|
Всероссийский форум: третья встречаКрасивое слово «форум» в последнее время стало модным. Политики и экономисты собираются на свои форумы (обычно в Давосе), а российские педагоги-психологи — на свои, и не в Давосе. Впрочем, Сочи — вовсе не хуже. Согласитесь: оказаться на берегу Черного моря пусть даже в конце сентября — начале октября — это просто замечательно. Но вдвойне замечательно, что здесь есть возможность встретиться со своими коллегами из разных уголков России. Ничего, что понежиться на пляже и погреть свое тело под мягким осенним солнцем времени почти не остается, зато можно пообщаться со старыми друзьями, познакомиться с теми, кому еще предстоит стать друзьями, принять участие в круглых столах, секциях и мастер-классах и успеть много еще чего. То мероприятие, которое проходило с 27 сентября по 3 октября в чудесном городе Сочи, официально называлось так: Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2009». Одновременно с этим мероприятием и в том же месте проводился Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2009», на котором встретились победители региональных конкурсов — 35 человек. Инициаторами и организаторами этих знаковых для нашей профессиональной жизни событий стали Московский городской психолого-педагогический университет, Федерация психологов образования России, Центр практической психологии образования. Информационным партнером выступила газета «Школьный психолог», кстати, уже в третий раз — столько, сколько проводятся форум и конкурс. Участники ожидали выступления на пленарном заседании заместителя министра образования и науки РФ И.И. Калины, твердо обещавшего приехать, однако в последний момент срочные дела задержали его в Москве. Жаль: поддержка педагогов-психологов в непростые для них времена со стороны столь значимой для российского образования фигуры была бы очень кстати. Между тем разговор на пленарном заседании получился глубоким и интересным: большинство докладов, ярких и содержательных, представили директора центров — образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, из разных регионов: О.Е.Буланова (Москва), Н.В.Должикова (Екатеринбург), Т.Н.Клюева (Самара), А.Г.Петрынин (Хабаровск). Палитра рассмотренных проблем оказалась насыщенной: это и перспективы развития психологической службы в условиях нормативного финансирования, и роль службы в построении среды отношений, и ресурсы развития инклюзивного образования, и реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. Важным дополнением к этой стереоскопической картине, отразившей актуальное состояние службы практической психологии образования у нас в стране, стали рассуждения И.В.Дубровиной о культурных и этических аспектах психологической помощи. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что на подобных мероприятиях именно пленарки задают тон дальнейшей работе секций и круглых столов. Одно дело, когда «психологические генералы» из президиума высокопарно выскажут свое веское мнение о несовершенстве работы психологов-практиков и, даже не дожидаясь окончания заседания, исчезнут по своим «генеральским» делам. И совсем другое — когда сами психологи-практики по существу дела обсуждают свои проблемы сначала на пленарном заседании, а потом на секциях. На форуме реализовался второй вариант. В том же конструктивном духе проходил состоявшийся после пленарного заседания круглый стол «Воспитание культуры здоровья», а в последующие дни формума — секционные заседания, посвященные интеграции детей с ОВЗ в образовательную среду, психологии здоровья в деятельности образовательных учреждений, профориентационной работе, а также психолого-педагогическому сопровождению подростков «группы риска» c отклоняющимся поведением. Что мне показалось значимым: работа этих секций не свелась к занудливому чтению заранее запланированных докладов. Все-таки форум — не рядовая научно-практическая конференция по обмену опытом. Во многом благодаря ведущим (особенно Ю.