Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2009


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 5 (25)

 

Екатерина ТАРАСОВА,
психолог ОЦМР «Тонус»,
г. Брест, Республика Беларусь

 

Передача чувств

Тренинговая программа для детей 5–7 лет

Цель: преодоление внутренней изоляции у детей, развитие способности видеть и понимать других людей.

Задачи:

— формирование чувства общности путем создания эмоциональных образов;

— формирование умения видеть внешние особенности сверстника, идентифицироваться с ним на уровне движений;

— формирование согласованности движений через игры на взаимодействие, где дети совместно изображают какой-либо образ;

— развитие способности видеть и замечать эмоции, настроение другого человека;

— переживание группой общих эмоций;

— проведение сюжетно-ролевых игр, требующих взаимопомощи и сопереживания.

Характеристика программы

Программа создана на основе разработок лаборатории Е.О. Смирновой по развитию чувства общности у дошкольников и формированию личностного типа отношения к сверстнику «Мы такие разные, и все-таки мы вместе». Может быть использована для работы с агрессивными детьми.

Программа реализуется психологом ДОУ совместно с воспитателями, состоит из восьми занятий. Занятия имеют следующую структуру: вводная часть, включающая приветствие и игры на сплочение или релаксацию; основная часть, состоящая из сказок, имеющих терапевтический эффект, игр, направленных на формирование личностного отношения к сверстнику, на развитие произвольности и на формирование адекватных средств самореализации и самовыражения; заключительная часть, включающая элементы рефлексии и ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 1

1. Приветствие

Ведущий садится на корточки поочередно перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет свои поднятые вверх ладони с ладошками ребенка, приговаривая: «Здравствуй… (имя ребенка)». Тот отвечает: «Здравствуйте… (имя ведущего)». Так ведущий проходит по всему кругу.

2. Сказка «Кактус мечтал подружиться»

Ведущий. Сегодня я вам расскажу сказку про кактус, сядьте удобнее и слушайте.

В одном дворе возле высокого дома была клумба. На ней росли разные цветы. Они росли рядышком, и поэтому клумба была похожа на разноцветный ковер. В хорошую погоду солнышко своими лучиками ласково касалось каждого цветка, и он в тот же миг пробуждался и медленно распускался, поражая и радуя своей красотой. Красота эта привлекала бабочек, кузнечиков и не только… Люди, да и сами цветы обращали внимание друг на друга. Но это была необычная клумба: цветы на ней умели разговаривать. Они рассказывали разные новости и играли, дарили друг другу подарки. Им было весело и интересно жить на этой клумбе.

Но однажды на клумбе вырос цветок, который не был похож на другие. У него был толстый стебель, и колючки у него были такие острые, что кололи всех, кто пытался дотронуться до этого цветка.

— Он очень колючий! — говорила ромашка.

— Да, он уколол меня, когда я хотел к нему приблизиться, — сказал тюльпан.

— Лучше не будем к нему приближаться, ведь он такой колючий и не похож на нас, — решили все цветы.

Кактусу стало обидно, ведь он очень хотел подружиться с цветами, но не знал, как это сделать.

И вот однажды к клумбе подбежал хулиган, он хотел растоптать цветы. Он поднял ногу… но в этот момент кактус собрал все свои силы, напрягся и его иголки, словно пики, впились в нее, проткнули ботинок. Хулиган закричал от боли и убежал.

А у кактуса в тот же миг отвалились все иголки, и он остался совершенно голым. Тут цветы поняли, что он спас их ценой потери своей защиты — своих иголок. И тогда каждый цветок поспешил дотронуться до кактуса своими лепестками в знак благодарности за его храбрость и силу. и в том месте, где росли иголки, выросли цветы. Они были разноцветные, необыкновенной красоты.

Кактусу очень понравился его новый образ и внимание цветов. Он стал самым большим и красивым цветком на этой клумбе. И все восхищались его красотой и силой.

3. Психогимнастика «Цветочная клумба»

Взрослый под музыку предлагает детям поиграть.

