|
Охота читатьУмственное развитие — или отсутствие
такового — Размышления о том, что и сколько читают современные дети, как правило, приводят к грустным выводам, но любые обобщения, даже на первый взгляд очевидные, нуждаются в проверке. Тот факт, что книги пишутся, издаются и продаются, в условиях рыночной экономики однозначно свидетельствует о наличии в них потребности. Тем не менее трудно не согласиться с тем, что ситуация с детским чтением действительно вызывает тревогу, и многие родители совершенно справедливо обращают внимание на то, что они в свое время читали больше, чем читают их дети. При этом нужно сделать существенную оговорку: разговор касается не чтения вообще (считывание информации с экрана компьютера тоже чтение), а чтения художественной литературы. Однако наши дети нас в детстве не видели. Они выносят суждения не на основании того, что мы о себе рассказываем, а из наблюдений за нашими нынешними действиями и поступками и опираясь на впечатления от происходящего сейчас, в том числе и за пределами дома и школы. А последнее порой расходится с красивыми повествованиями о далеком времени, когда книг было мало, а желающих их прочитать много. Современные взрослые не читаютДети выступают свидетелями большого числа самых разнообразных событий, и многие из этих событий, несмотря на внешнюю нейтральность, имеют отнюдь не безобидные последствия. В качестве иллюстрации сказанного достаточно привести только один пример. Перед входом на рынок (дело происходило в Москве, но ситуация, к сожалению, типичная) на земле, на газетке, рядом с пустыми банками для консервирования и горкой крышек, лежал двухтомник Паустовского. Продавец, по всей видимости, надеялся, что кто-нибудь из покупателей в жаркий августовский день вместе с помидорами захватит с рынка и книгу. Нелишне заметить, что это добротное издание 1977 года (издательство «Художественная литература») в рекламе не нуждается и в букинистическом магазине продается, а не даром отдается; люди старшего возраста наверняка припомнят, каким счастливчиком казался тот, кому удавалось «достать» такую книгу. В данном случае речь идет не о Паустовском — на подходе к другому рынку с тарелками или ботинками могут соседствовать томики Цветаевой, Пастернака, Бунина. Правда, несколько слов о данном издании сказать можно. Наряду с известными повестями, в один из томов вошли лучшие рассказы Паустовского, такие как «Снег», «Телеграмма» и др. Не исключено, что сегодняшние подростки, повзрослев, с большим вниманием прочтут эти и другие рассказы великого мастера слова. Написанные доступным языком и повествующие о хорошо понятных событиях, они не только не могут оставить равнодушными, но и вынуждают посмотреть на все происходящее в жизни сквозь призму непреходящих ценностей. Вот только кто подскажет им, что эти книги достойны внимания? И кому они поверят: навязчивой рекламе, учителю, родителям, однокласснику? Кроме того, хотелось бы специально подчеркнуть следующее: если взрослые люди готовы избавляться от книг, которых они, скорее всего, даже не открывали, с такой же легкостью, как от занимающих место пустых банок, то утверждение «современные дети не читают» необходимо перефразировать: «современные взрослые не читают». Что изменилось в самой читающей стране мира? Ответ, к сожалению, прост: отношение к книге, которая перестала быть необходимой. Правда, не совсем понятно, следует ли говорить об изменении и утрате былого к ней уважения или проявлении того, что раньше тщательно скрывалось не только от других, но и от самих себя. Книги для всех и для каждогоК книге, конечно, можно относиться по-разному. Если рассматривать ее как источник информации, то в данном случае тревогу бить, пожалуй, рановато. Современные школьники с интересом штудируют энциклопедии и другие справочные издания, ищут необходимую информацию в Интернете. Однако этим функция книги не исчерпывается, а точнее — не каждая книга содержит в себе какую-то полезную информацию, которая используется при решении конкретных задач. Кстати говоря, в поисках необходимых сведений можно обратиться не только к книгам, но и к Интернету