методист организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем; педагог-психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога, улучшает его эмоциональное самочувствие; аттестуемый педагог повышает профессиональное мастерство и психологическую компетентность; эксперт проводит оценку профессионального соответствия педагога определенным критериям.

2. Установить доверительные отношения с педагогом, продемонстрировать свою надежность, что особенно важно.

3. Составить план методической учебы педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования.

4. Укомплектовать банк нормативно-правовой базы аттестации и банк методических идей.

5. Оформить документы, необходимые педагогу для участия в аттестации.

На практике службы распределяют свою деятельность следующим образом.

Методическая: планирует возможные варианты подготовки педагогов к аттестации; делает обзор и анализ новинок научно-методической литературы; оформляет и пополняет постоянно действующую выставку научно-методической литературы по вопросам аттестации; создает банк инновационных идей (методическая папка «Опыт педагогов учреждения, города, страны»); проводит сообщение на тему «Формы оценки уровня профессиональной компетентности и результатов деятельности аттестуемого».

Психологическая: готовит пакет психолого-педагогических материалов (тесты, педагогические зарисовки, памятки-советы и др.); проводит анкетирование «Проблемные зоны» и анализирует его результаты; составляет словарь новых научно-методических терминов; организует и проводит видеопросмотр «Анализ авторских занятий»; совместно с методистом проводит семинар «Готовимся к аттестации» и составляет карту самоанализа педагога.

В нашем учреждении довольно четко отработан механизм оценки профессиональных и личностных возможностей каждого педагога.

Этап второй — «Партнерство»

Цель: информирование педагогов о порядке проведения аттестации, правах и обязанностях аттестуемых. Работа на данном этапе проводится в нескольких направлениях: диагностическое, развивающее, коррекционное.

Диагностическое направление. Оценка деятельности педагога представляет собой сложный интегральный показатель, включающий в себя отражение целой совокупности факторов. С нашей точки зрения, комплексная оценка деятельности педагога — это углубленный, всесторонний анализ его ценностных ориентаций, профессиональных установок и профессионально важных личностных качеств, направленный на решение педагогических задач, гармонизацию личности педагога и повышение эффективности процессов профессионального роста, и психолого-педагогическая экспертиза.

Для этого мы используем следующие методики: сочинения на тему «Я — воспитатель» и «Идеальный воспитатель» (А.А. Бодалев) — для изучения профессионального самосознания педагогов; наблюдение (Н. Фландерс) — для изучения стиля общения воспитателя с детьми; анкетирование (Т.Н. Банщикова) — для изучения психологического климата в коллективе; социометрический опрос — для изучения социального статуса педагога в коллективе; рисуночный тест «Я и детский сад» — для изучения эмоционального благополучия в детском саду. Нами разработана система оценки педагога в различных видах деятельности отдельно педагогом-психологом и методистом. В основе этой системы — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности: педагогические способности, профессиональные знания, гуманистическая направленность, педагогическая техника (А.К. Маркова).

Результаты диагностики становятся исходным пунктом для развивающей деятельности, но прежде они обязательно должны быть проанализированы. Полученные данные заносим в диаграммы педагогического и психологического анализа. Это помогает нам определить проблемные зоны и выработать рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.

Итак, главная задача нашей деятельности — не в том, чтобы дать педагогу экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению своих профессиональных проблем. Только от желания самого педагога зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации.

Развивающее направление позволяет создать рациональную систему мероприятий, воздействующую на работу педагога. Свою деятельность в этом направлении мы распределили следующим образом.

Методист: составляет индивидуальный план подготовки к аттестации с учетом рекомендаций педагога-психолога, пожеланий педагога и выявленных проблемных зон; составляет алгоритм работы педагога в межаттестационный период; помогает в решении педагогических задач и проблем; подбирает педагогическую литературу; знакомит с инновационными образовательными программами и технологиями и др.

Педагог-психолог создает психологический настрой педагога на аттестацию; повышает знания педагогов в области педагогики, психологии и смежных дисциплин; способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; совместно с методистом составляет диаграмму психологического анализа деятельности педагога и заполняет карту готовности педагога к аттестации и др.

Решать эти задачи быстро и эффективно помогает совместное проведение комплексных проектно-ориентированных мероприятий «Лестница успеха» по направлениям: «Первые шаги» — работа с молодыми специалистами; «Развитие» — работа с педагогами 1-й и 2-й квалификационных категорий; «Новаторы» — работа с педагогами высшей квалификационной категории; «Перспектива» — сообщество педагогов, имеющих высшее психологическое образование.