Ведущий. Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов. Все цветы растут рядышком, и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер.

С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, распрямляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему. Легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками цветов. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой.

Дети показывают движениями, как здороваются цветы.

4. Игра «Всем-всем, до свидания!»

Дети ставят свои кулачки «столбиком», затем громко говорят: «Всем-всем, до свидания!» — и убирают кулачки.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Приветствие

Детям предлагается ласково назвать по имени соседа, сидящего слева:

— Доброе утро… (имя ребенка), я рад(а) тебя видеть.

2. Игра «Паровозик»

Дети строятся в ряд, выбирается водящим ребенок, который подходит по очереди к каждому и говорит: «Здравствуй, ты мне очень нужен, чтоб везти молоко…» И т.д.

3. Увлекательная история

Жили-были мама, папа, их сынок Антошка и доченька Анюта. Собрались они как-то раз поехать на море. Собрали свои вещи, купили билеты, сели в вагон и отправились в путешествие. Дорога была длинная. Антошка и Анюта играли вместе, мама и папа читали. Дети бегали, прыгали, играли с игрушками и успели даже подраться, помириться и снова поиграть. Поезд останавливался на разных остановках, дети с интересом смотрели в окно на каждой станции. Вот поезд остановился недалеко от большого города.

— Папа, там продается мороженое! — закричал Антон.

— Давай купим! — поддержала Анюта.

— Ладно, я схожу за мороженым, — сказал папа.

— Я с тобой, — попросился Антон.

— Ну идем, — согласился папа.

Когда они спустились на перрон, Антон увидел много разноцветных шаров, которые были привязаны к столбу.

— Сколько шаров! — сказал Антон. — Мне бы хоть один шарик.

Папа в это время стал выбирать мороженое для всей семьи. Антон смотрел на шары как заколдованный. «А если б у меня были все шары, — думал он, — я бы смог летать». Вдруг один шарик оторвался и полетел. Антон побежал за ним и совсем забыл про папу. Он бежал за шариком и удалялся от папы все дальше и дальше. А когда поймал шарик и оглянулся, то понял, что потерялся.

(Ведущий. Дети, что может сделать Антон, чтобы найти своих родителей? Что может сделать папа, чтобы найти Антона?)

Папа пошел к диспетчеру и описал внешность Антона, его одежду, рост, цвет волос и пр. Диспетчер объявил по радио, что потерялся мальчик. Люди по описанию нашли Антона и привели к родителям. Антон очень обрадовался, когда увидел свою семью, стал всех обнимать и целовать, ведь он их так любил.

4. Игра «Диктор»

Выбирается «диктор», который говорит в микрофон, что потерялся ребенок, описывает его внешность и особенности. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Кто угадал, тот становится «диктором».

5. Игра «Всем-всем, до свидания!»
(См. занятие 1.)

ЗАНЯТИЕ 3

1. Приветствие

Игра «Пересядьте те, кто…» — любит мороженое, любит строить из конструктора и т.д.

2. «Необычная история»

В одном обычном детском саду, в одной обычной детской группе произошла весьма необычная история. В большой коробке в уголке для игр лежало много разноцветных деталей от конструктора. Дети собирали разные фигуры, строили волшебные замки и крепости. И все было бы обычно, если бы этот конструктор не умел слушать и разговаривать. Разноцветные детали слышали всё, что происходило в группе. Они знали, кто умеет строить красивые башни, кто — дома, а у кого прекрасно получаются замки. Знали они и тех, кто бросается деталями и разрушает постройки, кто жадничает и кто не убирает после игры детали в коробку.

Надоело деталям смотреть на ссоры, и решили они проучить детей. Они договорились не собираться в постройки, пока дети ругаются и жадничают.

Утром дети, как обычно, пришли в группу, позавтракали и сели на ковер, чтобы поиграть. Дима достал коробку с конструктором, взял несколько деталей и стал соединять их между собой, но они не слушались. Тогда Алеша сказал: «Отдай мне, я лучше тебя умею!» — и выхватил детали у Димы. Но и Алешу детали не слушались. Тогда мальчики позвали на помощь Кирилла, ведь он был самый сильный, но и у Кирилла ничего не получилось.

