|
||
Отметки приходят в гостиМногое изменилось за последние десятилетия в системе преподавания: учителя получили богатый выбор образовательных программ, прочно вошли в школьную практику компьютерные технологии. Осталась неизменной только система оценивания работы ученика — те же двойки, тройки и пятерки с четверками вызывают слезы и радость у наших детей. Новым оказалось лишь то, что сегодня отметки «приходят в гости» к ребятам только со второго класса, когда период адаптации к школе и классному коллективу уже завершен. Тем не менее, поскольку ведущей и наиболее значимой из всех видов деятельности для ученика 2-го класса является именно учебная, становится понятным, насколько важна для формирования самооценки ребенка школьная отметка.
Что чаще всего вспоминается нам из школьной жизни? Увлекательные уроки любимых учителей, общение с друзьями и, конечно, отметки — заслуженные и незаслуженные, четвертные и текущие, в тетрадках и в классном журнале. Отметка учителя за контрольную, устный ответ, реферат и самостоятельную работу — за наш труд, который казался нам тогда самым важным, что есть в жизни. Стоит отметить также, что чаще всего наиболее значимым становится не сама отметка, а отношение к ней ребенка и его родителей. Обычно дети плохо различают отметку за выполнение конкретной работы и оценку самого себя. Совершенно понятно, что полученная пятерка трансформируется ребенком в представление: «я очень хороший», а двойка становится символом неудачи и неверия в собственные силы. Отметка всегда эмоционально окрашена для ребенка, а уж пятерка и двойка вызывают сильную реакцию не только у детей, но и у мам и пап, бабушек и дедушек. Для многих из них вопрос успешности весьма важен. Встречая малыша из школы вопросом: «Ну как? Что ты сегодня получил?» — родители порой не задумываются, насколько чувствительны дети к ожиданиям взрослых. Ребенок может думать: «Я нехороший, потому что плохо читаю». Такая тенденция может закрепиться, если родителей огорчают его неудачи. Анализ психологических причин болезненного отношения родителей к успехам собственных детей показывает, что чаще всего за этим стоят: — негативный опыт школьного оценивания в собственном детстве; — высокий уровень притязаний и личностная нереализованность родителей в одной из значимых сфер деятельности; — иллюзия прямой зависимости профессиональной успешности от успеваемости в школе. Возможности школьного психолога в этих областях очень широки и одновременно чрезвычайно ограниченны. Мы не можем глубинно воздействовать на семью нашего ученика, но влиять на школьное окружение ребенка, предупреждать развитие невротических реакций, оказывать ученику эмоциональную поддержку — все это непосредственно входит в компетенцию психолога, работающего в школе. Одна из особенностей российского менталитета заключается в том, что на протяжении многих лет у нас было принято воспитывать детей на критике. Успело вырасти не одно поколение, для которого обучающая роль ошибки свелась к минимуму. Народная мудрость: «не ошибается тот, кто ничего не делает», — совершенно потеряла значение и для современного школьника. Психолого-педагогические исследования последних лет подтверждают, что одной из основных причин школьной тревожности в настоящее время является боязнь сделать ошибку. Это связано с тем, что в педагогической практике ошибка расценивалась как нечто, заслуживающее наказания, а не как неотъемлемая часть любой новой деятельности. На этапе введения отметок становится очевидным, что ожидания родителей входят в противоречие с возможностями ребенка. Понимая, что на психологах и педагогах лежит высокая ответственность за формирование уверенного в себе, успешного и высокореализованного человека, психологическая служба НОУ «Ломоносовская школа» разработала профилактическую программу по снижению негативного влияния оценки на ученика. Теоретические основы программы базируются на гуманистических идеях ценности каждой человеческой личности. В психологической программе «Отметки приходят в гости» ошибке отведена особая роль. Одним из ключевых моментов программы является отношение к ошибке как к неотъемлемому факту при освоении новых операций и навыков. Ошибка — не повод для огорчения, она дает опыт, побуждает к самоизменению. Спонсор публикации статьи: икорный супермаркет «Royal Caviar». Интернет- магазин «Royal Caviar» предлагает жителям Украины такой деликатес, как щучья икра. Супермаркет рад вам предложить продукцию высокого качества по доступной цене. Интернет-магазин также обладает широким выбором красной икры от лучших мировых производителей, икра производится только из свежей, незамороженной рыбы. Ознакомиться с ассортиментом щучьей икры вы можете на странице, которая распологается по адресу: http://royalcaviar.com.ua/pike-cavir.html. Программа предполагает несколько обучающих блоков. Один из них — работа с родителями в форме дискуссионных круглых столов, второй — серия групповых занятий для второклассников «Отметки приходят в гости». Третьим блоком является индивидуальная работа с теми детьми, для которых высокая тревожность, страх ошибки и низких оценок стали настоящей проблемой. Основной целью первого блока программы — круглых столов для родителей — стало возведение обучающей роли ошибки до уровня жизненной философии. Особую ценность приобретают в таких дискуссиях идеи О.