|
||
ЧасыСказкотерапевтическая играИгра предназначена для работы с педагогическими коллективами школ, сотрудниками психологических центров и других организаций с целью сплочения коллектива. Ее можно использовать также в работе со студенческими и школьными группами. Основные задачи: • обучение навыкам самопознания; • осознание своих сильных и слабых качеств; • предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры; • развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества; • развитие эмпатии; • закрепление дружеских отношений между членами коллектива; • командообразование. Необходимые материалы: • по два листа формата А4 на каждого участника; • ручки, цветные карандаши, фломастеры; • стулья (по количеству участников). ХОД ИГРЫ Приветствие Ведущий приветствует всех участников занятия, представляется и просит каждого назвать свое имя и охарактеризовать себя одним предложением, отметив качество, которым он отличается от других. Например: «Меня зовут Елена, и я здесь одна в красной блузке» или «я единственная здесь, кто преподает математику». Составление правил группы Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр. Разминка Ведущий предлагает участникам представить себе любые часы: их форму, цвет, размер — и выбрать, какой деталью в этих часах они хотели бы быть (1–2 минуты). Затем он просит участников нарисовать эти часы и изобразить на рисунке выбранную деталь (5–10 минут). После того как рисунки будут готовы, участники по очереди показывают их другим членам группы и называют деталь в часах, которой они могли бы быть. Введение в сказку Ведущий. Сегодня вы познакомитесь со сказкой «Часы». В часах было много разных деталей, похожих на те, которые назвали вы, и первое время детали почти не обращали внимания друг на друга, но затем… Итак, послушаем, что же с ними произошло.
Среди них выделялись одни — очень изящные часики. Яркий циферблат, блестящие стрелочки и сияющий корпус привлекали внимание многих покупателей. — Сейчас нас купят, — гордо говорил Циферблат, увидев, как внимательно смотрит на них очередной покупатель. — И все потому, что я своим ярким цветом затмеваю всех конкурентов. — И вовсе не поэтому, — возражали ему Стрелочки. — При чем тут ваш цвет, если из-за нашего блеска его все равно не видно? Это мы своей красотой и изяществом так привлекаем покупателей. — Ну и фантазерки вы, — смеялся Корпус. — Где это вы у себя нашли изящество? Вот я — другое дело, я — само совершенство. Только посмотрите на меня. И он подвигался ближе к самой яркой лампочке. Упражнение «Моя ценность» Ведущий предлагает участникам вспомнить свою деталь в часах и рассказать, почему они выбрали именно ее, что в ней есть важного, ценного и значимого, незаменимого. Участники по очереди, начиная с ведущего, идентифицируются с выбранной ими деталью и рассказывают о ее назначении и важности места, занимаемого в часах. Например: «Я — часовая стрелка. Без меня невозможно узнать, который сейчас час. Я точна, несгибаема и надежна». Продолжение сказки Итак, в часах было очень много важных деталей, но покупатели смотрели куда-то вверх, с сожалением вздыхали и разочарованно уходили. — Как жаль, — говорили они, — такие красивые часы и такая неприятность. — Что происходит? — встревожился Циферблат, после того как очередной покупатель не захотел их купить. — Не знаем, — сказали Стрелочки и тоже посмотрели вверх. Над прилавком висели Большие часы. — Уважаемые, что вы такое делаете, что все отказываются нас покупать? — недовольно спросили у них Стрелочки. — Мы показываем точное время, — ответили Большие часы. — А ваше с ним, к сожалению, не совпадает. Вы так заняты своими спорами, что постоянно отстаете. — Мы отстаем? — удивились Стрелочки. — Да мы сейчас обгоним всех! И они начали крутиться так быстро, словно стремились обогнать само время. — Торопитесь, торопитесь, спешите, — подбадривал их Циферблат. — Покажем всем, чего мы стоим. — И нас сразу купят, — поддерживал Корпус и подвигался еще ближе к яркой лампочке. Игра «Броуновское движение» Ведущий предлагает участникам походить внутри круга, не сталкиваясь друг с другом, в своей обычной манере. При этом можно встречаться взглядом с теми людьми, с которыми хотелось бы встретиться, и постараться отметить свои чувства и понять их (2 минуты). Затем ведущий дает команду: — Ходите быстрее, но не сталкивайтесь… еще быстрее… теперь медленнее… еще медленнее… А теперь встаньте по три человека, кто с кем хочет. Можете сесть и поговорить о тех чувствах, которые вы испытали в ходе выполнения этого упражнения, и ответить на следующие вопросы: — что было для вас неожиданным? — кто нашел свой шаг? — какой темп явился для вас более комфортным? — с кем было приятно встретиться взглядом? Что у вас общего? Продолжение сказки Вот так быстро крутились и вертелись все детали, как вдруг Корпус вскрикнул: — Ой, у меня что-то кольнуло в боку! — Ой, — воскликнули вслед за ним Стрелочки и безвольно повисли на винтике, вокруг которого крутились. — Ну и работнички, — хмыкнул Циферблат. — То отстают, то спешат, а сейчас и вовсе упали и шевельнуться не могут. — Что с нами? — спросили Стрелочки у Больших часов. — Ваш механизм расстроился, — сказали те. — Вы его совсем загоняли. — Какой механизм? — удивленно спросил Циферблат. — Тот, что спрятан в Корпусе, — пояснили Большие часы. — Ах, этот, — безразлично сказал Циферблат, вспомнив про невзрачные шестеренки и пружинку. — Ну и что? — А то, что без него часы не пойдут. — Наши часы не пойдут из-за каких-то шестеренок? — удивились Стрелочки. — Да вы шутите, уважаемые. Всем известно, что часы идут потому, что двигаемся мы. И Стрелочки важно подняли вверх свои носики. — Ну что же, идите, — сказали Большие часы и отвернулись. Как Стрелочки ни старались, им не удалось сдвинуться с места даже на одно деление. — Я всегда знал, что не вы здесь самые главные, — сказал Циферблат и, посмотрев на Большие часы, спросил: — И что же нам теперь делать? — Надо вызвать Мастера, — ответили Большие часы и громко зазвонили. Упражнение «Без других я не смогу» Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Без других я не смогу…» Говорить следует от имени своей детали. Например: «Я браслет. Без других я не смогу сообщить людям о точном времени и моя функция будет совершенно иной — только украшение». После того как все участники озвучат свои предложения, ведущий предлагает им проанализировать, какое отношение непосредственно к ним имеют высказывания из двух упражнений: «Моя ценность» и «Без других я не смогу». Ирина СТИШЕНОК,
|