— Что случилось? Ничего не понимаем. — сказали дети.

Вдруг из коробки появился домовенок Игруля.

— Это все потому, что вы ссоритесь и деретесь, — сказал он детям, нахмурив брови.

— Так что же нам делать? — спросили дети.

— Вам надо играть вместе и дружно, делиться игрушками и не ссориться, тогда конструктор будет легко собираться.

— Спасибо тебе, Игруля, — сказали дети.

— Пожалуйста, живите дружно, — ответил он и в тот же миг исчез.

Дети удивленно посмотрели друг на друга. Дима сказал:

— А давай вместе построим большой замок.

Дети с радостью стали принимать участие в игре. Кто-то строил забор, кто-то башню, кто-то дом, кто-то прокладывал дорожки, и у каждого все получалось на редкость удачно и красиво. Дети помогали друг другу и в конце концов построили замок удивительной красоты, каких еще никто никогда не видывал. Все, кто приходил в группу, восхищались им. А детям было приятно, что они дружно построили этот замок.

И конструктор решил больше не мешать детям.

3. Игра « Конструктор»

Один ребенок берет на себя роль изобретателя, остальные — «детали». «Изобретатель» создает из деталей и представляет свое изобретение, показывает, как действует созданная машина или механизм (например, поезд).

4. Игра «Всем-всем, до свидания!»
(См. занятие 1.)

ЗАНЯТИЕ 4

1. Приветствие «Назови себя»

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

2. Сказка «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
Пересказ О. Образцовой

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды Мама Енотиха сказала:

— Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?

— Ну да, конечно, — ответил Крошка Енот. — Я наловлю вам таких раков, каких вы никогда еще не ели.

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Ночью взошла луна, большая и светлая.

— Пора, Крошка Енот, — сказала мама. — Иди, пока не дойдешь до пруда. Ты увидишь большое дерево, которое перекинуто через пруд. Перейди по нему на другую сторону. Это самое лучшее место для ловли раков.

При свете луны Крошка Енот отправился в путь.

Он был такой счастливый! Такой гордый. Вот он какой — пошел в лес совсем один, первый раз в жизни! Сперва он шел не спеша. Потом чуть быстрее, а дальше — вприпрыжку.

Вскоре Крошка Енот вошел в густой-густой лес. Там отдыхал Старый Дикобраз. Он очень удивился, увидев, что Крошка Енот гуляет в лесу без мамы.

— Куда ты идешь совсем один? — спросил Старый Дикобраз.

— К быстрому ручью! — ответил Крошка Енот гордо. — Я иду ловить раков на ужин.

— А тебе не страшно, Крошка Енот? — спросил Старый Дикобраз. — Ты ведь знаешь, что у тебя нет того, что есть у меня, — таких острых и длинных иголок.

— Я не боюсь! — ответил, Крошка Енот: он был маленький, но храбрый.

Крошка Енот пошел дальше при свете яркой луны.

Вскоре он пришел на зеленую полянку. Там сидел Большой Скунс. Он тоже удивился, почему Крошка Енот гуляет в лесу без мамы.

— Куда ты идешь совсем один? — спросил Большой Скунс.

— К быстрому ручью! — ответил Крошка Енот гордо. — Я иду ловить раков на ужин.

— А тебе не страшно, Крошка Енот? — спросил Большой Скунс. — Ты ведь знаешь, у тебя нет того, что есть у меня: я разбрызгиваю жидкость с противным запахом, и все убегают.

— Я не боюсь! — сказал Крошка Енот и пошел дальше.

Недалеко от пруда он увидел Толстого Кролика.

Толстый Кролик спал. Он приоткрыл один глаз и вскочил.

— Ой, ты меня напугал! — сказал он. — Куда же ты идешь совсем один, Крошка Енот?