В. Хухлаевой о типах реагирования ребенка на отметку, влиянии стиля воспитания на переживание неудачи. Школьная отметка — это всего лишь оценка конкретного знания или незнания, но никак не оценка личности — вот та мысль, которую мамы и папы должны транслировать детям. В круглых столах принимают участие не только родители, но и домашние воспитатели, гувернеры, роль которых в воспитании детей трудно переоценить. Второй блок программы — серия уроков «Отметки приходят в гости». Целью пяти профилактических занятий является выработка реалистичного отношения к любой, даже негативной отметке. Кроме того, на занятиях ребята учатся анализировать, что помешало им сделать свою работу более качественно. Для кого-то это неумение планировать свое время или сосредоточиться, кто-то имеет пробел в знаниях и не может обратиться за помощью. Для достижения профилактических целей на занятиях используются совершенно разные методы — арт-терапия, сказкотерапия, элементы психодрамы и специально организованные дискуссии. Особый интерес вызывают у ребят авторские сказки, которые психолог читает и обсуждает вместе с ребятами. Многообразие деятельности помогает детям наиболее полно проанализировать причину своих ошибок, выработать правильное отношение к оценке своих достижений. Не секрет, что для многих ребят даже отметка «4» не является положительной. Именно поэтому урок «Четверка» предполагает домашнее задание для совместной работы детей и родителей. Психолог, таким образом, еще раз акцентирует внимание родителей на переживаниях детей, актуализирует знания, полученные на родительском круглом столе. Занятия рассчитаны на 40–45 минут времени и группы 12–15 человек с участием двух ведущих. Для оптимальной организации урока необходимо разделение класса на игровую и учебную зоны. Индивидуальная работа с учеником (третий блок программы) предполагает коррекционные занятия, направленные на снижение школьной тревожности и комплекса социальных страхов, а также совместную работу педагогов и психологов в форме консилиума. Необходимым условием для эффективности этой части программы является чрезвычайно тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ребенком. Программа «Отметки приходят в гости» является лишь частью работы, которая проводится в начальной Ломоносовской школе для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя успешным. Представляем вашему вниманию занятия из второго блока нашей программы. Цели программы: • развитие у детей способности к адекватному восприятию учебных отметок; • формирование позитивного образа «Я». Занятие № 1. «Пятерка»Тема: «Познакомьтесь, я — пятерка!» Задачи: • знакомство с понятиями «хвастовство» и «гордость» при получении отметок; • обучение детей моделям поведения, основанным на принятии и уважении другого человека. Необходимые материалы: костюм для «Пятерки», карточки с вопросами, бумага, цветные карандаши. Комментарии к занятию: занятия проводят психолог и ассистент, который играет роль «Пятерки» и облачен в соответствующий костюм. ХОД УРОКА Психолог. Ребята, сегодня к вам пришла необычная гостья. Она хочет загадать вам загадку, которая поможет угадать — кто она. Входит Пятерка. Пятерка. Здравствуйте, ребята. Вот моя загадка: «Если выучил урок — я к тебе в дневник «прыг-скок». Дети. Пятерка! Пятерка. Верно, молодцы! Я и не сомневалась, что меня знают все! Психолог. Конечно же, любой ученик знает, что такое пятерка и как ее получить. Но я думаю, что не все ребята хотят стать отличниками. Пятерка. Вы не правы, все любят меня и хотят видеть в своих дневниках, тетрадях. Ребята, хотели бы вы получать пятерки? Дети отвечают. Пятерка. Какая самая красивая оценка в дневнике? Дети отвечают. Пятерка. За какую оценку вас больше всего похвалят родители? Дети отвечают. В это время Пятерка расхаживает около доски с гордым видом, а затем и вовсе залезает на стул. Пятерка (психологу). Теперь вы убедились, что меня все любят? Психолог (детям): Что же произошло с нашей Пятеркой? Какая она стала важная, гордая. Дети отвечают. Психолог. Почему она отвернулась? Высокомерно разговаривает? Может, она стала хвастунишкой? Пятерка. Ха! Просто я всеми любима! Всем нравлюсь и приношу только радость! Психолог. Ой-ой-ой… По-моему, Пятерка, ты зазналась! А