Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2010


Книжный шкаф

Психологический тренинг
для будущих первоклассников

Конспекты занятий

Ирина Арцишевская
М.: Книголюб, 2008

Среди психолого-педагогических проблем найдется немало таких, которые не теряют своей актуальности несмотря на многочисленные публикации как теоретического, так и практического характера. Яркий пример — проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе, которая по-прежнему волнует школьных педагогов и воспитателей детских садов, медиков и психологов, а также родителей.

Давно доказано, что готовность к школе не сводится к зрелости познавательных процессов, однако при подготовке ребенка к школе основное место по-прежнему отводится развитию памяти, внимания, мышления и воображения. В силу этого авторские программы нередко отличаются лишь набором упражнений, а не подходами к пониманию содержания самого психолого-педагогического феномена готовности к школьному обучению.

В издании, о котором идет речь, также уделяется большое внимание формированию познавательной готовности к школе, но автор также подчеркивает важность поведенческой и мотивационной готовности. Под поведенческой готовностью понимается умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции (сидеть за партой, выполнять требования учителя). Мотивационная готовность предполагает умение взять на себя роль ученика.

О мотивационной и поведенческой готовности, конечно, говорили многие исследователи детства, однако автору удалось предложить программу, в которой психологическая готовность к школьному обучению предстает как единое целое. Если сами упражнения (с точки зрения их содержания) способствуют развитию познавательной и мотивационной готовности, то поведенческая готовность обеспечивается за счет продуманной формы занятий. Упражнения носят игровой характер, что обусловливает становление произвольности поведения, появление готовности выполнять определенные действия. Каждое из описанных занятий реализует этот принцип одновременного формирования познавательной, мотивационной и поведенческой готовности.

Методическая проработанность программы делает ее доступной не только для психологов (издание вышло в серии «Психологическая служба»), но и для педагогов. Психолог может использовать данное пособие для организации индивидуальных занятий с первоклассниками, испытывающими трудности адаптации к новым для них условиям школьной жизни. Эти материалы также полезны при работе с родителями, дети которых по тем или иным причинам — самой частой выступает непосещение ребенком детского сада — обнаружили недостаточную психологическую готовность к школьному обучению. В последнем случае следует иметь в виду, что не стоит рассчитывать на немедленный эффект. Кроме того, не исключено, что данная авторская программа выступит отправной точкой для психологов к созданию собственной программы подготовки детей к школьному обучению с учетом особенностей их личностного и познавательного развития.

Марина СТЕПАНОВА