Здесь главным является реализация индивидуального подхода и создание условий для развития тех или иных профессиональных качеств педагога — для успешного восхождения по «лестнице профессионального мастерства».

Коррекционное направление предполагает профессиональную поддержку и оказание помощи аттестуемому в преодолении проблем. Основная нагрузка ложится на педагога-психолога, который способствует устранению личностных дисгармоний; мобилизует скрытые психологические ресурсы педагога, обеспечивающие самостоятельное решение проблем. Здесь используется компьютерная программа ИБИС (игровое биоуправление и саморегуляция) научно-производственной фирмы «АМАЛТЕЯ».

Основной упор делаем на использование элементов психологического тренинга. Наш тренинг включает в себя три блока занятий.

Первый блок — «Знакомство». На этих занятиях главное — создать обстановку раскрепощенности и непринужденности, установить доверительные отношения с педагогами.

Второй блок — «Я пришел к тебе с приветом». На занятиях формируется умение снимать эмоциональное напряжение перед выступлением.

Третий блок — «Чему я научился». Здесь происходит систематизация опыта участников тренинга. Подбор игр и упражнений зависит от индивидуальных особенностей и выявленных проблем педагогов — участников тренинга.

Показателями эффективности нашей работы на этапе «Партнерство» являются: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; улучшение их эмоционального самочувствия; снятие напряжения и чувства дискомфорта; создание наиболее комфортных условий для развития всех сторон личности ребенка.

Этап третий — проведение аттестации и ее анализ

На этом этапе определяются цели и задачи по представлению аттестующимся результатов своей педагогической деятельности экспертной группе. Здесь проходит обобщение педагогического опыта, вынесение итогового решения экспертов и заполнение аттестационного листа. Председатель аттестационной комиссии объявляет итоговую оценку с выводами о педагоге как о специалисте с точки зрения организации воспитательно-образовательной работы с детьми, родителями, коллегами и как о личности, обладающей определенными качествами.

Как оценить нашу деятельность? Как проследить рост профессиональных и личностных качеств педагога? Мы выделили несколько моментов для анализа: аттестация педагогов учреждения; участие педагогов в городских, окружных и общероссийских мероприятиях; уровень профессионального самопознания педагогов; достижения педагога — «Лестница мастерства»; социально-психологический климат в детско-взрослом коллективе учреждения; качество подготовки дошкольников к началу школьного обучения; оценка родителями деятельности учреждения.

В своей работе мы следовали утверждению: если нам удастся создать такие условия, чтобы педагог поверил в себя, в свои силы, то он сам станет выбирать профессиональные и личностные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своей цели по «Лестнице мастерства», что позволит обеспечить и рост достижений ребенка.

В заключение отметим, что представленная модель методического и психологического сопровождения аттестуемого устраняет несогласованность действий различных субъектов аттестации, гарантирует осознанность включения аттестующегося педагога в экспертизу, гарантирует объективность аттестационных решений о присвоении квалификационной категории. Опыт работы показал, что данную модель можно использовать как систему сопровождения педагога в период всей его профессиональной деятельности.

Такой подход позволяет избежать многих проблем в организации педагогического процесса, повысить качество образования и мастерство наших педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. — М.: Книголюб, 2004.

Борисов В.Н., Ковалев О.Г. и др. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. — М.: Книголюб, 2002.

Воронина Г.Л. Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы развития / Материалы окружного научно-практического семинара в г. Новый Уренгой 26–30 ноября 2002. Ч. 1, 2. — Салехард: ЯНОИПКРО, 2003.

Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Скрипторий 2003, 2005.

Дьяченко О.М. и др. Психолог в дошкольном учреждении. — М.: ГНОМ и Д, 2002.

Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. — М.: УЦ «Перспектива», 2000.

Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. — СПб.: Питер, 1997.

Каплунович Т.А., Гусев А.Г. и др. Моделирование и экспертиза педагогического опыта: Монография. — В. Новгород: НРЦРО, 2001.

Каплунович Т.А., Федорова Е.А. Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров: Учебное пособие. — В. Новгород: НРЦРО, 2003.

Кирова Т.Ф., Федорова Е.А. Вариативные модели аттестации педагогических работников: Научно-методические рекомендации. — В. Новгород : НРЦРО, 2002.

Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Крылова М.Б. Аттестация. Аттестация? Аттестация! Система внутришкольной методической учебы педагогов. // Завуч. — 2004. — № 1.

Шебанова Е.М. Аттестация педагогических кадров. — М.: Астрель: АСТ, 2003.

Шурова Н.В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей ДОУ // Психолог в детском саду. — 1999. — № 1.

Приложения