Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2009


Наши дети

 

Разнообразие мотивов выбора профессии

Просто слово красивое…

Безусловно, существует связь между профессией и образом жизни. Неоднозначная, конечно. Хирург и художник, актер и адвокат, программист и проводник поезда — согласитесь, что за всеми перечисленными профессиями стоит значительно больше, чем род занятий восемь часов в сутки. Профессия во многом определяет образ мысли, образ жизни, особенности общения с окружающими — близкими и дальними. Когда молодой человек выбирает профессию, ему бы в первую очередь необходимо примерить к себе тот образ жизни, который «тянет» за собой та или иная профессия, понять, подходит ли ему этот образ жизни, и вникнуть в содержание, в самую суть каждодневного труда.

Однако чем больше мы изучаем мотивы выбора профессии наших старшеклассников, тем больше убеждаемся, насколько часто в основе лежит… любовь к слову. Красивому слову, которое обозначает нечто, на их взгляд, очень привлекательное. Так сложилась привлекательность профессии «менеджер». Редко кто из выпускников, выбирающих для себя эту профессию, может внятно объяснить, в чем собственно состоит предмет труда этого самого менеджера. Выбор таких профессий, как дизайнер, стилист, визажист, также происходит из любви к красивым названиям. Непонятным, но красивым и потому притягательным.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Riota". Доставка воздушных шаров с гелием в Москве и Московской области, срок доставки от двух часов, обработка шаров "Хай-Флот", крупные, яркие и долго летают. Компания также предоставляет услуги по оформлению шарами магазинов, салонов, торговых центров, праздничных мероприятий, проведение промо-акций с раздачей шаров, запуск рекламных виниловых шаров и дирижаблей. Подбор шаров по событию - день рождения, детский праздник, 14 февраля, выписка из роддома, свадьба. Подробная информация по ссылке: https://riota.ru/.

Прошлое, настоящее или будущее?

Почему многие люди не думают о будущем? Потому что им интереснее думать о прошлом. Многие профессии имеют вполне определенное отношение к времени. Например, профессия следователя — это разве не о том, что уже произошло? Или, скажем, профессии археолога, историка, адвоката, психоаналитика, аудитора и даже бухгалтера — это разве не про прошлое? Сколько популярных и модных профессий требуют от человека умения интересоваться именно прошлым, жить тем, что уже свершилось, и исследовать то, что было давно — вчера или сотни лет назад.

Как есть профессии с явным уклоном в прошлое, так есть и профессии, требующие умения жить и чувствовать себя в настоящем. Например, спорт. Как может футболист бежать по футбольному полю навстречу противнику с мячом и думать, скажем, о том, как он будет играть на чемпионате мира. Или вспоминать свои прошлые матчи. Футболист либо находится в настоящем моменте, либо он плохой футболист. Все спортсмены — люди настоящего.

Конечно, это не значит, что они после матча не думают о своем будущем или прошлом. Но если они не могут жить в настоящем, они не сделают успешную карьеру в спорте. Потому что в настоящем каждую секунду что-то происходит, что-то меняется. Потому что в настоящем необходимо тотально, мозгами и телом, быть в игре, в поединке, наедине со снарядом. И это требует от человека определенного опыта чувствования настоящего момента и управления собой в этом самом неуловимом настоящем.

Разве уроки настоящего педагога не являются подлинной жизнью для детей, когда все интересно и когда ты не замечаешь, как летит время! А как насчет работы хирурга? Операция — это разве не настоящее время? Или работа повара. А можно сказать точнее: не «работа», а «искусство»!

Большинство профессий, связанных с коммуникацией, имеют направленность на настоящее. Например, менеджеры, водители, телеведущие. Конечно, телевизионные программы разрабатывают люди, которые мыслят будущим: режиссеры, редакторы и многие другие. Но именно ведущие придуманную другими профессионалами программу делают бесповоротно и окончательно свершившейся. Другой вопрос, удалось им это или нет. Но это уже вопрос о прошлом. А сама телепрограмма живет настоящим! Так же как и все артистические профессии — певец, актер, музыкант...

А как же будущее? И оно полно сюрпризов и требований. Представьте себе, сколько замечательных профессий требуют от человека умения представить не то, как это было, а то, как это будет. Такие профессии, как дизайнер, строитель, архитектор, писатель, токарь, режиссер, столяр, кузнец, художник, программист, и многие другие требуют хорошо развитого зрительно-пространственного воображения, умения представить и создать образ, фильм. И только потом сделать образ реальностью.

Правильно и вовремя задать вопрос

Как вообще происходит процесс принятия решения о том, какую профессию выбрать? Какие вопросы задает себе выпускник, чтобы прийти к нужному решению? Вы, наверное, думаете, он спрашивает себя: «Кем быть?» Увы, даже для этого пресловутого вопроса не находится места. Все ограничивается вопросом: «Какой вуз (колледж) выбрать? Куда пойти учиться?»

Процесс выбора профессии сложен и имеет некую длительность, то есть нельзя его ограничить одним вопросом: «Какая профессия меня привлекает?» Важно поэтапно отвечать себе на целый ряд вопросов, и не «за один присест», а с течением времени проверять истинность своих ответов.

В нашей авторской методике «Цель. Дело. Мечта» (см. публикацию «Психологический портрет поколения» в № 6/2007) мы предлагаем один из таких, на наш взгляд, экзистенциальных вопросов. Он сформулирован так: «Какое дело я считаю настоящим для себя?» Если честно отвечать самому себе на этот вопрос, в ответе найдут отражение и профессия, и образ жизни, и основные ценности человека.

ЕГЭ выбирает вуз за вас

Однако в современном образовательном пространстве нет места даже для такого важного экзистенциального вопроса. А возможность отправлять документы в несколько вузов сразу ставит вопрос выбора профессии вообще с ног на голову. Попробуйте поставить себя на место абитуриента, который «закинул» свои документы в несколько вузов сразу и ждет.

Конечно, у абитуриента выстроена иерархия — куда бы ему хотелось поступить в первую очередь, но именно этот вуз его и не взял. Зато три «одинаково безразличных» свои двери для него открыли, и принять решение надо в кратчайший срок — МАДИ или МИРЭА, к примеру. И решение, конечно, принимается поспешное и необоснованное. А в это время в любимом вузе остаются свободными места, на которые не пришли абитуриенты, потому что их приняли в другие вузы.

Может быть, и неплохо, что выбор приходится делать не самому человеку (это ведь зачастую мучительно), а безличной системе под названием «конкурс результатов ЕГЭ». Но неплохо только для тех 28% неопределившихся (по нашей типологии) молодых людей, не назвавших выбранную профессию.

Рейтинг профессий 2009 года

Проанализировав ответы, присланные нам из разных городов России по нашей методике «Цель. Дело. Мечта», мы смогли сформировать рейтинг предпочитаемых профессий.

Все рекорды побивает процент учащихся, не выбравших еще для себя определенную профессию, — это 28%. Далее, можно сказать, на первом месте при 9–8% выбора находятся:

экономист, бухгалтер, работник банка;

юрист, адвокат, судья;

врач, медицинский работник;

военный, милиционер, сотрудник МЧС.

Второе место (6–4% выборов) у профессий:

представитель шоу-бизнеса, актер,

певец, музыкант;

программист;

психолог, социальный работник.

За ними следуют:

менеджер;

дизайнер, архитектор;

косметолог, стилист, визажист, парикмахер;

спортсмен.

Эти профессии выбирают от 2 до 3% учащихся.

И чуть больше одного процента старшеклалссников выбрали профессии: автомеханик, водитель, автослесарь, журналист, инженер, техник, изобретатель, учитель, повар.

Что же выбирают на самом деле?

В ходе исследования «Психологический портрет поколения» по методике «Цель. Дело. Мечта» у нас была возможность соотнести выбираемые профессии с нашей типологией представления о будущем. Дело не в том, что каждый тип выбирает какой-то определенный круг профессий. Дело в том, что у каждого типа собственное отношение к роли профессии в их жизни.

Так, например, «эффективные функционеры» выбирают профессии только престижные, для них важно не столько содержание, сколько место работы. Для «эффективных функционеров» важна сама возможность быть «в системе», которая будет тебя продвигать и поддерживать, которая обеспечит достойной зарплатой или позволит сделать карьеру.

Для «домохозяек» эти параметры совершенно не важны при выборе профессии и места работы. Для них важно, чтобы профессиональные знания могли пригодиться в семейной жизни. Поэтому «домохозяйки» выбирают профессии воспитателя, медицинского работника, повара, дизайнера, психолога и др. Еще для «домохозяек» важно, чтобы работа была недалеко от дома и предлагала ненапряженный рабочий день или вообще свободный график, поскольку «домохозяйки» намерены почти все время посвящать семье и воспитанию детей.

«Светские дамы» предпочитают профессии публичные, требующие умения выступать, презентовать себя, общаться с большими группами людей. Для них очень важна возможность сотрудничать с мужчинами, а женских коллективов они не терпят. Именно поэтому «светские дамы» никогда не выберут профессию учителя, которая тоже предполагает публичность и общение, но будут в восторге от профессии актрисы, певицы, фотомодели или от роли «жены-любовницы» состоятельного мужчины.

«Общественным деятелям» по душе такая профессия, которая позволит им испытывать чувство нужности другим людям, обществу. Если они смогут профессионально помогать, поддерживать, понимать, заботиться, то они будут считать свою жизнь не зря прожитой! Благородный мотив выбора профессии «общественных деятелей» нередко приводит их в психологию, юриспруденцию, экологию, журналистику или в социальные и государственные учреждения.

Для «деловых людей» нет понятия любимого дела, поскольку им неважно, покупать или продавать, производить или перерабатывать. Они устремлены на создание своего бизнеса как организационно-деятельностного механизма с большим или маленьким количеством людей, реализующих их планы, зарабатывающих им деньги, работающих на них на их условиях и на их территории. Для «деловых людей» важны динамика и прибыльность. Для них значимо иметь в принципе диплом о высшем образовании. Либо для них важно получить именно ту профессию, на основе которой они собираются построить свое дело, открыть свой бизнес. Нередко это такие профессии, как стоматолог, протезист, программист, юрист, товаровед, продавец, риэлтор и другие.

«Цельные личности» — пожалуй, единственные, кто нацелен на содержание труда. В противоположность «эффективным функционерам» им не важны название и престиж фирмы. Главное — возможность заниматься любимым делом, которому они преданы всей душой. Выбор профессии для «цельных личностей» происходит, как правило, в детстве и, как правило, на всю жизнь. Выбор любимых сфер деятельности настолько же разнообразен, насколько разнообразен может быть в принципе сам мир вокруг них. Безусловно, это и научно-исследовательский мир, и экстремальный мир, и мир искусства. Заметим, что «цельных личностей» очень привлекают с раннего возраста именно профессии «великих людей»: писателей, журналистов, режиссеров, путешественников, ученых, спортсменов, хирургов, поэтов, военных и др.

Исследовательский проект «Психологический портрет поколения»

Стартовал исследовательский проект «Психологический портрет поколения» 2009/2010 учебного года. Руководители проекта Елена Гобова и Ольга Игнатова приглашают всех школьных психологов России, а также ближнего зарубежья принять в нем участие. Вместе с нами постройте психологический портрет вашей школы, города, региона, создайте развивающие программы, и пусть это станет надежным фундаментом для образования и воспитания школьников и студентов.

Руководители проекта ведут дистанционное обучение работе с методикой «Цель. Дело. Мечта» и проводят выездные семинары. Вся информация на сайте www.mechta-deti.ru. Записаться на курсы можно по адресу: zdm09@mail.ru.

Елена ГОБОВА,
Ольга ИГНАТОВА