вам, ребята, так не показалось? Почему она так себя ведет, как вы думаете? Пятерка. Смотрю, в этом классе только лишь хорошисты да двоечники! Меня здесь давненько никто не получал! Психолог. Ребята, нам нужна такая Пятерка? Дети отвечают. Хотя… как же мы будем учиться без пятерки? Я знаю, что нам поможет. Давайте вместе попробуем разобраться, а меняется ли наше поведение от успехов или неудач? Для этого я прошу вас объединиться в три группы (разделение на группы может быть проведено любым возможным способом) и ответить на вопрос, который написан на карточке (психолог раздает каждой группе карточку с вопросом). Постарайтесь договориться и найти правильный ответ на поставленные вопросы. Вам на работу дается 3 минуты. Пока дети обсуждают вопросы, психолог записывает их на доску: • Можно ли гордиться своими пятерками? • Если у тебя много пятерок, означает ли это, что ты приобретешь друзей? • Если у тебя нет пятерок, означает ли это, что ты потеряешь друзей? Затем с детьми обсуждаются результаты их совместной деятельности, а ответы в краткой форме записываются на доску. Психолог. Какие интересные ответы вы дали, ребята. Вы знаете, с моими друзьями-зверятами недавно произошла одна история, и мне кажется, что она нам поможет понять, что же произошло с пятеркой. Психолог читает детям сказку. В одной лесной школе учились неразлучные друзья — Ежик, Зайчик, Лисенок и Совенок. Учеба всем давалась по-разному — ежик дольше всех сидел за уроками и старался выполнять все задания аккуратно. Зайка очень внимательно слушал все на уроках, расправляя свои большие уши, поэтому уроки делал легко и быстро. Совенок ночи напролет читал книжки и поэтому очень много знал. Учиться было ему легко и просто. А Лисенок очень не любил делать уроки! Целыми днями он бегал по лесу, играл с другими зверятами или рыл норки. Наутро он приходил в школу с невыученными уроками. Друзья всегда помогали ему — совенок делал вместе с ним уроки по чтению, ежик приносил грибы и объяснял математику, с зайкой они проверяли ошибки в тетрадях по русскому языку. Как-то раз учитель медведь дал зверятам выполнить проверочную работу. Друзья так старались помочь лисенку, что сами не успели до конца выполнить задания. Лисенок единственный получил пятерку и очень загордился. Он стал хвастаться всему лесу своим успехом, насмехался над чересчур старательным зайцем, передразнивал расстроенного ежика, смеялся над тройкой совенка. Друзья так обиделись, что перестали с ним дружить. Никто не хотел играть с ним, не помогал ему делать уроки, и лисенок затосковал. «Во всем виновата пятерка! — в сердцах сказал лисенок. — Не хочу больше получать пятерки». Психолог. Ребята, а как вы думаете, действительно ли пятерка виновата в том, что произошло с лисенком? Почему зверята не захотели с ним дружить? Дети отвечают. А как ты думаешь, Пятерка, чем закончилась эта история? Пятерка. Я думаю, что лисенок понял, что дело не во мне. Просто он получил пятерку незаслуженно, обидел своих друзей и стал хвастунишкой. Я бы тоже не хотела дружить с таким задавакой, как он! Ой, а ведь я и сама такая! Ребята, простите меня… И помните, что пятерка не делает вас лучше. Вы станете лучше, если будете честными, прилежными и добрыми. Психолог. Да, ребята. Сегодня мы с вами узнали, что гордость и хвастовство — это те качества, которые сопутствуют успеху. Например, получив пятерку за выполненную работу, вы можете гордиться собой и имеете на это право. (Психолог опирается на ответы ребят, написанные на доске.) Но когда вы перестаете замечать окружающих или начинаете их дразнить: «у тебя четверка, а у меня — пятерка», «а я лучше тебя рассказал», — то ваша гордость перерастает в хвастовство. И вы становитесь похожими на нашу гостью. А ведь с хвастливым человеком дружить трудно, да и просто неприятно общаться. Хвастливый человек может потерять друзей. Мы можем заключить, что пятерка является оценкой вашей конкретной работы, а не оценкой вас как людей. Если вы получили хорошую оценку — это не значит, что вы стали лучше. Это значит, что вы выполнили задание на «5». А лучше вы становитесь тогда, когда учитесь дружить, помогать людям, когда вы добры и справедливы. Ребята, сейчас я раздам вам бумагу, а вы сделайте, пожалуйста, рисунок про пятерку. Если ребенку сложно приступить к работе, необходимо дать ему более узкую инструкцию. Например: «Нарисуй пятерку такой, какой ты ее представляешь». Дети рисуют. Пятерка. Ребята, какие у вас красивые и разнообразные рисунки. Мне бы очень хотелось, чтобы вы подарили их мне. Дети показывают рисунки и дарят их Пятерке. Пятерка дает положительную обратную связь каждому ребенку. Пятерка. Спасибо! Я сегодня поняла, как легко стать зазнайкой и хвастунишкой. А благодаря вам я исправилась и приобрела много друзей. До свидания, ребята! Надежда ВОРОБЬЕВА,
|