М. Забродину) на заседаниях разворачивались содержательные дискуссии, иногда довольно жесткие, но, без сомнения, полезные для собравшихся. Не уверен, что в спорах рождается истина, но позиции сторон проясняются и возникает возможность более глубокой рефлексии собственной деятельности. Мероприятия конференций внутри форума и мероприятия конкурса профессионального мастерства были фактически перемешаны, но я сознательно хотел бы рассказать о конкурсе отдельно. Ведь именно тут кипели нешуточные страсти и — в отличие от секционных заседаний — в силу специфики происходящего разворачивалось соперничество между участниками. Впрочем, сразу хочу отметить весьма отрадный факт: несмотря на то что конкурс — это соревнование, в котором у каждого есть стремление обойти конкурентов, на всех его этапах участники охотно помогали друг другу, поддерживали соперников. Далеко не на всяком конкурсе можно увидеть подобное. Наверное, не зря члены жюри не раз называли конкурсантов «лучшими представителями психологического сообщества». Видимо, они смогли завоевать первые места в региональных конкурсах не только за артистические способности, проявленные на сцене, но и проявив лучшие профессиональные и личностные качества. Интересно, что почти треть участников конкурса составили педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях (на прошлом всероссийском конкурсе их было значительно меньше), четверо конкурсантов являются педагогами-психологами центров, десять человек представляли специальные и коррекционные учреждения. Жюри на этот раз состояло из представителей регионов — в основном это были директора центров, не понаслышке знающие о сущности деятельности педагогов-психологов. Председатель жюри доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В.Дубровина с самого начала понимала, что перед ней и ее коллегами стоит непростая задача, но, думается, и она не предполагала, насколько трудным окажется судейство. В этот раз оценки ставились участникам сразу после их выступлений. На первом туре за пять минут конкурсанты должны были представить себя и свою профессиональную деятельность без использования мультимедийных средств. Креативный потенциал педагогов-психологов оказался поистине неисчерпаемым: на сцене появлялись цыганки в цветастых платках, царевны-лягушки с «пси-стрелами», морское побережье с дельфинами, волшебные зонтики, детские кроватки, корыта и много других неожиданных вещей. После первого тура — «Визитной карточки» — предполагалось пропустить во второй тур десять конкурсантов. Однако разница в качестве презентаций и оценках у нескольких человек оказалась настолько малой, что жюри решило провести дополнительный — творческий — тур, чтобы сделать выбор более обоснованным. Задание, которое предложили участникам, заключалось в психологической интерпретации известных литературных цитат, например такой басенной фразы: «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем». Конкурсантов приглашали в зал поочередно, они не знали о предстоящем задании, что позволило поставить всех в равные условия. Те, кто сумел дать наиболее нестандартный и остроумный ответ, прошли на второй тур, где им предстояла пятнадцатиминутная «Защита психолого-педагогической технологии». Конечно же, конкурсантам было нелегко. Но и жюри пришлось несладко: уровень всех участников оказался высоким, многие предложенные технологии были по-настоящему инновационными и яркими. Мне, например, запомнились интереснейшая разработка по психологическому обеспечению ипотерапии детей с отклонениями в развитии Юлии Жихаревой из Ярославля и технология деятельности по организации волонтерского движения подростков Ольги Речкаловой из города Губкинского Тюменской области – участников, к сожалению не попавших в финал. К участию в третьем туре допускались, увы, только трое. Финалистами стали Наталья Гоголь из Самары, Ольга Глебова из Ленинградской области и Наталья Баринова из Москвы. Им нужно было провести открытое занятие. Общая продолжительность выполнения этого задания — 35 минут (25 минут — само занятие и 10 минут — самоанализ). На помощь финалистам пришли конкурсанты, не прошедшие в третий тур. Именно они стали участниками демонстрировавшихся занятий, и их живые реакции, искренняя заинтересованность в происходящем придали еще больший блеск работе финалистов, которые показали маленькие «кусочки» авторских психолого-педагогических технологий. На мой взгляд, каждое из занятий было по-своему интересным: и сказкотерапевтическое (Наталья Гоголь), и направленное на развитие эмоциональной сферы дошкольников (Ольга Глебова), и обучающее — для родителей трехлеток (Наталья Баринова). Вердикт жюри оказался следующим: победителем конкурса «Педагог-психолог России — 2009» стала Ольга Глебова (Ленинградская обл., г. Всеволожск, МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 60»), второе место заняла Наталья Баринова (Москва, ГОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 69»), третье — Наталья Гоголь (государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «школа-интернат № 117 II вида» г. Самары). Игорь ВАЧКОВ
