Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2009


Гильдия

 

Психолог образования: вид сверху

У нашей газеты много разных славных традиций. Одна из них связана с содержанием сентябрьских номеров. Мы традиционно рассматриваем их как ключевые в году и стараемся наполнять материалами, с одной стороны, аналитическими, подводящими определенный итог, а с другой — перспективными, направленными на завтрашний день образования и нашей деятельности в нем. Этот материал — из числа традиционных. Вот только к какой группе его причислить? Немного затрудняюсь… Наверное, скорее к первой.

Давайте приподнимемся немного над нашей работой и работой наших коллег, посмотрим на прошедший год немного «свысока», в целом. Лично мне это поможет сделать значительный опыт поездок по стране (Смоленск, Новосибирск, Сочи, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Екатеринбург, Казань и другие замечательные города и веси), знакомство и общение с коллегами на V Неделе школьной психологии. Думаю, у каждого из вас тоже есть возможность занять по отношению к тому, что происходило с образованием и с нами в образовании в прошлом учебном году, рефлексивную позицию. И давайте для разнообразия поговорим о хорошем… преимущественно, по крайней мере. Какие позитивные итоги и обнадеживающие тенденции дает взгляд сверху на прошедший учебный год?

Опережая аргументацию, сразу сформулирую вывод: этот год показал, что всё пока не так плохо, что у нас появились серьезные шансы на укоренение в профессии. Кое-что для этого мы сделали сами, в чем-то нам помогли.

Образованию нужна психология… А мы?

Итог первый, самый важный. Уверена, можно говорить о том, что на уровне реальной ситуации в образовании, а также содержания нормативно-правовых и программно-идеологических документов, определяющих «сегодня» и «завтра» российского образования, оформилась потребность в психологическом обеспечении (можно сказать, психологическом насыщении) образования. Образованию объективно для достижения целей, которые оно перед собой поставило, нужна психологическая база. Другое дело, что потребность — это только начало, мы с вами как психологи хорошо это понимаем. Ее необходимо опредметить, превратить в мотив целенаправленной деятельности. То есть в нашем случае ответить на вопрос: как образование может удовлетворить свои психологические потребности? Ответы могут быть разными. Вот только некоторые из них.

Можно поступить следующим образом:

1. Существенно изменить подход к преподаванию психологии педагогам в вузах, содержание послевузовской подготовки и тем самым принципиально повысить уровень их психологической компетентности.

2. Пересмотреть подходы к содержанию образования и способам его усвоения учащимися, разработав и внедрив психодидактический метод и психолого-педагогические образовательные технологии.

3. Подготовить и внедрить (расширить присутствие) особых специалистов, которые будут на различных уровнях системы образования обеспечивать психологическую адекватность педагогической деятельности, «настраивать» образовательный процесс и образовательную среду на ребенка, ученика.

Каждый вариант ответа — это большой серьезный проект, который дорого стоит и требует приложения серьезных научных сил. Не думаю, что можно мечтать об их комплексной реализации. Скорее всего, будет выбран один из возможных. А теперь заметьте, уважаемые читатели, что только один из трех предусматривает присутствие в образовании практического психолога или педагога-психолога, — последний. Первые два направлены на то, чтобы обеспечить «присутствие» в образовании психологии, но не психологов.

Итак, констатируем. Объективная потребность в психологическом обеспечении образования существует, но она совсем не обязательно будет удовлетворяться за счет деятельности практических психологов образовательных учреждений. Пока образование остро нуждается в психологической поддержке, но не в психологах-практиках как таковых. И мне кажется, нужно сделать все, что в наших силах, чтобы потребность в нас, педагогах-психологах, стала насущной.

На самом деле удивительно и очень грустно, что это не произошло автоматически. Казалось бы, вот они мы, нас много, мы почти везде рядом и вместе с ребенком, учителем, директором. Но те же самые документы, что объявляют цели развития личности, цели становления человека основной миссией образования, ничего не говорят о педагоге-психологе как реальном ресурсе достижения таких целей! Видимо, нас так и не увидели в качестве реальной силы, ресурса. Не увидели…

А теперь вопрос к самим себе: а мы сегодня такой силой являемся? Скажи нам завтра: «Педагоги-психологи образования России, обеспечивайте и развивайте психологический потенциал образования, его содержания, методической базы и кадрового состава!» — нам есть что ответить по-существу?

Психолог и директор: «Даешь управленческий заказ!»

…Собирались говорить о хорошем. Продолжаем разговор.

О том, что в последние годы существенно и в лучшую сторону меняется директорский корпус в образовании, мы говорили, и не раз. Проявляется это среди прочего и в том, как директора говорят о своих психологах и как формулируют свой запрос на деятельность такого специалиста. Еще несколько лет назад от директоров чаще всего звучала просьба примерно следующего содержания: «Нам бы психолога в школу (детский сад), такого, хорошего». И добиться более-менее конкретных критериев «хорошести» было очень трудно. В лучшем случае речь шла о его коммуникативных качествах: чтобы умел правильно разговаривать с родителями, чтобы не конфликтовал и не «обижал» педагогов, умел строить отношения с детьми (вести уроки). Сейчас запрос директора звучит иначе: «Мне нужен психолог, который…» — и далее идет нормальное повествование на управленческом языке о тех задачах, которые должен уметь решать искомый специалист. Его качества перечисляются в последнюю очередь, если вообще о них заходит речь. Директору нужен специалист, способный решать актуальные задачи, а не просто хороший человек!

