|
|||||||
Команда профессионаловВ пленарном заседании, которое проходило в РГУ им. И. Канта, приняли участие более семисот человек: представители областной думы, министерства образования, начальники отделов образования, директора образовательных учреждений, опытные педагоги и молодые специалисты. Благодаря участию в конференции у меня появилась возможность познакомиться со спецификой развития системы образования области и с особенностями психологической службы системы образования. В докладе, зачитанном на пленарном заседании «Образование — площадка проектирования будущего», министр образования области Н.С. Шерри представила весь спектр задач, которые стоят перед работниками системы образования. Она обратила внимание как на достижения прошедшего года, так и на формулирование приоритетных направлений деятельности на будущее. Модернизация, по мнению Натальи Сергеевны, дала образованию высокую степень свободы, а значит, и большой ресурс для самоорганизации образовательных учреждений. А это, несомненно, предъявляет особые требования к качеству образовательных услуг.
Параллельно с пленарным заседанием работали девять тематических площадок, руководители которых в интерактивном режиме выходили на связь с присутствующими в зале. Не менее серьезные, но более конкретные вопросы обсуждались на секции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» с участием директоров ППМС-центров, педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов учреждений образования города и области. Ее ведущие В.П. Стаховская (заслуженный учитель РФ, директор областного центра диагностики и консультирования детей и подростков) и Л.Ю. Барковская (консультант отдела министерства образования Калининградской области) организовали работу так, что все присутствующие на секции смогли присоединиться к одной из двух рабочих групп, где шло обсуждение по темам «Специалисты в «Нашей новой школе» и «Роль психолога в сопровождении участников образовательного процесса». После знакомства с сообщениями и свободного обмена мнениями был разработан солидный пакет предложений для внесения их в резолюцию секции. Они касались актуальных задач сохранения здоровья детей, развития творческого потенциала учителей, обновления образовательных стандартов, совершенствования инфраструктуры образовательных учреждений, поддержки талантливых учеников. Обратили на себя внимание тесный контакт представителей регионального министерства и муниципальных органов управления образованием с руководителями и специалистами психологической службы, их взаимопонимание, готовность совместно решать поставленные перед психологами и другими специалистами службы задачи. Работа секции происходила в Калининградском областном центре реабилитации и консультирования детей и подростков, который не так давно отметил свой 15-летний юбилей. Этот региональный центр всегда был одним из ведущих. С его деятельностью мы знакомили наших читателей еще в 1998 году. Уже тогда его отличала четкая организация работы, позволяющая сравнительно небольшому коллективу проводить громадную работу, вовлекая в сферу своего внимания всех проблемных детей области, стремление быть в курсе современных научных и практических разработок, смелость в освоении новых видов деятельности. Я, конечно же, спросила его директора Валентину Петровну Стаховскую о том, что изменилось в работе центра и как повлиял кризис в психологической службе на его деятельность. Действительно, у сотрудников возросла нагрузка, прежде всего из-за присоединения двух профильных центров, которые раньше занимались проблемами профилактики наркомании и отклоняющегося поведения. Штат этих учреждений был серьезно сокращен, поэтому специалистам центра пришлось взять часть функционала на себя.
В центре работают две психолого-медико-педагогические комиссии, школьная и дошкольная, и семь отделов. Наиболее ответственный участок — дошкольный диагностический отдел. Калининградская область одной из первых в стране включилась в программу интегрированного обучения, поэтому специалисты центра проводят подготовку к приему детей с выявленными на ПМПК нарушениями в обычные образовательные учреждения. Для этого разрабатываются рекомендации не только для педагогов, но и для членов семьи и органов образования на местах. Создан и активно работает отдел раннего сопровождения, который занимается с детьми, нуждающимися в специализированной помощи начиная с самого рождения. Благодаря сотрудничеству с Институтом коррекционной педагогики РАО специалисты центра прошли переподготовку по раннему выявлению проблем в развитии и дальнейшему сопровождению таких детей. Появились новые задачи в школьном диагностическом отделе. Если раньше, как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья направлялись ПМПК в специальные школы, то сейчас во многих муниципалитетах созданы опорные центры, консультирующие специалистов и родителей по вопросам интеграции таких детей в обычную образовательную среду. В прошедшем учебном году около 700 педагогов общеобразовательных школ области были обучены специфике работы с особыми детьми. Для этого специалистам центра приходилось выезжать в те районы, где существует интегрированное обучение. Сейчас возникла новая проблема из-за того, что введение ЕГЭ заставило серьезнее относиться к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Одно из самых больших подразделений центра — отдел практической психологии. Его руководитель Е.