Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2010


Мэтры

Вильгельм Виндельбанд
(1848–1915)

Ученик и учитель

Вильгельм Виндельбанд родился в пригороде Берлина Потсдаме 11 мая 1848 г. в семье служащего. Студенческие годы его прошли в крупнейших университетских центрах Германии. В Йене он был учеником Куно Фишера, одного из крупнейших специалистов по истории философии, а в Гейдельберге учился у не менее известного философа и логика Рудольфа Германа Лотце. Общение с ними предопределило его интерес к истории философской мысли. После защиты докторской диссертации в 1870 г. Виндельбанд начинает преподавательскую деятельность в Лейпциге: через три года он приват-доцент, а через шесть лет — профессор. С 1876 по 1882 г. он работает в университетах Цюриха и Фрейбурга.

Наиболее продуктивный период деятельности Виндельбанда приходится на годы пребывания в Страсбургском университете (1882–1903), ректором которого он стал в 1894 г., и в Гейдельберге, где он преподавал с 1903 г. до своей кончины 22 октября 1915 г.

Лекции и семинары ученого в Гейдельберге пользовались огромной популярностью. По словам Б.В.Яковенко, одного из его русских учеников, “аудитория и семинарии Виндельбанда были всегда битком набиты слушателями. Они стекались сюда… со всех частей света и, разумеется, со всех сторон Германии. Ни одна философская кафедра в Германии не пользовалась таким успехом и вниманием, как гейдельбергская.

И мы, русские, отдали Виндельбанду бесспорно свою дань, тоже устремляясь с особенной охотой и в исключительно большом числе в Гейдельбергский университет. Редко кто из русских, изучая философию и соприлежащие ей науки за границей, не побывал в аудитории Виндельбанда и не поработал под его руководством с особым интересом и рвением. И нигде за границей Виндельбанд не пользовался такими симпатиями, нигде столько не переводился и не трактовался, как именно в России”.

Назад к Канту!

Вильгельм Виндельбанд известен прежде всего как методолог и историк науки: его становление как ученого произошло в годы, когда в немецкой философии началось интеллектуальное движение “Назад к Канту!”. Виндельбанд стал одним из ведущих интерпретаторов и популяризаторов философского наследия Канта: сегодня его считают одним из лидеров так называемой Баденской школы неокантианства, сформировавшейся в конце XIX столетия.

В условиях методологической дискуссии о принципах гуманитарных и естественных наук, занимавшей европейских интеллектуалов на рубеже веков, Виндельбанд предложил актуальное и по сей день разделение методов на номотетический и идиографический, ориентированные соответственно на постижение всеобщих (закономерных) и частных (индивидуальных) явлений. В современной психологии и других науках до сего дня используют это разделение.

Как историк Виндельбанд написал фундаментальные “Историю новой философии” и “Историю древней философии”, имевшие не меньшее значение для историографии философской мысли, чем работы его наставника Куно Фишера.

Виндельбанд противопоставлял философские нормы, основанные на оценочных суждениях, опытным наукам, базирующимся на теоретических суждениях и эмпирических данных о действительности. В рамках его философии ценности — объективизируемые такими понятиями, как истина, благо, красота, святость, — это внеисторические универсальные принципы, которые детерминируют человеческую деятельность, отличая ее от процессов, происходящих в природе.

Проблемы психологии

В некоторых трудах Вильгельма Виндельбанда затрагиваются проблемы психологии. К их числу относится, например, доклад “О мышлении и размышлении” (прочитанный в 1877 г. при вступлении в Академию), где он очертил круг вопросов психологической науки, получивших развитие в дальнейшем.

В терминологических концептах своего времени (таких как “воля”, “преднамеренное” и “непроизвольное” мышление, “представление” и др.), философ поставил на повестку дня проблему функционирования сознательных и бессознательных процессов (наиболее полное раскрытие она получит только в конце XIX века с появлением психоаналитических исследований Зигмунда Фрейда). Можно сказать, что под “непроизвольным мышлением” Виндельбанд подразумевал бессознательное (этот термин уже применялся в XIX веке), но затруднялся наполнить его конкретным содержанием, предпочитая говорить об объективизации бессознательного в представлениях.