— Я иду к быстрому ручью! — сказал Крошка Енот гордо. — Это по ту сторону пруда.

— Оо-ооо! — сказал Толстый Кролик. — А ты не боишься Его?

— Кого мне бояться? — спросил Крошка Енот.

— Того, кто сидит в пруду, — сказал Толстый Кролик. — Я Его боюсь!

— Ну, а я не боюсь! — сказал Крошка Енот и пошел дальше.

И вот наконец Крошка Енот увидел большое дерево, которое было перекинуто через пруд.

— Здесь мне надо перейти, — сказал сам себе Крошка Енот. — А там, на другой стороне, я буду ловить раков.

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда.

Он был храбрым, но зачем только он повстречал этого Толстого Кролика! Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду!

Это был Он! Сидел там и смотрел на Енота при свете луны. Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа! Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он так быстро промчался мимо Толстого Кролика, что тот опять напугался. И вот он бежал, бежал не останавливаясь, пока не увидел Большого Скунса.

— Что такое? Что такое? — спросил Большой Скунс.

— Там, в пруду, сидит Кто-то большой-пребольшой! — вскричал Крошка Енот. — Я не могу пройти!

— Хочешь, я пойду с тобой и прогоню его? — спросил Большой Скунс.

— О, нет, нет! — ответил Крошка Енот торопливо. — Вы не должны этого делать!

— Ну хорошо,— сказал Большой Скунс. — Тогда захвати с собой камень. Только чтобы показать Ему, что у тебя есть камень.

Крошке Еноту хотелось принести домой раков. Поэтому он взял камень и пошел обратно к пруду.

— Может быть, Он уже ушел? — сказал Крошка Енот сам себе.

Нет, Он не ушел! Он сидел в пруду. Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он высоко поднял камень. Тот, кто сидел в пруду, тоже высоко поднял камень. Ой, какой это был большой камень!

Крошка Енот был храбрый, но он был маленький. Он побежал со всех ног. Он бежал, бежал не останавливаясь, пока не увидел Старого Дикобраза.

— Что такое? Что такое? — спросил Старый Дикобраз.

Крошка Енот рассказал ему про Того, кто сидит в пруду.

— У него тоже был камень! — сказал Крошка Енот. — Большой-пребольшой камень.

— Ну тогда захвати с собой палку, — сказал Старый Дикобраз, — вернись обратно и покажи ему, что у тебя есть большая палка.

Крошке Еноту хотелось принести домой раков. И вот он взял палку и пошел обратно к пруду.

— Может быть, Он успел уйти, — сказал Крошка Енот сам себе.

Нет, Он не ушел! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх свою большую палку и погрозил ею.

Но у Того, в пруду, тоже была палка. Большая-пребольшая палка! И он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и побежал.

Он бежал, бежал мимо Толстого Кролика, мимо Большого Скунса, мимо Старого Дикобраза, не останавливаясь, до самого дома. Крошка Енот рассказал своей маме все про Того, кто сидит в пруду.

— О мама,— сказал он, — мне так хотелось пойти одному за раками! Мне так хотелось принести их на ужин домой!

— И ты принесешь! — сказала Мама Енотиха. — Вот что я тебе скажу, Крошка Енот. Вернись назад, но на этот раз... Не строй рож, не бери с собой камня, не бери с собой палки!

— Что же я должен делать? — спросил Крошка Енот.

— Только улыбнуться! — сказала Мама Енотиха. — Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

— И больше ничего? — спросил Крошка Енот. — Ты уверена?

— Это все, — сказала мама. — Я уверена.

Крошка Енот был храбрым, и мама была в этом уверена.

И он пошел обратно к пруду.

— Может быть, Он ушел наконец! — сказал Крошка Енот сам себе.

Нет, не ушел! Он по-прежнему сидел в пруду.

Крошка Енот заставил себя остановиться.

Потом заставил себя заглянуть в воду.

Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду.

И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!

Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать. И ему показалось, что Тот, кто сидел в пруду, хохочет, точь-в-точь как это делают еноты, когда им весело.

