Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2010


Всероссийская неделя психологии

Оптимисты и пессимисты в школе

Как-то мне пришлось выступать в роли ассистента на итоговой контрольной работе. Делать мне ничего было не нужно, поэтому я просто наблюдала за учениками. Через некоторое время я заметила, что они ведут себя по-разному. Одни молча решают, что-то переписывают, просят дополнительные листочки для черновиков. Другие крутятся, пытаются вытянуть шею и посмотреть, что там у соседа, или же так краснеют и напрягаются, что смотреть на них жалко, но почему-то почти не пишут в тетради.

Мне стало интересно, и я не вышла из класса сразу после звонка. Стала слушать, как ребята будут обсуждать итоги контрольной. Оказалось, что и обсуждали они ее по-разному. Одни стали сверять ответы, бурно обсуждать варианты решения. Другие сетовали на то, что работа была слишком сложной, что похожие задания они не делали и теперь уж низкой отметки не избежать. Мне стало все понятно. На контрольной в этом классе активно проявились оптимизм и пессимизм.

Договоримся о терминах

Давайте сначала обсудим содержание этих понятий, а затем вернемся к нашей контрольной.

Оптимизм и пессимизм — это типичные варианты описания человеком причин своих успехов и неудач. Оптимист считает успехи следствием своего труда, а неудачи воспринимает скорее как случайные, поэтому не сильно огорчается в отношении них. Пессимист, напротив, рассматривает свои достижения как случайные, а вот ответственность за неудачи полностью приписывает себе и очень переживает за них, чувствует себя очень виноватым. Неудачи для него настолько сильно эмоционально окрашены, что пессимист обобщает их во времени и пространстве. «Если у меня что-то не получается, значит, не получится и все остальное. И не будет получаться никогда».

Что является следствием такого заключения? Раз все равно не получится, нечего и стараться. И на самом деле у пессимистов существенно снижена эффективность труда. Они склонны к чувству беспомощности, отказу от стратегии преодоления в случае появления трудностей, то есть к пассивности.

Действительно ли пессимизм и оптимизм так влияют на активность людей? Можно отвлечься от учеников и в качестве примера вспомнить рассказ известного психолога В. Франкла о жизни в условиях немецкого концлагеря. Он говорил о том, что вера в будущее, возможность мысленно увидеть свое будущее помогала людям выживать в абсолютно нечеловеческих условиях.

Примерно об этом же рассказывал мой отец, который в 23 года попал на сталинскую Колыму. Он говорил, что ни на минуту не сомневался, что останется жить. Рассказывал, что он делал: выменял на хлеб кусочек карандаша и подделывал талоны на питание, придумал устройство для отмывания в карманах золота, которое промышленным способом добыть было нельзя, и многое другое. Из тридцати ленинградцев, отправленных в лагерь, через десять лет вернулись двое.

Полезные эксперименты

Но если не думать об экстремальных ситуациях, на что могут повлиять оптимизм и пессимизм? Как уже говорилось, на качество обучения. Со студентами Пенсильванского университета проводился интересный эксперимент. Оказалось, что качество их обучения на первых курсах более коррелирует с оптимизмом, чем со школьным аттестатом зрелости, то есть лучше учатся оптимисты, а не студенты с более высоким уровнем обученности.

Хочется поделиться результатами экспериментов, которые проводились с четвероклассниками. Им, предварительно продиагностированным на оптимизм и пессимизм, предлагалась серия неразрешимых задач, то есть они ставились в ситуацию неудачи в учении. А после этого давалась серия задач, которые имели решение. Стратегия решения задач в первой серии у пессимистов деградировала до уровня 1-го класса. А приступая ко второй серии задач, они считали, что смогут решить только 50%. Оптимисты верили, что решат 90%.

Проявляются ли оптимизм и пессимизм в отношении экзаменов? Да, действительно так. Мартин Зелигман изучал этот вопрос на студентах. В сентябре он диагностировал у них уровень оптимизма — пессимизма. 30% пессимистов зимой провалили сессию.

Есть данные, которые свидетельствуют о том, что оптимизм повышает профессиональную успешность во многих профессиях, в особенности в тех, где важно идти дальше несмотря на неудачи. Например, выяснилось, что страховой агент обязательно должен быть оптимистом.

