Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2009


Первая полоса

 

В последнее время все более остро ставится вопрос о необходимости нового предмета в школе — психологии. Об этом спорят. Вот недавно в Москве прошла конференция, посвященная этой проблеме.

В России уже был опыт введения психологии в среднюю школу. Так, уже в начале XVIII века известный государственный деятель, историк В.Н.Татищев и просветитель, математик М.И.Панкевич высказывали мысли о необходимости изучения такой науки, с помощью которой человек мог бы сам познать себя, а в конце XVIII века была опубликована «Краткая психология, или Учение о душе для детей» Г.Кампе. Однако лишь через сто с лишним лет был прямо поставлен вопрос о необходимости введения психологии в число предметов средней школы. Сделал это П.Д.Боборыкин в журнале «Вопросы философии».

С 1906 по 1909 год психология преподавалась в российских школах, но затем этот курс убрали из числа школьных предметов. Вторая попытка введения психологии в старших классах школы была осуществлена уже в СССР в период с 1947 по 1958 год, обучение проходило по учебнику, написанному Б.М.Тепловым. В 1988 году курс психологии снова появился как учебный предмет для учащихся 8–11-х классов, но ему также не удалось задержаться в школе надолго. Во всех случаях причины прекращения преподавания психологии в школе были сходными: недостаточная методическая проработанность курса и отсутствие подготовленных преподавателей.

Сторонников возобновления преподавания психологии для школьников становится все больше, тем более что — по факту — занятия по психологии с учащимися уже проводятся в рамках развивающих программ или факультативных курсов, включаются в школьный компонент или реализуются в качестве инновационных экспериментальных программ.

А вы как думаете: нужны ли школьникам уроки психологии?

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор