|
||||||||||
Еще раз об интеграции«Развитие и коррекция» — это всероссийский центр переподготовки и повышения квалификации дефектологов, психологов, логопедов и всех тех, кто работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с детьми-инвалидами. Имея за плечами большой опыт внедрения коррекционных технологий в практику работы общеобразовательных школ, мы столкнулись с проблемой незнания, как работать с такими детьми, какие они бывают, что надо говорить обычным детям и их родителям. Словом, многие очень непростые аспекты реальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общеобразовательного сообщества тормозили и тормозят этот процесс. Предлагаемые ниже разработки — фрагмент комплексной программы по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ученые и практики разработали не только цикл занятий для 1–4-х классов, но и систему переподготовки учителей, тематику родительских собраний и методическое обеспечение для каждого направления работы. В настоящее время планируется ее проверка под руководством Департамента образования г. Москвы в ряде общеобразовательных школ. Мы готовы сотрудничать с энтузиастами и будем рады инициативе и творчеству в решении этой сложнейшей проблемы. А чтобы это не было очередной кампанией, сотрудники АНМЦ «Развитие и коррекция» готовят много сюрпризов для учителей и родителей, психологов и детей, которые будут раскрываться в течение всего учебного года! Ждем откликов и пожеланий. Основная цель всего цикла занятий с младшими школьниками — создание условий для формирования у здоровых детей уважения к правам окружающих их детей-инвалидов с целью снижения социальной и психологической напряженности в семье и обществе в целом, создания гуманистических тенденций, занимающих приоритетное направление в демократическом обществе. Эти занятия были разработаны в рамках специального социально ориентированного проекта, целями которого выступили: • научно-организационное и методическое обеспечение процесса воспитания толерантного отношения всех субъектов образовательной среды (учащихся общеобразовательных школ, их семей, педагогов, воспитателей, всех сотрудников школ) к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования; • создание условий для формирования у здоровых людей уважения к правам детей с ОВЗ с целью снижения социальной и психологической напряженности в семье и обществе в целом, создания гуманистических тенденций, занимающих приоритетное направление в демократическом обществе; • изменение общественного мнения по отношению к ребенку с ОВЗ, его семье; • становление в обществе равноправных партнерских отношений между ребенком из обычной семьи и ребенком с ОВЗ. ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙЗанятие № 2. «Пойми меня» Цель: формирование у ребенка потребности во взаимопонимании; воспитание эмпатии. Оборудование: опорные картинки с изображением тех или иных предметов (одушевленных или неодушевленных), о которых в рассказе должна идти речь. 1. Организационный момент Упражнение на развитие логического мышления, умение делать выводы на основании анализа нескольких суждений. Продолжи закономерность.
2. Вводная часть Вводная беседа на тему: «Что нужно, чтобы научиться понимать друг друга?». (Уметь не только слушать, но и уметь услышать друг друга.) Игра «Испорченный телефон» Ведущий. Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга. Участники игры садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, то игроки не поняли друг друга. 3. Основная часть Игра «Фантазеры» Ведущий. Смысл игры заключается в том, чтобы вы смогли продолжить рассказ, начатый предыдущим игроком. Игра может проводиться группами до 10 человек. Все игроки должны продолжить рассказ одним предложением. Тот игрок, на котором заканчивается рассказ, должен начать новый. Участники игры садятся в круг. Ведущий показывает первую картинку с изображением, допустим, собаки. Первый игрок начинает рассказ одним предложением, например: «В одном доме жила собака…» Его сосед справа продолжает: «Эта собака любила гулять со своим хозяином у пруда…» Следующий сосед справа продолжает рассказ тоже одним предложением и так далее. Чем необычнее и смешнее будет поворот этой истории, тем лучше. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока воображение участников не иссякнет, а интерес не угаснет. Обычно на это уходит 10–15 минут. Желательно стремиться к тому, чтобы рассказ имел начало, середину и конец и строился вокруг какого-нибудь события (сюжета). 4. Физминутка Ведущий. А сейчас разбейтесь на пары. Встаньте друг против друга. Один показывает упражнения, другой повторяет за ним. Затем наоборот. 5. Закрепление, итог Обобщающая беседа по теме занятия: • Что нового вы узнали сегодня о взаимоотношениях между собой и другими? Этикетная задача Ведущий предлагает детям решить следующую задачу: «Представьте себе, что с вами вместе находится ребенок со странностями поведения, не такой, как вы, а ему тоже хочется принять участие в вашей игре. Как вы сможете ему помочь?» Итог занятия Ведущий. А теперь сделаем вывод: «Как хорошо, когда каждый из нас умеет слышать и понимать друг друга, тогда нам интересно быть вместе». И педагог предлагает всем улыбнуться друг другу и поблагодарить за игру. Занятие № 3. Цели: формировать у детей умение чувствовать друг друга, вырабатывать потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается; воспитание эмпатии. Оборудование: карточки с коррекционными упражнениями. Книга К. Чуковского «Федорино горе»; начатые, но недорисованные картинки с изображением посуды, мебели и т.д., загадки и карточки с рисунками-отгадками. 1. Организационный момент Упражнение на формирование умения выделять главные признаки предметов. Ведущий. Найди любимую рыбку Маши, если ты знаешь, что она не длинная, без горошин, не грустная, у нее закрыт рот и у нее не три полоски (рис. 2).