После завершения конкурса я побеседовал с Ольгой Глебовой, ставшей лучшим педагогомпсихологом России 2009 годаЧто помогло вам победить? Во-первых, помогла вера в меня моей семьи, друзей, коллег. Почему-то они не сомневались, что я выиграю. Во-вторых, сила воли. Весь 2009 год был для меня очень напряженным, я участвовала и победила в нескольких конкурсах: районном «Учитель года», областном «Лучший педагог ДОУ»... Приходилось каждый раз мобилизоваться и двигаться вперед, только вперед. В-третьих, конечно, удача! Без нее не обойтись. Как поется в песне: «А удача — награда за смелость». Конкурс — это всегда соревнование. Конкурсантов постоянно сравнивают между собой жюри и зрители. Каким образом вы справляетесь с этой ситуацией оценки и сравнения? Да, конкурс — это всегда соревнование. И всегда есть люди, которые ругают, критикуют, но, знаете, «ругать — там духовного труда нет, хвалить — там большой труд души заложен». Я хочу сказать большое спасибо всем конкурсантам, которые не прошли в финал, но несмотря на это поддерживали меня и помогали! Я стараюсь так подготовиться, чтобы у жюри и зрителей не было поводов говорить о незаслуженной победе. Для этого приходится много работать, читать, искать, фантазировать, не спать ночами. А самый главный и строгий критик — это мой внутренний голос, это я сама. Если я довольна собой и получила радость и удовлетворение от своего выступления, занятия — это для меня самая большая награда. Что для вас ваша профессия? Почему вы — педагог-психолог? Я — детский психолог. Моя профессия — это мой смысл жизни. Я получаю огромную радость от общения и работы с маленькими детьми. Каждый из них приходит в этот мир с верой: в добро, любовь, справедливость. Они смотрят на меня своими добрыми глазами, доверяют мне и знают, что я их понимаю и принимаю всех. «Ведь каждый человек — это Вселенная», как говорил Гёте. Моя профессия — это возможность помочь родителям понять своего ребенка сегодня, сейчас, а не через много-много лет, когда может быть уже поздно. Моя профессия — это вечный поиск: как сделать наш мир лучше и добрее! Кого вы считаете своим учителем в психологии? Своим учителем и педагогом считаю замечательного человека, профессора, академика, психолога и педагога Ш.А. Амонашвили и его «Гуманную педагогику». Какие книги по психологии вы назвали бы в первой десятке лучших? Трудно выбрать самую интересную книгу, самую философскую притчу, но без них я не представляю своих встреч с детьми, родителями, педагогами. Это книги: «Вера и любовь», «Исповедь отца сыну», «Рука ведущая», «Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света». Вот, например, короткая, но очень глубокая притча «Учитель и ученики». — Из тебя человека не выйдет! — с гневом швырнул учитель свое «пророчество» ученику. — А из вас уже вышел учитель? — спросил ученик с грустью. Среди самых важных для меня книг могу назвать фрейдовские «Лекции по введению в психоанализ», «Тотем и табу», «Я и Оно». Конечно, «Мышление и речь» Выготского, «Речь и мышление ребенка» Пиаже, «Разум ребенка» Марии Монтессори, «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения» и «Как научить детей сотрудничать» Фопеля, книги Е.И. Николаевой, Гиппенрейтер, Мониной, Зинкевич-Евстигнеевой, Хухлаевой и многие, многие другие. Какие задачи вы ставите перед собой теперь, когда вы педагог-психолог года России? Первая задача — выспаться. Конечно, это шутка. А вообще-то, это очень серьезный вопрос, потому что после первой радости от победы я почувствовала огромную ответственность и даже растерянность. Ведь теперь все смотрят на меня по-другому и ждут чуда! Буду и дальше работать со всей душой, учиться, встречаться с интересными людьми. У меня много предложений, например, меня пригласили в Калугу для выступления на методическом объединении. Ваша газета предлагает напечатать сценарии моих занятий, семинаров… Спасибо вам большое! Что вы могли бы пожелать будущим участникам конкурсов профессионального мастерства педагогов-психологов? Будущим участникам я хотела бы пожелать: верить в себя; получать удовольствие от своих выступлений и встреч с интересными людьми; а самое главное — не забыть купальный костюм, ведь конкурс проходит в замечательном морском городе Сочи! Беседовал Игорь ВАЧКОВ |