В преобладающем большинстве случаев в условиях подушевого финансирования выбор директора в пользу сохранения ставки психолога стал осмысленным, за ним стоит управленческий заказ, видение конкретной задачи, которую с пользой для учреждения может решать данный специалист. Такие директора — наша надежда на то, что мы вырастем в службу, без которой образование действительно потеряет часть своих возможностей, не сможет решать значимые задачи. Такие директора — маленький профессиональный подарок психологу. Даже если с ним стало объективно труднее работать.

Психологическое знание и «трудности перевода»

Как известно, один из важнейших признаков социокультурной адаптации — присвоение языка, свободное выражение своих мыслей и чувств с помощью языковых средств того народа, той земли, которая стала местом обитания человека-мигранта. Перенесем этот факт на нашу профессиональную ситуацию. Психолог становится своим на территории педагогики — это чувствуется все больше и все отчетливее. Об этом свидетельствует тот факт, что все большее число психологов-практиков говорят и выражают свою профессиональную позицию на языке, понятном остальным специалистам образования, самим детям и их родителям.

Я бы даже шире посмотрела на эту ситуацию. Мы говорим сейчас не только о коммуникации. Действительно педагоги и психологи стали лучше понимать друг друга, в этом их общая заслуга, но мы особенно похвалим себя. Нам это было не просто. Мы долго учились говорить о психологической подоплеке, психологической изнанке педагогических проблем так, чтобы, опираясь на сказанное нами, педагог что-то смог изменить, улучшить в своей профессиональной деятельности. И у нас стало это получаться. Но мы идем дальше. Теперь все чаще можно встретиться с тем, что и свои профессиональные задачи педагоги-психологи ставят на языке той страны, которая называется Образование. Например, не «снижение уровня школьной тревожности», «а развитие способности к произвольной регуляции своего эмоционального состояния в ситуации нормативной оценки, или неопределенных учебных требований, или дефицита времени». И так далее.

Умение делиться своим знанием на языке, который другой специалист может соотнести со своей деятельностью, делает психолога более понятным, а значит — безопасным и профессионально значимым для педагога. И еще один нюанс. Из речи такого психолога уходит масса банальностей и всяческая «шелуха», которая замусоривала его рекомендации и его информацию, пока она формулировалась на психологическом сленге. Осталась только та информация, которая при переводе на всем понятный язык сохранила новизну, объяснительную силу, нетривиальность. Про такую информацию педагог не скажет «это я и так знал», это действительно НОВОЕ: то, что меняет суть дела или открывает механизмы, невидимые со стороны.

Если после консультации с психологом (или после консилиума) педагог может сказать: «Теперь я понимаю, что делал не так» или «Теперь я знаю, что еще можно сделать», — значит, он получил важную психологическую информацию на понятном языке.

Нас ругают – значит, мы существуем

Прошлой осенью, в канун учебного года 2008/2009, по центральной прессе, каналам радиовещания и даже телевидения прокатилась волна критических высказываний, касающихся деятельности педагогов-психологов. Только мне довелось отвечать на вопросы трех журналистов. При этом общий настрой был такой: «Нам дана установка вас ругать и рассказывать про вас всякие ужасы, но мы в рамках этой установки постараемся быть максимально объективными».

Надо сказать, что многим удалось соединить несоединимое. На первый взгляд всё очень плохо. Нас ругают. Про нас рассказывают всякие истории, выставляющие психолога образования каким-то хиромантом, некомпетентным бездельником, опасным манипулятором и прочее. С другой стороны, нас ругают не где-нибудь, а в центральных СМИ уровня «Известий», «Аргументов и фактов», «Эха Москвы» и др.

Один из важных социально-психологических законов гласит: некое сообщество становится частью культуры, если его замечают, если информацию о нем и его деятельности вкладывают в такие формы, как анекдот, фельетон, юмореска, сплетни-страшилки и прочее. В общем, пусть и ругают, но при этом все-таки замечают. И это гораздо лучше, можно сказать здоровее, игнорирования. Так что данное обстоятельство тоже отметим как позитивное и будем ждать продолжения рекламной кампании педагогов-психологов в СМИ. А вдруг на этот раз и что-то хорошее скажут?

Итак, «лед тронулся», дорогие коллеги! Есть обстоятельства, которые нас радуют, и тенденции, которые вдохновляют.

Есть и трудности. Причем как объективные, так и порожденные нами самими. Об этом — в следующий раз. Для «Школьного психолога» быть реалистичными и внимательными к тому, что происходит с нами и вокруг нас, традиционно и естественно.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
профессор МГППУ