Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2009


Наши дети

 

Проблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов в образовательную среду и адаптация в ней. Сегодня в Москве в проект «СТРИЖИ» (СТРемление к Интегративной ЖИзни) включены более 25 образовательных учреждений — ППМС-центры, ДОУ, школы, где развиваются, обучаются и воспитываются дети с различными особенностями в развитии — от расстройств аутистического спектра до выраженной недостаточности в развитии психических функций. Проект существует уже шестой год. Сетью городских экспериментальных площадок, реализующих систему инклюзивного образования в Москве, руководит постоянный автор «Школьного психолога» кандидат психологических наук Наталья Семаго. По ее мнению, «чем дальше мы двигаемся вперед, тем очевиднее становится значимость толерантного отношения как к особому ребенку, так и к проблеме его обучения и развития в целом». Об этом — предлагаемый материал.

Редакция

 

Первые шаги к толерантности

«Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности; терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства» (Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995 г. Ст.1.2.).

Наличие у нас в стране большой сети специализированных образовательных дошкольных и школьных учреждений не решает проблемы адаптации и социализации детей с проблемами развития в нашем обществе, так же как и не решает проблему толерантности общества к таким детям. У родителей, которые не сдают детей в интернат, возникают большие трудности. Наличие такого ребенка в социуме не предусмотрено. У нас нет разработанных адаптационных программ и технологий для обучения и воспитания детей с особенностями развития.

Подобное разделение общества на «больных» и «здоровых» представляется нам негуманным. Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. Мы считаем каждого ребенка личностью, обладающей своими особенностями. Именно такой подход может называться «принимающим», так как только в интегративной среде возможна обоюдная толерантность: дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их способности и возможности. Здоровые сверстники в интегративной среде c большой степенью вероятности вырастают более толерантными, общительными, с более адекватной самооценкой, менее тревожными и агрессивными, более творческими, чем дети в обычных детских садах.

Подобные качества в современном мире, где участились акты нетерпимости, насилия, ксенофобии и дискриминации социально наименее защищенных групп населения, очень важны. При наличии сети интегративных дошкольных учреждений родители, воспитывающие детей-инвалидов, перестают быть изолированной социальной группой, они больше не стоят перед выбором — отдать ребенка в закрытое специальное учреждение, фактически отказавшись от него, или постоянно находиться с ним, отказавшись от социальной жизни.

Основная проблема — это разработка современных подходов к воспитанию толерантного самосознания у дошкольников. Основной целью нашей работы является не формирование самосознания у детей с помощью насаждения взглядов взрослых, а создание таких условий, при которых толерантность у ребенка проявляется как естественное качество его личности. А это возможно только в интегративной среде. Обучение и воспитание ребенка в интегративной среде делает его толерантным не только к детям с особенностями развития, но и к детям, воспитывающимся в семьях с другими религиозными и национальными традициями. Такое воспитание направлено на преодоление чувства страха и отчуждения у детей и взрослых по отношению к другим.

За годы работы интегративного детского сада накоплен положительный опыт, создан коллектив профессионалов, удалось добиться первых результатов: популярности идей толерантности среди населения и признания коллег. Работа детского сада является практическим воплощением признания того, что люди, различающиеся по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Направления формирования толерантности в интегративном детском саду

1. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста по трем направлениям: а) позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями, б) научение способам разрешения конфликтов («Практическая детская конфликтология»), в) изучение национальных особенностей других народов («Все мы похожи»).

2. Развитие толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей и специалистов.

3. Распространение идей толерантности и практического опыта их формирования в условиях интегративного детского сада.

4. Принятие людей с ограниченными возможностями.

Данная методика решает следующие задачи: развивает в детях способность в каждом человеке видеть его особенности («Только у Веры такие нежные руки», «Только я обижаюсь на громкий голос»). С другой стороны, игротерапевтические занятия позволяют каждому ребенку испытать чувство принадлежности к группе сверстников («Я так же, как и все, люблю, когда обо мне заботятся»). Под таким углом зрения видны лишь человеческие качества, а не диагноз.

В игротерапевтических занятиях используются телесно-ориентированные психотехники, что позволяет детям получать переживания и усваивать их на базовом, физиологическом уровне (тепло — холодно, приятно — неприятно и т.п.), минуя моральные, оценочные суждения (хорошо — плохо). Ниже приводится примерный график занятий.

Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями

Занятия 1–3. «Лабиринт». Дети разбиваются на пары, один играет роль ведущего, другой — ведомого. У ведомого завязаны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем, по маршруту (построенному из мягкого конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и пр.). Затем дети меняются ролями.

Занятия 4–6. «Научи меня говорить». Все участники (дети и взрослые) принимают на себя роль людей с трудностями общения, не говорящими — общаемся с помощью жестов, знаков, специальных символов, нарисованных на майках.

