|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как говорить об «иных»?
|
Низкая дистанция власти | Высокая дистанция власти |
Родители обращаются с детьми как с равными | Родители учат детей слушаться старших |
Дети обращаются с родителями и с другими родственниками как с равными | Уважение к родителям и пожилым родственникам — важная жизненная добродетель |
Дети не играют роли в обеспечении «счастливой старости» родителей | Дети — основа безопасной «счастливой старости» родителей |
Ученики обращаются с учителем как с равным | Ученики проявляют уважение к учителю даже вне класса |
Учитель ждет инициативы от учеников в классе во время урока | Инициатива на уроке исходит преимущественно от учителя |
Учитель — эксперт, который передает отделенные от его личности («надличностные») истины | Учитель — гуру, который передает свою мудрость |
Качество обучения зависит от качества двусторонней коммуникации, и в особенности исходящей от учеников | Качество обучения зависит исключительно от учителя |
Учитель предполагает, что ученик будет спрашивать учителя, как выполнить неясные ему задания | Ученик предполагает, что учитель скажет, что ему надо делать, и разъяснит подробно процесс выполнения задания |
Образовательная политика сфокусирована на средней школе | Образовательная политика сфокусирована на высшей школе |
Неравенство между людьми должно быть уменьшено, насколько это возможно | Неравенство между людьми предполагается и желательно |
До некоторой степени рекомендуется независимость между более или менее наделенными властью людьми | Менее властные люди должны быть зависимы от более властных; отношение к властям предержащим склоняется от зависимости к противостоянию |
Измерение 2
ИНДИВИДУАЛИЗМ — КОЛЛЕКТИВИЗМ
Вечный вопрос, над которым задумывается в своей жизни каждый, звучит кратко: «Кто Я — часть группы или уникальная личность?» Разные культуры дают на него разные ответы. В индивидуалистской культуре главная ценность — это я сам, мое мнение, мое пространство. Противоположный полюс — коллективизм. Он связан с ценностью принадлежности к группе.
Таблица 2
Индивидуализм — коллективизм в сфере
семьи,
образования и общества в целом
Коллективизм | Индивидуализм |
Цель школьного обучения — научить, «как делать» | Цель школьного обучения — научить «как учиться» |
Ученики говорят только с одобрения группы (иногда молчаливого) | Ученикам предписывается говорить в классе «от себя» |
«Я — последняя буква в алфавите» | Говорить от первого лица (от «Я») предпочтительно |
Главное — гармония и порядок (как в обществе, так и в классе) | Главное — индивидуальное развитие каждого (как в обществе, так и в классе) |
Диплом (например, аттестат «приличной» школы или диплом о высшем образовании) открывает доступ в более статусные группы | Диплом увеличивает экономическое благосостояние и самоуважение |
Всегда должна соблюдаться гармония, а прямой конфронтации следует избегать | Говорить то, что думаешь, — характеристика честного человека |
Отношения важнее задач | Задачи важнее отношений |
Дети учатся думать в терминах «Мы» | Дети учатся думать в терминах «Я» |
С друзьями и родственниками надо делиться | Каждый (даже ребенок) сам хозяин своих ресурсов |
Восточные культуры, откуда «родом» многие из детей-мигрантов, вроде бы более коллективистские, чем русская (и уж точно московская) культура. Но когда я начинал работать с детьми из Афганистана, то удивлялся, сравнивая их с обычными московскими школьниками. Дело в том, что афганцы с гораздо большими затруднениями работали в команде, обычный групповой тренинг представлялся делом крайне сложным, так как все погибало в пучине групповой динамики. В чем же дело?
Ответ заключается в том, что коллективисты не обязательно лучше индивидуалистов могут работать в коллективе. Они это делают по-другому. Чем больше в культуре коллективизма — тем важнее для эффективности работы группы отношения, сформировавшиеся в ней. Если они хорошие, то вы можете ничего не делать в классе — урок пройдет «на ура». Если же плохие — тогда не поможет даже самая «завлекательная» подача материала.
Все это имеет прямое отношение и к отдельному ученику. С ребенком из коллективистской культуры учителю гораздо важнее установить «правильные» личные отношения, чем с приезжим из более индивидуалистского региона.
Измерение 3
МАСКУЛИННОСТЬ — ФЕМИНИННОСТЬ
Маскулинность — это ценность достижения, рациональности, прямых действий, зарабатывания денег, ответа на вызовы внешнего мира. Ценность фемининности проявляется в значимости жизненного пространства, чувств, честности и открытости в контакте.
На первый взгляд маскулинность достаточно важна, особенно в современной России. Однако вот, к примеру, вопрос: что мы делаем обычно, когда получаем неподходящий подарок, особенно от близкого человека? Конечно, промолчим, улыбнемся и выразим благодарность за столь необходимую в хозяйстве вещь. Немцы же скажут прямо о том, что ваш подарок им не подходит. Им в голову не придет, что это может быть обидно: «Я же сказал о том, что есть. Он же хотел подарить то, что мне действительно надо, — теперь будет знать».
Именно здесь лежит корень множества проблем, которые испытывают учителя при коммуникации с детьми, приехавшими из республик кавказского региона. «Такой ребенок надуется (грузин, например), и не знаешь, что ему говорить». Плохая оценка гораздо чаще будет восприниматься их родителями как «болезнь», которую нужно «немедленно вылечить». И если родители живут преимущественно в мире денег, то естественно, что они будут пробовать использовать имеющиеся у них возможности. Но для учителя понимание причин такого поведения может дать многое.