и почерпнуть из него столько информации, сколько не найти ни в одной книге. Значение художественной книги состоит вовсе не в этом. Знакомство с художественной литературой своим результатом действительно имеет ориентировку, но не столько в окружающем мире, чему способствуют упомянутые выше справочные, а также учебные издания, сколько в своем собственном мире — личностном, эмоциональном, чувственном. Причем сначала эта ориентировка у ребенка формируется — под влиянием окружающих взрослых (в том числе и прочитанных книг), а затем становится компасом, который помогает ему определиться в различных жизненных ситуациях. Пришвину принадлежит меткое утверждение, что книги бывают разными: есть книги для всех и есть книги для каждого. Книги для всех, то есть энциклопедические, учебные издания, — надежный источник познания внешнего мира. Книги для каждого помогают решать личностные проблемы выбора и самоопределения. Книги для себя не менее необходимы, хотя их отсутствие в жизни человека не сразу бросается в глаза, чего нельзя сказать о книгах как источниках знаний. Мальчик-пятиклассник, отвечая на вопрос: «Что ты понял?» — честно написал: «Я не чё не понял». Нетрудно догадаться, сколько книг он прочитал, а также и предположить, сколько еще он прочтет. Рассуждения о роли книги в жизни человека перекликаются с положениями «Психологии искусства» Выготского. По его мнению, в произведениях искусства запечатлены те образцы человеческого поведения, которые мы усваиваем в ходе развития. Это относится в том числе и к аффективно-личностной сфере человека, формируемой под влиянием наблюдаемых ребенком моделей поведения. Можно сказать, что Выготский показал, что такое книга для каждого и каким образом она становится таковой. Искусство, отмечал Выготский, есть такое орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни личные стороны нашего существа. Чувство человека становится личным, когда каждый из нас переживает то или иное произведение искусства. Боязнь разоблаченияДетям нужны разные книги. В условиях, когда книга перестала занимать существенное место в семье (уходит в прошлое не только семейное чтение, но и чтение книг не освоившему грамоту малышу), увеличивается нагрузка на школу. Справедливости ради надо сказать, что современные родители, занятые решением профессиональных и личных проблем, порой не скрывают, что возлагают на учителя большие надежды. Причем увеличение нагрузки измеряется не в количественных, а в качественных показателях. Родители ждут не отчета о числе прочитанных ребенком под давлением педагога книг, а формирования той потребности, которая в семье по тем или иным причинам оказалась за рамками первостепенных, нуждающихся в постоянном удовлетворении. Взрослые заняты на работе и дома, и у них часто по вполне понятным причинам не остается времени на чтение, но при этом очень важно господствующее в доме отношение к книге, которое не может не чувствовать ребенок. Одно дело, когда сын или дочь хотя бы слышат наставления взрослых о пользе чтения (тоже, конечно, недостаточные и часто неискренние) и видят стоящие на полке тома Пушкина и Гоголя, и совсем другое, когда книга лежит на земле рядом с банками. В этой связи хочется обратить внимание психологов на недавно переведенную у нас книгу немецкого автора Б. Шлинка «Чтец». В романе описаны сильнейшие переживания женщины, которая скрывала от окружающих, в том числе и от самого близкого человека, свою неграмотность и оказалась готовой пойти на любые испытания (физические и моральные), лишь бы не оказаться разоблаченной. Почему же современные взрослые не только легко обходятся без чтения, но даже не пытаются скрыть этого? Почему не боятся быть разоблаченными собственными детьми? Союз единомышленниковВ складывающихся обстоятельствах взор обращается к психологу, которому постоянно приходится выслушивать обвинения — к слову сказать, весьма справедливые — в том, что он недостаточно включен в процессы школьного обучения и воспитания. Трудно не согласиться с тем, что пора уже психологам принимать более активное участие в решении проблем, стоящих перед современной школой и