2. Вводная часть Вводная беседа на тему: «Умей понять и почувствовать, что нужно другому». • Что такое чуткое отношение? • Всегда ли мы замечаем, что происходит вокруг нас? • Требуется ли кому-нибудь наше сочувствие или помощь? • Наше отношение к этому? 3. Основная часть Игра «Помоги Федоре» Ведущий. Постарайтесь помочь Федоре. Вы почувствовали, как ей нужна ваша помощь. Накануне детям было дано задание прочитать сказку К. Чуковского «Федорино горе» и выучить отрывки из нее. Во время игры педагог выступает в роли Федоры из сказки и просит детей вспомнить сказку и прочитать отрывки из нее, поделиться впечатлениями. Федора должна вызвать у детей чувство сострадания к ней, пообещать детям стать аккуратнее и попросить помочь ей вернуть все утерянное. Из горки карточек на столе дети берут по одной недорисованной картинке и дорисовывают начатое на ней изображение. Затем они группируются на основе сходства изображений предметов по их назначению (например, посуда, мебель и пр.) и предлагают их Федоре. Она благодарит детей и просит отгадать загадки. После того как дети отгадают, на обозрение представляется картинка-отгадка. Загадки: «Сама не ем, а людей кормлю» (ложка). «Из горячего колодца через нос вода льется» (чайник). «Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается» (утюг). Отгадавшим дается приз. 4. Физминутка Игра «Замри» Участники игры встают в круг и ведут себя раскованно, но при команде «Замри» застывают на месте в той позе, которая была перед командой. Эту игру можно дополнить тем, что ведущий пытается рассмешить любого «замершего» участника игры. 5. Закрепление, итог Обобщающая беседа по теме занятия: • Как вы думаете, наши добрые чувства по отношению к другим могут изменить их поступки? • Приходилось ли вам помогать кому-нибудь? Этикетная задача Педагог предлагает детям решить следующую задачу: «Вы сейчас помогали Федоре, которая ленилась убираться в доме и следить за собой, а как бы вы поступили, если бы рядом с вами жил ребенок, с трудностями передвижения?» Итог занятия В конце занятия педагог делает вывод: «Все мы разные, но каждый хорош по-своему. Относиться нужно к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Умей почувствовать, что твоя помощь нужна другому». Он предлагает всем детям посмотреть друг на друга, пожать друг другу руки и улыбнуться. Занятие № 4. Цели: закрепление межличностных отношений, формирование потребности в чутком отношении друг к другу; воспитание эмпатии. Оборудование: карточки с коррекционными упражнениями; красочно оформленное помещение; все необходимое для чаепития; имитация телевизора (можно сделать из большой коробки без дна), костюмы для выступления участников, подарки, выполненные руками участников. 1. Организационный момент Упражнение на умение проводить анализ, выделять признаки, по которым различаются предметы, делать логическое умозаключение (рис. 3, 4).