Согласно концепции Виндельбанда, “преднамеренное мышление всегда предполагает наличие фактического состава непроизвольного мышления”, которое “возможно лишь там, где уже имеется упорядоченная в различных отношениях система представлений…”.

Непроизвольное мышление формируется за счет чувственных впечатлений и ассоциаций, обеспечивающих их произвольную взаимосвязь; поскольку воспроизведение ассоциаций не является замкнутым процессом, а находится в постоянном взаимодействии с чувственными впечатлениями, приводимыми в движение волей, происходит своего рода естественный отбор бессознательных представлений, из которых осознаются только немногие.

Как отмечал ученый, состояние непроизвольного мышления редко встречается у развитых людей в чистом виде в течение продолжительного времени, так как ему препятствуют потребности практической жизни, обеспечивающие возбуждение сознательных намерений.

Жизненный вопрос

Вопрос о воле Виндельбанд более подробно рассмотрел в курсе университетских лекций, которые были опубликованы в 1904 г. под заглавием “О свободе воли”.

То, что со времен Шопенгауэра эта проблема не утратила своей актуальности, можно понять уже из первой лекции, где, в частности, было сказано: “Каждый мыслящий человек хоть раз в жизни непременно задается вопросом о свободе воли. И это — не школьный вопрос, а вопрос жизненный, который встает перед нами на основании того, что мы переживаем. Как смело вступаем мы в жизнь, полные чувства свободного самоопределения! А затем, когда мы начинаем понимать, что каждый шаг наш все теснее связывает нас с многосторонней действительностью, когда мы начинаем чувствовать, что наши решения суживаются тысячами различных соображений, — кто тогда не останавливается с сомнением перед мучительным вопросом, куда девалась та золотая свобода, о которой он мечтал? И если вы бросите беглый взгляд на пройденный вами жизненный путь, то вы не сможете скрыть от себя, что часто даже там, где, как вам казалось, вы действовали совершенно свободно, вы скорее всего подчинялись логике вещей, силе обстоятельств, а не господствовали над ними. Вы не скроете от себя, что часто вас толкали какие-то силы, лежащие вне вас, между тем как вам казалось, что вы толкаете, что вы являетесь движущей силой…”

Исследователь выделил несколько аспектов проблемы “свободной воли”: психологический, социальный, религиозный. Он также осуществил смысловой анализ этого концепта, придя к выводу, что “свобода” может рассматриваться лишь как относительное, а не как абсолютное понятие; что касается понятия “воли”, то Виндельбанд продемонстрировал, что она не представляет собой нечто целое, а состоит из многих элементов и проходит различные фазы развития.

“Первая фаза заключает в себе возникновение особого воления, отдельных стремлений, каждое из которых непременно перешло бы в действие, если бы оно было одно. Во вторую фазу входит взаимное сдерживание и уравнивание стремлений, причем путем выбора человек приходит к определенному решению. Третья фаза характеризуется импульсом воли, при посредстве которой ничем не сдерживаемое или определенное в процессе выбора стремление превращается в соответствующее телесное действие. В первой и третьей стадии воля находится в определенных отношениях к внешнему миру, и, согласно обычному пониманию, это отношение в первой стадии носит пассивный (страдательный) характер, а в третьей — активный. Во второй стадии мы имеем чисто внутренний процесс, происходящий в сознании. Первую фазу мы называем фазой воления, вторую — фазой выбора (обсуждения), третью — фазой действования”.

Соответственно этим стадиальным изменениям изменяется и понятие о свободе — считал философ, разграничивая, например, свободу выбора и свободу реализации выбора. Таким образом, к проблеме, до того рассматривавшейся как целое, Виндельбанд применил концептуально дифференцированный подход, позволивший представить психическую деятельность человека, обусловленную волей, в процессе ее развития.

Дмитрий БОРОВКОВ