Занятия 7–10. Танцы руками. Занятия под музыку (разную по темпу и настроению — расслабляющую, активную, грустную и пр.) в парах. Тело одного ребенка становится танцевальной площадкой для рук другого.

В конце каждого занятия традиционная часть — чаепитие с обсуждением, где каждый делится своими впечатлениями. Например, кем понравилось быть — ведущим или ведомым, есть ли разница — с кем играть в паре. Также все обсуждают план следующего занятия.

Практическая детская конфликтология

Эта методика помогает детям справиться с подавленной агрессией, осознавать свои желания, искать способы удовлетворения своих желаний. Дети учатся следующим умениям: соблюдать правила, договариваться, учитывать мнение другого, отказывать, выигрывать и проигрывать.

Занятия 1–3. Цель — отработка подавленной агрессии. Бои по правилам. Рыцарский турнир. Бокс. Бой подушками на перекладине. Каждое из занятий оформляется по теме. И каждый из детей вступает поочередно друг с другом в бой, соблюдая принятые правила. На занятии используются только безопасные материалы (воздушные шарики, мягкие подушки).

Занятия 4–6. «Сам такой». Цель — отработка подавленной оральной агрессии. Дети встают полукругом, один из детей встает напротив и подушкой кидает по очереди в каждого ребенка, обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем, видом транспорта — может быть использована любая тема, кроме животных), в ответ дети кидают подушку, говоря «сам такой» или «сама такая».

Занятия 7–9. Цель — развитие коммуникации, умения работать в команде. Игры с парашютом. Дети берут парашют (большое полотнище без строп) за лямки и вместе выполняют различные упражнения, которые требуют сплоченности команды (например, подкидывают мячик, бегают по кругу как на карусели, по команде залезают под парашют и устраивают кучу-малу).

Занятия 10–11. Цель — развитие навыков планирования своих действий, умение работать совместно. Игры с туалетной бумагой (подробно описаны в методике по проведению групповой игротерапии).

Занятия 12–14. Разыгрывание по ролям конфликтных ситуаций со сменой ролей и способов их решения. У ведущих имеются заготовленные сюжеты для конфликтных ситуаций и способов их разрешения, и им посвящена первая половина занятий, вторая же половина состоит из предложенных детьми ситуаций и способов.

«Все мы похожи»

В основу занятий положена книга «Мы все так похожи», изданная Дорлинг Киндерсли в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, а также изучение национальных особенностей детей из бывших союзных республик.

Занятия 1–12. На этих занятиях мы знакомимся с ребятами из разных стран мира, которые рассказывают о своем доме, о школьных уроках, о книгах, игрушках и о любимой еде. Все, что можно сделать, — попробовать национальную еду, построить или нарисовать дом, сделать национальные сувениры или примерить национальную одежду — мы планируем воплощать на наших занятиях с обязательным обсуждением собственных впечатлений.

По итогам каждого цикла занятий планируется проводить конкурсы детских рисунков и сказок на тему толерантности, где воплотятся впечатления детей от приобретенных знаний. Также планируется издание календаря с детскими рисунками и небольших брошюр со сказками (при наличии финансовых средств), рассылка их по разным городам России и другим странам мира.

16 ноября — День толерантности. Праздник рисунков. Мы пишем вместе с детьми письма Незнакомому другу и рассылаем их по России и в другие страны мира — в детские сады, больницы и т.п. с рассказами о нашем празднике, детском саде и на другие темы. В празднике принимают участие дети, посещающие интегративный детский сад, их родители, братья, сестры, дедушки и бабушки. Обычно приглашаются представители местных органов власти, специалисты в области дошкольного воспитания. В дальнейшем мы планируем создать видеофильм о празднике.

Группа родительского общения

Группа родительского общения проводится с периодичностью 1 раз в месяц, направлена на выявление и проработку страхов, агрессии, связанных с неприятием тяжелых заболеваний, национальных особенностей, социальной изоляции и др. Как показал опрос, проведенный среди родителей интегративного детского сада, подобные чувства испытывают в той или иной степени родители всех детей. Например, родители мальчика с синдромом Дауна, воспитывающегося в семье с рождения, были озабочены, не повлияет ли на него отрицательно общение с мальчиком с синдромом Дауна, который первые три года своей жизни провел в детском доме.

Группы организованы по запросу родителей, обращавшихся за консультацией к психологам. В работе используются следующие методы: лекции, беседы, фольклорные игры, гештальт-терапия, телесно-ориентированные психотехники. Группы родительского общения работают по темам «Страхи», «Чужой, другой», «Особенности взаимодействия детей и родителей», «Особый ребенок и общество», «Различные стили воспитания», «Особенности развития или индивидуальные черты?» и др.

Мария ПРОЧУХАЕВА,
педагог-психолог, руководитель ДОУ № 288
Ольга ЛИСЮТЕНКО,
педагог-психолог ДОУ № 1465,
Москва