— Он хочет со мной дружить! — сказал сам себе Крошка Енот. — И теперь я могу перейти на ту сторону.

И он побежал по дереву. Там, на берегу быстрого ручья, Крошка Енот принялся ловить раков. Скоро он набрал столько раков, сколько мог донести.

Он побежал обратно по дереву через пруд.

На этот раз Крошка Енот помахал рукой Тому, кто сидел в пруду. А Тот махнул ему рукой в ответ.

Крошка Енот мчался домой со всех ног, крепко держа своих раков. Да! Никогда еще ни он, ни его мама не едали таких вкусных раков. Так сказала Мама Енотиха.

— Я теперь могу идти туда совсем один, когда хочешь! — сказал Крошка Енот. — Я больше не боюсь Того, кто сидит в пруду.

— Я знаю, — сказала Мама Енотиха.

— Он совсем не плохой, Тот, кто сидит в пруду! — сказал Крошка Енот.

— Я знаю, — сказала Мама Енотиха. Крошка Енот посмотрел на маму.

— Скажи мне, — сказал он. — Кто это сидит в пруду?

Мама Енотиха рассмеялась. А потом сказала ему.

3. Игра «Зеркало»

Ведущий. Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны.

Выбирается один ребенок, который показывает мимикой и жестами различное настроение: радость, грусть, гнев, испуг и др. Остальные должны повторить.

4. «Всем-всем, до свидания!»
(См. занятие 1.)

ЗАНЯТИЕ 5

1. Приветствие «Передача чувств»

Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

2. Сказка «Однажды где-то во Вселенной»

Где-то далеко во Вселенной, в галактике, которая называется Млечный путь, есть планета Марс. Она была воюющей планетой и потому была красного цвета. Жители этой планеты постоянно ругались, дрались, обзывались, никогда ничем не делились и никому не помогали. Но зато они умели хорошо драться, знали толк в оружии и в войнах. И планета от этого очень страдала и разрушалась. Она ждала, когда кто-нибудь ее спасет, но никто не прилетал и не спасал ее.

В этой же галактике была другая планета, которая называлась Венера. Там жили веселые жители, они были очень добрые, умели помогать друг другу, играть вместе, любить и дружить. И вот однажды они решили построить ракету и полететь в путешествие по Млечному пути. Они принялись за работу, помогая друг другу, быстро построили ракету, сели в нее и отправились в путешествие.

Они полетели в сторону Плутона, затем увидели Юпитер, за ним красовался синий Нептун, подлетели к Сатурну с его кольцами и наконец добрались до красной планеты — это был Марс. У них стало заканчиваться топливо, и им пришлось сесть на эту планету, чтобы заправиться. Не успели они приземлиться, как их окружили марсиане с пистолетами, автоматами, палками. «Не очень доброжелательный народ», — подумали жители Венеры.

— Выходите по одному, — раздался голос с Марса, — с поднятыми руками.

Жители Венеры стали выходить по одному.

— Кто вы такие? — грозным голосом спросил марсианин.

— Мы жители планеты Венера, — с улыбкой ответили пришельцы.

— Зачем пришли к нам?

— У нас закончилось топливо, и нам надо заправиться.

— Мы не собираемся с вами делиться.

— Мы готовы вам дать кое-что взамен, — ответили жители Венеры.

— Что? — спросили марсиане.

— Свою дружбу, мы научим вас дружить, делиться, помогать друг другу, смеяться и веселиться.

— А что это такое? — спросили марсиане.

— А вы заправьте нас и узнаете.

— Хорошо, — сказали марсиане.

Они подогнали огромную машину и заправили топливом ракету для жителей Венеры.

— А давайте вместе построим большой корабль и полетим к нам вместе, — предложили пришельцы.

— Но у нас нет материалов, — ответили марсиане.

— А мы построим корабль из вашего оружия.

— Тогда нам нечем будет защищаться!

— А вам это и не понадобится.