образованием. Что может психолог в данном случае? Во-первых, многие проблемы психологу хорошо видны, что называется, со стороны, и от него зависит, насколько коллеги — педагоги и классные воспитатели — проникнутся их значимостью. Преподаватели литературы, как правило, не отрицают актуальности проблемы нечитающих детей — даже книги обязательной школьной программы осваивают далеко не все школьники. Однако среди учителей широкое распространение получила точка зрения, согласно которой все ценности, в том числе и ценность книги, родом из семьи, и вряд ли можно изменить сложившиеся под влиянием родительского воспитания стереотипы. Действительно, вряд ли, если не пытаться. Во-вторых, не совсем верно психологу останавливаться на полпути. Иначе говоря, недостаточно убедить педагогов в возможности исправления ситуации, необходимо еще и самому принять в этом посильное участие. Можно совместно с учителем литературы разработать план анализа того или иного произведения, причем в данном случае говорить следует о встречном движении: от литературы к жизни и наоборот — от жизни к литературе. Хорошим примером служат рассказы В. Шукшина. С одной стороны, рассказ «Охота жить» может быть взят в качестве отправной точки для разговора о смысле жизни. С другой стороны, возможно движение в противоположную сторону. В ситуации, когда предстоит разговор о роли книги в жизни человека, совсем не обязательно приводить разумные доводы, которые уже набили оскомину и вряд ли подействуют, если до сих пор не подействовали. Достаточно проиллюстрировать декларируемое утверждение соответствующим примером из литературы и обратиться к рассказу «Гоголь и Райка», в котором мальчик вспоминает как самые счастливые моменты военного детства чтение «Вия». Практика показывает: не исключено, что навязанное учителем (или психологом) чтение послужит источником положительных переживаний, связанных с чтением и появлением потребности «почитать что-нибудь еще». В-третьих, психолог может наглядно показать, каким образом он опирается на книгу при общении с подростками. Замечено, что подростки охотно поддерживают беседу, посвященную обсуждению прочитанных ими книг. Кстати говоря, об упомянутом выше романе Шлинка автор публикации узнал от увлеченного чтением немецкоязычной литературы тинейджера. Открытым остается вопрос о том, какие это могут быть книги, — психологу придется самому найти на него ответ. Об одном из показателей умственного развитияУспех не может быть быстрым, а иначе это будет не успех, а везение. Цель данной статьи — не решение проблемы, а лишь привлечение к ней внимания. В современных СМИ много говорится о потере интереса детей к чтению почти как о национальной проблеме. Но теряют то, что имели, а в данном случае речь идет скорее о приобретении чего-то нового, ранее в опыте ребенка отсутствовавшего, а не о восстановлении утраченного. Взятые в качестве эпиграфа слова об определении умственного развития на основании имеющихся в домашней библиотеке, а точнее говоря, прочитанных книг, на самом деле относятся не только к умственному, но и к личностному развитию. Иное дело, что порой это становится очевидным слишком поздно: тот, кто не прочитал в детстве «Гадкого утенка», вряд ли впоследствии возьмет в руки «Отверженных». Положительная сторона сложившейся ситуации состоит в том, что в данном случае можно говорить не о перевоспитании (оно, как правило, мучительно и малоэффективно), а о воспитании новой потребности, привычки. И одна из самых важных задач — руководство детским чтением. Психолог вряд ли может взять ее решение на себя — у него для этого нет ни необходимого образования, ни соответствующего права, но оставаться безучастным точно не может. Статья подготовлена при поддержке компании «Мастерская цветов». Если Вы решили преподнести цветы в подарок, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Мастерская цветов». Курьеры компании «Мастерская цветов» доставляют цветы в кратчайшие сроки, и поэтому вы можете не беспокоиться о том, будет ли доставлен заказ вовремя. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Master-Cvetov.Ru. Марина СТЕПАНОВА |