Ну и конечно, оптимизм влияет на состояние здоровья.

Американский врач Мадлон, заведующая кафедрой ухода за детьми медицинского факультета Йельского университета, к примеру, утверждает, что беспомощность негативно влияет на здоровье, повышает риск раковых заболеваний.

«Оптимисты гораздо реже, чем пессимисты, подхватывают инфекционные болезни... Наша иммунная система гораздо лучше функционирует, если мы настроены оптимистично».

Можно ли согласиться с этими высказываниями? Оказывается, они верны. Действительно, часто, впадая в депрессию при неудачах, человек как бы расшатывает свою иммунную систему.

Хочется познакомить с результатами любопытных экспериментов. Мартин Зелигман обратился через прессу к людям старшего возраста с просьбой предоставить для анализа дневники их молодости и описать при этом свою жизнь сейчас. Выяснилось, что стиль описания причин плохих событий за 50 лет у людей не изменился. К примеру, если в подростковом возрасте девочки писали, что мальчики ими не интересуются, потому что они их не привлекают, то в роли бабушек они жаловались примерно теми же словами на внуков, которые их не посещают.

Он также описывает исследование, проведенное по программе Фонда Гранта. Среди выпускников Гарварда в 40–50-е годы ХХ века были выявлены люди здоровые, интеллектуально одаренные. За ними в течение более 50 лет осуществлялось наблюдение. Оказалось, что до 45 лет оптимизм практически не влиял на здоровье. Однако в среднем возрасте пессимисты начинали болеть чаще, чем оптимисты. А в 60 лет уровень их здоровья был намного хуже.

Пессимизм сегодня становится не болезненным исключением, а привычным состоянием жизни. Во многом это является следствием преобладания в обществе так называемого негативного программирования, которым пронизаны сегодня СМИ, в особенности некоторые рекламные акции, к примеру кадр, в котором мчится машина скорой помощи, сопровождаемый словами диктора: «Завтра эта машина приедет за вами».

Понятно, что негативному программированию в первую очередь подвержены те взрослые, которые испытали его еще в детстве. А современные методы воспитания детей просто пронизаны явлением негативного программирования. В особенности ярко это заметно при сравнении специфики социализации ребенка сегодня и в прежние времена.

В традиционном обществе во всех обрядах, сопровождавших ребенка на его жизненном пути начиная с младенческих лет (перерезание пуповины, первое купание, первое пеленание, укладывание в колыбель и др.), присутствовали благопожелания, которые выполняли функцию позитивного программирования. Они оказывали внушающее воздействие сначала на родителей, а позже и на самого ребенка, формировали у них веру в то, что ребенок будет расти здоровым и успешным. Можно сказать, что они способствовали развитию у него такого качества, как оптимизм.

Современный ребенок, напротив, чаще включен в процесс негативного программирования, поскольку родители и другие взрослые склонны скорее отмечать его недостатки, чем достоинства. Нередко ребенок вообще не имеет представления о своих хороших качествах.

Правильные реакции на неправильные действия детей

Что делать учителю для повышения качества обучения, заранее зная, что в классе, вероятнее всего, много пессимистов?

• Не использовать обобщения («Ты никогда не делаешь уроки», «Ты всегда сдаешь неряшливые тетради»). Вместо этого делать конкретные замечания («Ты недостаточно старался»).

• Не использовать слова «Ничего страшного».

• Чаще использовать воодушевляющие высказывания.

• Снижать суперзначимость контрольных и экзаменов («Экзаменов будет еще много»).

• Чаще использовать крылатые фразы («Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится их исправить» и др.). Можно их использовать в качестве плакатов.

• Включать в урок задания типа «Поправь учителя» (основная мысль — и учитель ошибается, значит, это не страшно); «Исправь ошибки друг друга», «Исправь ошибки Незнайки» (основная мысль — я умею не только делать ошибки, но и искать их у других); «Догадайся, почему Буратино ошибся», например написал «висна»: был невнимателен, не знал проверочное слово, не выделил корень, не назвал сам для себя орфограмму (основная мысль — у всякой ошибки нужно искать причину) и пр. Задания такого типа будут способствовать развитию у детей познавательной рефлексии.

Ольга ХУХЛАЕВА,
доктор педагогических наук,
Москва