Марсиане согласились: им было интересно узнать, что такое дружба. Они собрали оружие в большой котел и переплавили его на запчасти для новой ракеты. А жители планеты Венера научили марсиан собирать ракету.

При этом марсиане учились помогать друг другу, строить вместе. Они очень обрадовались, когда работа была закончена. Все дружно сели в ракету и полетели на Венеру. Ведь они все стали друзьями.

3. Игра «Две планеты»

Ведущий. Ребята, давайте поиграем в игру «Две планеты». Считалочкой разделимся на две команды. Одна будет планета Грусти — на ней живут грустные дети, они никогда не смеются и все время грустят, другая — планета Радости, на ней живут веселые дети, они смеются, радуются. Жители веселой планеты должны развеселить жителей грустной, но жители грустной планеты не должны сдаваться быстро. Потом команды поменяются местами. Начали!

4. «Волшебное яйцо»

Дети садятся в кружок, взрослый берет в руки яйцо, которое раскрывается. Передавая это яйцо друг другу, дети называют свое качество, которое помогает дружить, и символическим движением вкладывают его в яичко.

5. «Всем-всем, до свидания!»
(См. занятие 1.)

ЗАНЯТИЕ 6

1. Приветствие «Волшебный цветок»

Каждый ребенок представляет себя маленькими бутоном. По желанию он выбирает, каким цветком будет. Далее под музыку показывает, как цветок распускается, затем рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

2. Сказка о садовнике

Жил был одинокий садовник. Он жил так далеко, что к нему никто не мог дойти. У него был очень красивый сад. Там росли необыкновенно красивые цветы: алые, желтые, фиолетовые… Были в этом саду деревья и кустарники.

Каждое утро садовник, просыпаясь, любовался своим садом. Он поливал его рано утром и поздно вечером, ухаживал за растениями, избавлялся от сорняков, рыхлил землю, добавлял удобрения. Аромат цветов разносился по все округе, а разноцветье можно было увидеть даже из космоса.

Однажды эту красоту увидела злая колдунья, и ей захотелось стать хозяйкой этого сада. Она пришла к садовнику и сказала:

— Я хочу, чтобы ты отдал мне свой сад!

— Я не могу, — ответил садовник.

Злую колдунью это очень разозлило, и она превратила садовника в камень.

И вот она стала жить в этом саду. Но колдунья могла только любоваться садом. Она не знала, что надо ухаживать за растениями. И сад с каждым днем стал вянуть, цветы перестали быть такими красивыми, листья на деревьях стали опадать.

Колдунья не понимала, в чем дело. Что происходит с садом?

Ее больше не радовала, а раздражала его красота. И вот однажды утром, выйдя в сад, колдунья увидела сухие растения и каменную статую садовника. Она решила его снова оживить. Произнесла свое заклинание, взмахнула руками, и садовник стал превращаться в живого человека.

— Как я долго спал, — сказал он. — А кто ты такая? — обратился он к колдунье.

Ничего не услышав в ответ, он оглянулся и увидел погибающий сад.

— Что произошло?

— Я не знаю! — ответила колдунья.

— Что ты делала с моими растениями?

— Ничего, я просто любовалась ими.

— А ты их поливала, заботилась о них, разговаривала с ними?

— Нет, а зачем?

— Как «зачем»? Без этого они не растут.

— А ты меня научишь этому?

— Хорошо, только пообещай, что больше не заколдуешь меня.

— Я согласна.

Садовник был очень добрым человеком, и он каждый день учил злую колдунью заботиться о растениях. И, заботясь о них, колдунья с каждым днем сама становилась все добрее и заботливее.

И однажды утром, проснувшись, садовник вышел в ставший снова очень красивым сад и увидел среди цветов прекрасную женщину.

Так злая колдунья, ухаживая за садом, превратилась в добрую фею.

3. Игра «Садовник»

Дети разбиваются на пары. Один изображает садовника, другой — цветок. Садовник показывает, как сажает семя в землю, поливает его, ухаживает, согревает. Цветок изображает, как он растет, раскрывает бутоны, улыбается садовнику.

4. «Всем-всем, до свидания!»
(См. занятие 1.)

ЗАНЯТИЕ 7

1. Приветствие «Волшебники»

Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут отгадывать желания других. Дети по кругу пытаются отгадать желания у сидящего слева.

2. Сказка «Злой колдун»

Далеко-далеко в одной стране жил злой колдун Кряга. Он делал людям столько гадостей, что совсем постарел. И вот он решил, что ему необходимо передать свою силу и опыт мальчику, чтобы тот овладел злыми чарами, иначе злость в этой стране исчезнет вместе с колдуном. Кряга отправился гулять по земле, чтобы найти подходящего мальчика. Он заглядывал в каждое окно, где были дети, но те хорошо себя вели, не обзывались, не дрались, убирали за собой игрушки, любили всех, кто находился рядом. Однако колдун не сдавался и продолжал искать.

И вот однажды во дворе он увидел, как один мальчик бьет другого, да так сильно, что тот, плача, убегает от него, а он вдогонку еще и обзывается плохими словами и ломает его игрушки.

— Вот он-то мне и нужен, — сказал злой волшебник.

Он взмахнул своим плащом и подхватил хулигана.

— Куда вы меня несете? — завопил тот.

— В замок, я научу тебя колдовать, заколдовывать людей! Ты будешь злым колдуном!

— Я не хочу быть злым колдуном! Я хороший!

— А ты помнишь, как только что обидел мальчика, ударил его, а потом разломал игрушки?

— Ну и что, он первый начал!

— Вот поэтому я решил, что именно ты будешь моим учеником.

Колдун вместе с мальчиком оказался в замке. Это был жуткий, мрачный замок. Мальчику стало страшно, и он совсем не хотел становиться злым колдуном. И тогда он решил доказать колдуну, что тоже может совершать хорошие поступки.

Кряга, проснувшись утром, повел мальчика в большой зал к волшебному камню.

— Вот, смотри, — сказал он. — Когда тебя кто-то обзывает, ты должен его ударить.

— Нет, — ответил мальчик. — Я не буду его бить. Я скажу: «Мне неприятно, когда ты меня обзываешь».

— Ладно, — сказал Кряга. — А вот когда тебе не дают игрушку, ты точно должен ударить.

— Нет, — ответил мальчик. — Я просто попрошу «Дай мне, пожалуйста, игрушку, я тебе ее верну, когда поиграю». Или скажу: «Давай поменяемся на время, а потом я тебе ее отдам».

— Как же так! — разозлился колдун. — Ты плохой ученик! Ты разозлил меня! Пожалуй, я отвезу тебя обратно!

Кряга схватил мальчика и полетел во двор, где нашел его. Мальчик ужасно обрадовался, что вернулся домой. Он обнял маму и папу и сказал, как он их всех любит. А потом зашел к другу и извинился за свое поведение. Он больше никогда не дрался, не обзывался и не ломал игрушки.

А злой колдун Кряга умер, так и не найдя себе ученика.

3. Игра «Злой колдун»

Ведущий. Предлагаю для игры такой сюжет. Жил-был злой колдун, он был очень старым и хотел иметь ученика. Для этого он хочет украсть ребенка из нашей группы. Для того чтобы выручить товарища, вам надо назвать все то хорошее, что в нем есть, чтобы доказать, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики.

Ребенок выбирается по желанию.

4. «Всем-всем, до свидания!»
(См. занятие 1.)

ЗАНЯТИЕ 8

1. Игра «Мечты»

Ребенок должен показать с помощью мимики и жестов свою мечту.

2. «Коллективный рисунок»

На листе ватмана детям предлагается нарисовать свою мечту (красками, фломастерами, мелками и др.) Время — 20–30 минут. Затем каждый рассказывает о своей мечте (по желанию).

Работа вывешивается на видное место на неделю.

3. «Всем-всем, до свидания!»
(См. занятие 1.)