Даша, Маша, Денис и Антон выбирают себе щенков. Кто какого щенка выбрал, если: а) Денису не понравились спящие щенки; б) Маша выбрала щенка без ошейника; в) Даша не хочет пятнистого щенка; г) Антон взял щенка, которого не захотели взять Даша и Денис. 2. Вводная часть Вводная беседа на тему: «Какие отношения должны быть между друзьями». • Как нужно относиться к своему другу? • Как бы вы хотели, чтобы друг относился к вам? • Хотели бы вы, чтобы ваша дружба крепла? • Что, по вашему мнению, нужно сделать для укрепления дружеских отношений. Игра «Угадай мое желание» Ведущий. Попробуйте понять с помощью мимики и жестов желание своего друга. Дети делятся на две команды. Поочередно один из членов команды выбирает себе друга из другой команды и с помощью мимики и жестов выражает свое желание. Друг, которого выбрали, должен угадать желание. Если он не справляется с поставленной перед ним задачей, то ему помогает команда. Затем команды меняются ролями. 3. Основная часть «Сюрпризы дружбы» В мероприятии принимает участие весь класс. Проводится во внеурочное время. Для его проведения можно привлечь детей из других классов. Это мероприятие может быть приурочено ко Дню именинника. Роль ведущего исполняет кто-либо из взрослых. Ведущий объявляет, что детей ожидают сюрпризы. Все дети удобно садятся. Диктор (ведущий) объявляет: «Для Тани Петровой исполняется любимая песня…» Ученица (ученик) под магнитофонную запись исполняет песню, которую приготовила (приготовил) заранее. «Для Пети Архипова артист приготовил сюрприз». Исполняется пантомима. Выступления могут быть различными: стихотворения, песни, интермедии, танцы, игра на музыкальных инструментах и др. После выступления участники могут обменяться подарками, выполненными собственными руками на уроках труда, в группах продленного дня, дома. Закончить занятие можно чаепитием за общим столом. 4. Физминутка Участники игры встают в круг и держат друг друга за руки. В центре круга два игрока. У одного закрыты глаза. По команде ведущего игрок с завязанными глазами пытается найти второго игрока. Все остальные подсказывают ему верный путь, дают команды: «Направо, налево, прямо, назад, горячо, холодно». После того как второй игрок будет пойман, выбирается другая пара. 5. Закрепление, итог Обобщающая беседа по теме занятия: • Что нового вы узнали сегодня о том, как должны строиться отношения между друзьями? • Расскажите, был ли у вас раньше друг или подруга? Какие отношения были между вами? Этикетная задача За чаепитием ведущий предлагает детям решить следующую задачу. Ведущий. Представьте себе, что ваш друг или подруга, сосед или соседка, знакомые, ваши сверстники имеют трудности при передвижении — ходят с костылями или прикованы к инвалидной коляске. Они ничем не отличаются от вас, кроме того что им трудно передвигаться, и они тоже хотят принять участие в таком же мероприятии. Как вы поступите в таком случае? Итог занятия Ведущий. А теперь сделаем вывод: «Все мы разные, но каждый хорош по-своему. Относиться нужно к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, нужно уметь понять и принять другого, тогда дружба станет крепче». Педагог предлагает обменяться улыбками и рукопожатиями. Занятие № 5. «Мы в этом мире» Цели: учить понимать другого как самого себя, формировать потребность работать в «команде»; воспитание эмпатии. Оборудование: карточки с коррекционным заданием, карточки с фрагментами изображений школьной жизни, из которых складываются цельные картинки, конструкторы, раздаточный материал для основного этапа. 1. Организационный момент Упражнение способствует развитию логического мышления и формирует умение проводить анализ и синтез (рис. 5).
Ведущий. В каждом ряду дорисуй фигуры так, чтобы получилась фигура, указанная на образце. 2. Вводная часть Вводная беседа на тему: «Какие мы?» • Расскажите о себе и о том, кто, что умеет делать лучше всего: петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальном инструменте, играть в футбол, в шахматы, шашки, бегать и т.д. Игра «Собери картинку» Ведущий. Из фрагментов фотографий вашей школьной жизни соберите полное изображение этих сюжетов. Дети делятся на группы по желанию по три-четыре человека и получают фрагменты фотографий из их школьной жизни. Нужно сложить из них полное изображение того или иного сюжета. И рассказать о том событии, которое было запечатлено на фотографии. Побеждает та команда, которая работала более слаженно и быстро и чей рассказ будет более полным. 3. Основная часть Ведущий. Подумайте, что нужно для того, чтобы в своей деятельности вы могли добиться наилучшего результата? Игра «Кто что умеет лучше всего?» Ведущий. Вы сейчас убедитесь, что успех любой работы зависит прежде всего от слаженности работы группы. А чтобы ваша работа была слаженной, выберите и подчеркните, что нужно прежде всего. • Уметь понимать друг друга. • Обижаться друг на друга. • Уметь поддержать друг друга. • Ссориться по пустякам. • Уметь слушать друг друга. Вы рассказали чуть раньше о том, что лучше всего умеет делать каждый из вас. Вы теперь знаете, что необходимо, чтобы ваша работа была слаженной. Подумайте, на какие группы можно разделиться, чтобы выполнить задание очень хорошо. • I группа — те, кто любит рисовать. • II группа — те, кто любит танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах. • III группа — те, кто любит прыгать, бегать, играть в футбол. • Что могла бы сделать каждая группа отдельно? • Что вы могли бы сделать все вместе? Ведущий. А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа — это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды. Игра «Город мастеров» Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали другу друга и помогали друг другу. 4. Физминутка Игра «Почувствуй себя в команде» Те команды, которые уже были подобраны для работы в «Городе мастеров», проводят небольшую эстафету (бег с мячом, прыжки на одной ноге, прыжки со скакалками). Победившая команда получает приз. 5. Закрепление, итог Обобщающая беседа по теме занятия: • Вы научились рядом с собой чувствовать других? • Вам понравилось быть частью команды? Этикетная задача «Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу: • сердиться на него; • не возьмете в игру; • возьмете в игру и будете помогать ему; • будете подбадривать его». Итог занятия Ведущий. А теперь сделаем вывод: «Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться. Алефтина АЛЕШИНА,
|