Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2009


Книжный шкаф

 

Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития

Р.Д. Тригер
СПб.: Питер, 2008

Книжка вышла в серии «Детскому психологу». Этот факт вкупе с названием говорят сами за себя: книга адресована практическим психологам. А если вспомнить, что в наше время дети с задержкой психического развития составляют четвертую часть всей детской популяции, то станет ясно, что интерес к этой работе со стороны психологов, а также педагогов-дефектологов гарантирован.

Следует заметить, что книжка не рассказывает о детях с ЗПР «вообще». Она освещает только один аспект проблемы — общение таких детей со взрослыми и сверстниками в контексте их социализации. Р.Д.Тригер с опорой на большой эмпирический материал, представленный в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, показывает значимость референтной группы общения для дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития. В этой работе доказывается одно очень важное с практической точки зрения положение: причиной существенных трудностей социализации и формирования личности детей с ЗПР являются негативные внутрисемейные отношения, прежде всего отношения «мать—ребенок».

Вообще-то книга не слишком проста для чтения, поскольку ее стиль скорее научный, чем популярный. Однако эта особенность компенсируется большим числом конкретных примеров и иллюстративных описаний взаимодействия психолога с ребенком, имеющим задержку психического развития. Особенно интересной психологу-практику, пожалуй, покажется вторая глава книги, в которой описаны исследования представлений детей с задержкой психического развития о внутрисемейных отношениях, сделанные на основе рисунков. Кстати, и рисунков в книге представлено много, и интерпретируются они достаточно подробно.

Тригер также детально анализирует причины вторичных отклонений у детей с ЗПР, а также условия, благоприятствующие их социализации. Автор показывает, какие проблемы в адаптации возникают у ребенка с задержкой психического развития в интегрированном классе и как проходит его социализация в специальном образовательном учреждении. Представлены в книге и рекомендации для взрослых: как могут помочь ребенку с ЗПР родители, учителя, воспитатели.

Если все вышесказанное показалось читателю недостаточным, чтобы обратить внимание на эту книгу, добавлю, что в ней есть еще и приложение, носящее исключительно практико-ориентированный характер «Коррекция эмоциональной депривации младших школьников с ЗПР». Здесь не только описана общая система работы, но и приводится несколько психодиагностических методик, а также некоторые приемы и упражнения, применяемые на занятиях. Показана специфика работы с детьми разных типов (гиперактивных и, наоборот, замкнутых, неуверенных в себе).

Таким образом, библиотека школьного психолога может пополниться весьма полезной книжкой известного и авторитетного специалиста.

Игорь ВАЧКОВ