Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2010


Читатель на приеме/обратная связь

И снова о рабочем времени педагога-психолога

Здравствуйте, уважаемая редакция! Спасибо большое за ваш труд, за вашу газету. Несколько лет являюсь вашим читателем и очень много интересного и ценного для своей работы нашла именно у вас. В № 21/2009 прочитала статью Галины Леоновой “Рабочее время педагога-психолога”, и, что называется, задело за живое, очень захотелось откликнуться.

Автор подняла, на мой взгляд, действительно очень актуальную проблему отсутствия в деятельности педагога-психолога в школе такого ресурса, как юридически значимые нормативные документы, регулирующие деятельность психолога с учетом ее особенностей. Хочется сказать Г.Леоновой большое спасибо за статью и высказать свое согласие с ее предложениями.

Среди видов работ педагога-психолога, кроме тех, что названы в статье, не учтены в регламентирующих документах еще и такие: контакты с социальным педагогом или логопедом, дефектологом, если они есть, присутствие психолога при допросах детей сотрудниками детской комнаты милиции и связанные с этим вызовы на суд (в любой школе есть неблагополучные семьи).

Необходимо также учитывать время участия в работе городских, районных методических объединений психологов образования. К сожалению, в нашем городе таких объединений нет, не первый год идут разговоры о том, что объединение необходимо (я тоже так считаю). Естественно, что ни времени, ни места не выделяется для такой работы и все контакты между психологами разных учреждений происходят только на личном уровне и во внерабочее время.

В обычной школе проблема диспетчерской деятельности стоит так же остро, как и в коррекционной школе, могу добавить контакты с директором и завучами, сотрудниками бухгалтерии и отдела кадров. В первой половине дня педагоги и дети заняты, психолог за 10–15 минут перемены пытается встретиться с несколькими школьниками. После уроков в средней и старшей школе решать вопросы не с кем, потому что уже поздно и все расходятся, в лучшем случае все решается по телефону. А в начальном звене, где я работаю, в перерывах тоже нужно поговорить то с педагогом, то с администрацией, то подойдет родитель договориться о встрече (есть такие, кто ставит перед фактом: сейчас он отпросился с работы и другой возможности встретиться у него нет).

В обычной школе имеются точно такие же проблемы, как в коррекционной, с обеспечением вычислительной техникой. Компьютер, если он есть, то дома или в кабинете, но такого устаревшего образца, что пользы от него мало. Замечательно, что сейчас появилось достаточно методической литературы, но при этом для любого тестирования или занятия нужно время на то, чтобы сначала переработать (чаще — создать заново удобный для тебя, например, бланк ответов на вопросы теста), а затем найти, где и как размножить материалы в достаточном количестве. Еще и завхоз вам скажет, что вы очень много расходуете бумаги и краски.

Есть в нашей школе замечательный компьютерный класс, но посадить туда детей (тем более начальной школы) для одновременного тестирования я не смогла: во-первых, в течение дня кабинет занят, во-вторых, программное обеспечение стоит дорого, а администрация школы деньги не выделяет. То, что приобретено мной лично, не рассчитано на одновременное групповое компьютерное тестирование. Да и при начислении заработной платы работа с оргтехникой не учитывается.

Абсолютно согласна с мнением автора о том, что содержание и оформление кабинета также отнимает много времени, могу только сказать, что в своем кабинете мне приходится несколько раз в неделю выполнять роль уборщицы, так как нужно регулярно чистить два больших ковра, которые лежат на полу и используются для работы. А это опять-таки не учитывается — ни затраты времени, ни труда.

Cуществует еще один проблемный момент в работе школьного психолога. У нас 18 присутственных и 18 методических часов — при каком количестве учащихся и педагогов? Нет официальных нормативов, отражающих количество ставок психологов в разных по наполняемости школах. Вот, например, в нашем городе три муниципальные общеобразовательные школы, в каждой по одному психологу. Но в одной школе в каждой параллели только по одному классу (то есть всего 11 классов), а в двух других в каждой параллели в среднем по три класса при наполняемости 26–30 человек.

В моей школе на данный момент только в начальном звене укомплектовано 13 классов. Можно ли при этом сравнивать спектр охваченных психологом проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания, в большой (по количеству учащихся) и маленькой школах? Вопросы возникают регулярно: почему в той школе работа по такому-то направлению ведется, а у нас нет, и прочее. И каждый раз надо доказывать, что это невозможно даже просто физически. Директор школы согласен взять второго психолога, но при условии, что я предоставлю официальные документы (то есть приказы министерства образования), отражающие нормы работы с учетом количества учащихся.

Кроме того, нет официальных документов, регулирующих вопросы наполняемости группы в процессе психологических занятий при решении разных задач. Разделяется просто: групповые и индивидуальные. На самом же деле в групповой работе возникают разные ситуации, могут быть маленькие группы по 3–6 человек, средние — 10–15 человек или весь класс, когда занятие направлено на взаимодействие внутри коллектива, при работе над сплоченностью коллектива.

Но еще сложнее приходится, когда возникает вопрос о том, что тренинговое занятие нужно вести двум психологам одновременно, а ведь иногда это достаточно жесткая необходимость (например, при групповом занятии по эмоциональному выгоранию педагогов).

Спонсор публикации статьи компания "Norita". "Norita" - это московский обувной магазин, имеющий в своём ассортименте обширный выбор обуви нестандартных размеров. Современные модели из самых разных материалов по доступным ценам. Также компания предлагает Вам такие услуги, как как пошив мужской обуви на заказ. Ознакомиться с полным каталогом продукции, узнать адрес и контакты магазина, уточнить цены, Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.norita-g.ru/.

Еще один проблемный момент — количество направлений в работе психолога образовательного учреждения. Спектр возникающих в школе задач достаточно широк: это и учебные, и личные проблемы детей разных возрастных групп, а также актуальные проблемы педагогов и сотрудников школы. Далеко не всегда одному психологу удается все это охватить в своей деятельности, и администрация школ зачастую это понимает. Порой ситуация доходит до абсурда: например, психологу, работающему в начальной школе (возрастная группа — дети 6–10 лет), занимающемуся проблемами в развитии ребенка с помощью методов диагностики и коррекции, приказывают провести лидерский тренинг для учащихся 10–11-х классов из разных школ. При этом, сколько ему на это нужно времени и является ли он специалистом в данной области, не учитывается.

Наличие официальных документов по данным вопросам значительно упростило бы взаимодействие психологов с администрацией образовательных учреждений, соответственно повысились бы результативность и эффективность деятельности и улучшилось взаимопонимание.

Считаю, что следует четко обозначить, на какое количество учащихся и какого возраста необходим один психолог. При определении количества ставок психолога в образовательном учреждении надо учитывать необходимость работы с разными возрастными группами. На мой взляд, оптимально в каждом звене школы — начальное (1–4-е), среднее (5–8-е) и старшее (9–10-е классы) — иметь своего психолога. При таком распределении можно будет говорить об эффективности работы психолога в школе, а также решится вопрос, когда на одном занятии необходимы два специалиста.

В настоящее время многие школьные психологи перешли на работу в центры. Но такие центры организованы далеко не во всех городах и уж тем более поселках, поэтому достаточное количество психологов будут оставаться в подчинении администрации школы. Именно им жизненно необходим пакет документов, регулирующих их деятельность, который имеет юридическую силу.

Ольга ЛОНШАКОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 75, г.Черноголовка,
Московская область