Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2009


Репортаж

 

Сделать шаг навстречу

С 26 июня по 1 июля в г. Сочи прошла
V Всероссийская неделя школьной психологии «Перекресток»

Путь к взаимопониманию
был непростым…

В конце июня состоялось радостное для многих специалистов и знаковое для всей психологической службы образования событие — возвращение Недели школьной психологии. Напомню, что первый раз это мероприятие, организованное центром психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» и газетой «Школьный психолог», прошло осенью 2004 года. Тогда в ВДЦ «Орленок» собрались настоящие энтузиасты своего дела со всей России: психологи, педагоги, директора школ и центров. Все приехали с большим желанием общаться, обсуждать проблемы, узнавать новое, внутренне меняться. Именно на первой Неделе сформировалось сообщество неравнодушных профессионалов: и тех, кто сам хотел чему-то научиться, и тех, кто мог научить других, хотя различия между учителями и учениками на Неделе весьма условны, поскольку стиль взаимоотношений между рядовыми участниками и ведущими специалистами очень демократичен.

Здесь не существует канонов и непреложных истин, все может быть подвергнуто сомнению, а идеи возникают в ходе совместных обсуждений, и становится понятно, что психологию образования создают не только сами психологи, но и в равной мере педагоги и руководители образовательных учреждений. Поэтому «смешанный» состав участников стал здесь традиционным.

К пятой Неделе уже сложилась профессиональная культура проведения занятий (лекционных, тренинговых), сформировалась команда ведущих, которая, впрочем, постоянно пополняется.

У каждой Недели есть своя концепция, свой сценарий, своя «игровая оболочка». Юбилейная V Неделя носила название «Перекресток», что означало временную остановку, раздумье, переосмысление и в конце концов — выбор единственно правильного пути.

В этом году в Сочи собрались 185 человек из различных регионов России, Белоруссии, Украины. Среди гостей была даже психолог из США Татьяна Коттл.

Выбор тематического вектора недель школьной психологии не случаен. Если оглянуться назад, то можно заметить, что их тематика так или иначе отражает общую тенденцию в современной психологии образования. На первых неделях психологи были заняты большей частью собой, своим становлением («Открытие», «Восхождение»), а затем развитием («Погружение», «Четыре стихии»), лейтмотивом же прошедшей Недели стало философское осмысление того, что же действительно представляет из себя психология в образовании: что она может, а что — нет. И вообще, все ли правильно в нашем «королевстве»?

Может быть, не случайно психологи при любой модернизации оказываются на «обочине» системы образования? Почему это происходит? Нет ли тут и нашей вины? Соответствуем ли мы с нашими методиками, тренингами и тестами современной ситуации в образовании, или нам необходимо не только меняться в профессиональном плане, но и находить новые формы взаимодействия с системой образования, чтобы стать ее неотъемлемой частью?

Совместное творчество сблизило участников

Эта мысль постоянно звучала в выступлениях главного «идеолога» Недели Марины Битяновой. Она уверена, что педагоги во все времена занимались решением психологических проблем детей, думая о том, как заинтересовать ребенка учебой, сделать его более внимательным, ответственным. Искали индивидуальный подход к детям. Прекрасной иллюстрацией этого является глубоко психологическая работа, которую продемонстрировала в этом году на авторской мастерской «От понимания к слову — к раскрытию смысла текста» филолог Е. Кац. Она блестяще продемонстрировала возможности применения психологического «контекста» в педагогической деятельности.

Но стоило только психологии выделиться в самостоятельный компонент внутри образования, как оно насторожилось. И эту настороженность никак не удается преодолеть.

Размышления на эту тему звучали на ежедневных «прологах» Марины Битяновой, продолжались во время монологов, проблемных лекций Михаила и Натальи Семаго, Игоря Вачкова, Александра Шувалова, Александра Савенкова, Екатерины Александровой, Натальи Сакович, Марьяны Безруких, Виктора Слободчикова, а также во время дискуссий. Рассматривались объективные и субъективные причины, по которым психологи отторгаются меняющейся системой образования. К сожалению, у системы образования нет четко сформулированного запроса на психологическую деятельность. И это при том, что образование не может эффективно существовать без серьезных психологических знаний и практической деятельности психологов. Только деятельность эта должна быть выстроена в соответствии с его, образования, потребностями.

И ведущие специалисты, и практики много говорили о том, что надо определиться с критериями, по которым отличают «полезных» от «бесполезных» для образования психологов. Тем более что с прекрасными образцами того, что действительно может быть полезно образованию, участники смогли познакомиться, посещая мастерские и мастер-классы «Перкрестка».

Ключевой для всего мероприятия стала интерактивная дискуссия «Три источника — три составные части образовательной практики», развернувшаяся в первый день. О том, каким должен быть психолог в образовании, о его месте и предназначении рассуждали Философ (А.Шувалов), Психолог (М.Семаго) и Педагог (М.Александрова). Каждый из них пригласил из зала трех человек в «группу поддержки». Высказаться мог любой желающий. В результате этой командной работы, после того как стороны обменялись взаимными претензиями, родилось множество метафоричных определений. Процитирую два из них, которые, на мой взгляд, наиболее точно отражают проблемы психолога в образовании: «Психолог очень часто ставит себя «вместо»: вместо родителя, вместо педагога. А наша задача — быть вместе, а не вместо»; «Если два человека стоят с двух концов одной дороги, они могут встретиться посредине, только если каждый пройдет свою половину пути. И не надо ждать, когда первый шаг сделает другой».

В целом V Неделя оказалась очень содержательной и насыщенной. Дискуссии сменялись мастер-классами, авторские мастерские — проектными семинарами. Параллельно проходила бурная внутренняя «игровая» жизнь: акции, арт-студии. Ну и конечно — встречи, знакомства, общение. В творческую деятельность участники включились сразу: метафорическое театрализированное представление на открытии не только задало высокую планку всей дальнейшей работе, но и заставило задуматься над судьбой психолога, а юмор только помог в этом. И прекрасная природа Сочи, и море рядом, и все соблазны замечательного курорта не смогли «перевесить» чашу весов. Участники предпочли работу: каждый ведущий находил своих благодарных слушателей.

Как всегда, шла постоянная рефлексия того, что демонстрировали коллеги. Прежде всего это касалось мастерских и мастер-классов, которые проходили в рамках конкурса авторских мастерских «Профессиональное признание — 2009», где наиболее смелые из молодых участников рискнули представить свои работы. Их работу оценивало не только компетентное жюри, но и все участники. Причем от членов жюри конкурсанты в конце занятия смогли получить полноценную обратную связь.

Подробнее узнать о победителях конкурса и познакомиться с их разработками читатели «Школьного психолога» смогут в тематическом выпуске, посвященном V Неделе школьной психологии. Забегая вперед, хочется отметить, что в этом конкурсе среди победителей было двое педагогов.

Мне кажется, что активное участие во всех мероприятиях Недели школьной психологии может стать своеобразным «знаком качества» для психолога. Ведь здесь каждый ощущает себя настоящим профессионалом, даже не проводя мастер-классы, а просто высказывая и отстаивая собственную позицию. Но главное — на таких мероприятиях появляется возможность не только получать готовые психологические знания, но и учиться самостоятельно добывать их и активно использовать.

Ольга РЕШЕТНИКОВА