Трудно дать рецепт правильного поведения в таких ситуациях — каждая из них уникальна. Однако понимая, что в основе подобного поведения лежит не «бескультурье» родителей или «несдержанность», «амбициозность» и «наглость» ученика, а культурные различия (большая маскулинность), учитель с большей долей вероятности сможет найти нужные слова и нужный подход.
Таблица 3
Маскулинность — фемининность в сфере
семьи,
образования и общества в целом
Фемининность | Маскулинность |
Средний студент — норма, внимание учителя обращено к слабым ученикам | Лучший студент — норма, внимание учителя обращено к «первым» ученикам |
Подозрительность по отношению к тем, кто пытается выдвинуться | Соревновательность в классе; все стараются выдвинуться |
Неуспех в учебе — печальный случай | Неуспех в учебе — расстройство (болезнь) |
Спортивные соревнования — это внеучебная деятельность | Спортивные соревнования — часть учебной деятельности |
Детей учат избегать агрессии | Детская агрессия одобряется |
Ученики недооценивают свои собственные результаты | Ученики переоценивают свои собственные результаты |
Дружелюбие учителя оценивается учениками | «Яркость» учителей восхищает учеников |
Как девочкам, так и мальчикам разрешается плакать; драки не разрешены | «Мальчики не плачут»; драки между мальчиками — явление гораздо более частое и менее запретное, чем между девочками |
Важнее всего — отношения и качество жизни | Важнее всего — зарабатывание денег, карьера, достижения |
Измерение 4
ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Четвертое измерение связано с решением вопроса о жизненной стратегии. «Что лучше — синица в руках или журавль в небе?» Можно относиться к изменениям как к досадной необходимости. Грядущие перемены тогда будут вызывать тревогу и размышления о негативных последствиях, а всё из-за того, что для вас главное — «не упустить синицу». «Хотели как лучше, а получилось как всегда» — фраза, ставшая крылатой. Она прекрасно отражает настроение по поводу нововведений, свойственное культурам с высоким избеганием неопределенности, в том числе и российской. Другой вариант решения вопроса о журавле и синице — это рассматривать изменения как возможность обретения чего-то нового. В таких культурах новое, непознанное пробуждает интерес, а отличия от общепринятых норм не считаются опасными.
Что касается мигрантов, то различия здесь в основном связаны с «модернизированностью» культуры мегаполиса (как в Москве, так и в других крупных городах нашей страны) и большей патриархальностью культуры региона исхода. Более традиционная культура (откуда чаще всего приехали дети-мигранты) практически всегда склонна к большему избеганию неопределенности.
С точки зрения американца, московская школа — это царство избегания неопределенности. Но для ребенка, приехавшего из небольшого казахского поселка, неопределенности в ней гораздо больше, чем дома. Более сложная и противоречивая, чем на родине, система школьных правил с трудом осваивается им. Родителям из культуры с более высоким избеганием неопределенности, чем наша, может быть непонятно стремление учителя подключить их к образовательному процессу. И это не будет являться отражением отсутствия интереса к ребенку — дело в различиях культур, разных шкалах ценностей.
Итак, имея у себя под рукой «арсенал» измерений культуры, мы можем безоценочно, а значит, и более толерантно говорить об этих различиях. Индивидуализм, дистанция власти и другие измерения — не просто термины. Это язык, которым можно пользоваться для описания культурных различий, для анализа и понимания ситуаций, происходящих в нашем общении с детьми из иной культуры.
Если мы можем видеть различия и сходства, если мы согласны с ценностью обоих вариантов решения базовых вопросов, — тогда мы сможем понять друг друга. Самое главное, когда мы общаемся с ребенком из иной культуры (или его родителем), — помнить, что сказанное или сделанное мной может быть воспринято совсем не так, как мной подразумевалось.
Если такое понимание будет, если в каждой неприятной для меня ситуации я буду задумываться, исходя из каких ценностей я действовал, какие нормы проявились в поведении других людей, — то межкультурное взаимопонимание станет нормой нашей жизни. Именно тогда толерантность из чего-то «загадочного и заморского» превратится в реальность обыденной жизни.
Таблица 4
Избегание неопределенности в сфере семьи, образования и общества в целом
Низкое избегание неопределенности | Высокое избегание неопределенности |
Ученики чувствуют себя комфортно при неструктурированном обучении и интересуются «хорошими дискуссиями» | Ученики чувствуют себя комфортно при структурированном обучении и интересуются правильными ответами |
Учитель может сказать «я не знаю» | Учителю полагается иметь ответы на все вопросы |
Достигнутый учеником результат объясняется как проявление личных способностей | Достигнутый учеником результат объясняется влиянием обстоятельств или удачей |
Учителя включают родителей в образовательный процесс | Учителя информируют родителей о ходе образовательного процесса |
Что «плохо», а что «хорошо», в разных ситуациях различается | Строгие правила по поводу того, что «плохо», а что «хорошо» |
Новое, отличное от старого — любопытно | Новое, отличное от старого — опасно |
Фокусировка на процессе образования | Фокусировка на содержании образования |
Находчивость ученика лучше, чем исполнительность | Исполнительность ученика важнее находчивости |