О. Студинская непосредственно курирует всех психологов, работающих в образовательных учреждениях области. Третий вторник каждого месяца они собираются в центре на методический день. Там решаются все вопросы, в том числе практического характера. На каждую встречу заранее готовится сообщение, презентация или мастер-класс тех психологов, которые имеют новые интересные наработки, поэтому специалисты центра всегда в курсе состояния дел и проблем психологов области. Но сидеть на месте сотрудники центра не привыкли. Каждый четверг, начиная с первого сентября и до конца июня, члены школьной и дошкольной ПМПК в соответствии с графиком выезжают в образовательные учреждения области, где в тесном сотрудничестве с местными специалистами проводят серьезную многочасовую консультативную работу. Здесь считают, что недостаточно сопровождать конкретного ученика, нужно заниматься психолого-педагогическим сопровождением всех участников образовательного процесса. Практические наработки центра распространяются его организационно-методическим отделом, который выпускает брошюры, рабочие тетради и пособия для детей, родителей и педагогов. Одна из задач отдела — привлечение большой науки и практиков не только из Калининграда, но и из ведущих научных центров. В частности, налажено тесное сотрудничество с Институтом коррекционной педагогики РАО и Институтом специальной педагогики Санкт-Петербурга, которые включают центр во все свои проекты. Областной центр тесно сотрудничает с муниципальными ППМС-центрами, здесь стремятся не только сохранить, но и развить уникальность и специализацию каждого из них. В области сложились хорошие отношения между всеми уровнями руководства — от низшего до высшего. В центре знают, что можно обратиться к любому руководителю муниципалитета и найти поддержку. А при необходимости поможет и поддержит и областное министерство. Большая диагностическая и консультационная работа ведется с детьми, имеющими различные психологические проблемы в обучении или взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Центр сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних, проводит семинары, тренинги, а для оказания экстренной психологической помощи сотрудники центра выезжают на место и работают с семьей и социальным окружением ребенка. Тренинги и консультации с учащимися и теми, кто только готовится стать школьниками, также проводятся постоянно. В центре существует уникальный банк данных, куда с 1993 года заносятся сведения на всех детей, которые прошли ПМПК (а их более пятидесяти тысяч). Эти сведения часто запрашивают комиссии при военкоматах, комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские комиссии, судебные органы. Кроме того, этот банк данных позволяет отслеживать динамику развития коррекционного образования области. Когда дошкольная ПМПК выявляет детей с проблемами в развитии, то сотрудники центра могут спрогнозировать, какие специальные условия необходимо обеспечить к началу их обучения. Эти данные ежегодно направляются в министерство образования, где их учитывают при подготовке к очередному учебному году. У центра много зарубежных друзей и партнеров. В Калининград часто приезжают коллеги из Германии, которые говорят: «Если раньше вы учились у нас, то теперь мы будем учиться друг у друга». Соседство с европейскими странами способствует тому, что практически все специалисты центра познакомились с опытом работы психологов Германии, Швеции, Бельгии, Литвы, Польши. Взаимный обмен опытом осуществляется и с Америкой, Израилем, Францией. С работой шведских коллег познакомились и директора школ, ориентированных на интегрированное обучение, и директора муниципальных центров. Серьезные знания калининградские специалисты получили для работы с детьми с синдромом Дауна и с замещающими семьями. Для финансирования таких рабочих поездок руководители регионального центра ищут спонсоров. Большую помощь в этом оказывает Евросоюз. Общее впечатление от поездки в Калининградскую область — здесь работают уникальные люди, которые всю свою энергию, знания и душу вкладывают в оказание реальной помощи детям. С такими людьми мне приходилось здесь встречаться постоянно, но особо хочется отметить высокопрофессиональную команду Калининградского областного центра диагностики и консультирования детей и подростков. Благодаря ему ни один ребенок этого большого региона не остается без необходимой психолого-медико-педагогической поддержки. Модель психологической службы, созданная в Калининградской области, позволяет в наше непростое для психологов образования время не только сохранить, но и развить ее.
Валентина Петровна Стаховская убеждена, что секрет успешной работы центра в создании такой рабочей атмосферы, когда каждый специалист четко знает свое дело и всегда уверен, что ему будет оказана необходимая помощь. «Сейчас всем тяжело, но если мы выбрали себе такую профессию, то надо думать не о своих проблемах, а о тех проблемах, которые ставит перед нами общество», – считает она. Ольга РЕШЕТНИКОВА |