Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2010


Методическая копилка

З.А. КУЛАКОВА,
педагог-психолог
ГОУ “Великоустюгский центр
психолого-медико-социального
сопровождения”

Понимание

Практикум для замещающих родителей
по гармонизации детско-родительских
взаимоотношений

В Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признано приоритетным. Сегодня во многих регионах России идут поиски разных форм семейного устройства детей-сирот. Всем очевидно, что жизнь ребенка даже в хорошем детском доме далека от семейной, у воспитанников детских домов сохраняются депривационные симптомы, которые впоследствии, в их самостоятельной жизни, мешают успешно в ней адаптироваться. Поэтому в 2006 году Министерство здравоохранения и социального развития взяло курс на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. В 2007 году в семьи было передано 130 тысяч детей. Однако одновременно с этим возникла тревожная тенденция: более шести тысяч приемных родителей по всей стране отказались от детей, которые жили вместе с ними под одной крышей [5].

Возможно, корни детских бед в недостаточной подготовленности приемных родителей к своей миссии. Мы убеждены, что подготовка замещающих родителей не может ограничиваться несколькими занятиями до того, как ребенок придет в их семью. Помощь и поддержка должны продолжаться и после помещения ребенка в замещающую семью.

Но это всего лишь направление, там еще нет проложенных рельсов. Как отбирать замещающих родителей, чему и как их учить, кто это может сделать?

Воспитание приемного ребенка в замещающей семье в определенных ситуациях сопряжено с трудностями, главными отличительными чертами которых являются “стресс нового образа жизни”, социально-психологическая отчужденность, обусловливающие негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений. Для преодоления указанных трудностей необходимы: развивающая среда, персонифицированное жизненное пространство, отвечающие таким ведущим потребностям детей, как потребность в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости.

Очевидно, что большинство родителей готовы к изменениям, связанным с воспитанием приемного ребенка, но не знают, что и как надо делать. Обилие научно-популярной литературы по вопросам воспитания детей и установления детско-родительских отношений, с одной стороны, стимулирует заинтересованность родителей в получении элементарных психолого-педагогических знаний, с другой стороны, родители отмечают, что после изучения подобной литературы все кажется очевидным и доступным, а на практике они снова сталкиваются с трудностями. На наш взгляд, причина этого явления заключается в том, что взрослым не хватает практических навыков, помогающих применять полученные из книг знания в реальной жизни и в реальной ситуации.

В связи с этим разработан практикум “Понимание”, ориентированный на квалифицированную помощь замещающим родителям, воспитывающим детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель практикума: гармонизация стиля семейного воспитания через формирование адекватных родительских позиций в различных ситуациях взаимодействия с приемным ребенком.

Задачи:

• повысить уровень социально-психологической и педагогической компетентности замещающих родителей;

• обучить замещающих родителей способам позитивного общения и взаимодействия с приемными детьми;

• самоисследование родительских позиций, преодоление стереотипов родительского поведения;

• оказать эмоциональную поддержку замещающим семьям, участникам практикума.

Концептуальной основой практикума стала идея сотрудничества взрослого (замещающего родителя) с приемным ребенком.

Организационные условия проведения занятий

Комплектование групп

Предварительно, на добровольной основе, набирается группа замещающих родителей из 4–6 человек, согласных посещать все занятия. Наилучшим вариантом является такой, при котором в группу входят или только отдельные замещающие родители, или только супружеские пары. Это позволяет проводить корректировку методов работы в соответствии со спецификой группы, что значительно повышает эффективность занятий. На каждом занятии проводится рефлексивная диагностика (ЦТО) “Цвет настроения”: до и после занятия каждый участник любым значком выбирает цвет, который ему психологически предпочтителен в данный момент.

Первичное обследование замещающей семьи проводится во время индивидуальной консультации с участием приемного ребенка.

Формы работы

Занятия в форме семинаров-практикумов проводятся один раз в неделю в вечернее время в комнате психологической разгрузки. В конце каждого занятия родителям выдается памятка с советами по воспитанию детей и записывается домашнее задание в родительские дневники. Предоставляется возможность пользоваться библиотекой семейного чтения.

Продолжительность программы

Программа рассчитана на 8 занятий с продолжительностью одного занятия 1,5–2 часа. Общее количество времени, необходимое для достижения результата, — 8 недель (около 16 часов).

Структура занятий

Этапы Время (мин.) Задачи
1. Начало занятия, обсуждение домашнего задания 15–25 Помочь включиться в совместную деятельность.
Развивать межличностные связи.
Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями.
Помочь осознать и принять свои чувства
2. Теоретическая часть 30–40 Дать определенную информацию по теме занятия в доступной форме
3. Практическая часть 30 Провести самодиагностику в доступной форме.
Отработать на практике упражнения по теме занятия.
Предоставить возможность выразить свои чувства
4. Подведение итогов занятия, выдача памяток 10–20 Осознать и проговорить свой новый опыт, полученный
в процессе занятий.
Оказать эмоциональную поддержку.
Рефлексия
5. Домашнее задание 5 Закрепить овладение новыми навыками, основываясь на полученной информации

Учебно-тематический план (Таблица)

Ожидаемые результаты:

1. Повышается уровень социально-психологической и педагогической компетентности замещающих родителей.

2. Замещающие родители овладевают способами позитивного общения, взаимодействия с приемным ребенком.

3. Замещающие родители преодолевают стереотипы своего поведения и гармонизируют стиль семейного воспитания.

4. Получают психологическую и эмоциональную поддержку.

Критерии эффективности программы определяются по результатам следующих диагностических методик: проективный тест “Рисунок семьи” [20], Опросник “Ваш стиль воспитания” [10], анкета “Психологический тип родителя” В.В. Ткачевой [20], анкета для определения родительской позиции и характера взаимодействия с ребенком.

Представлям содержание занятия № 2.

ЗАНЯТИЕ 2
Формирование индивидуально-психологических особенностей
детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: познакомить с показателями развития детей 3–7 лет и особенностями темперамента; помочь определить темперамент приемного ребенка; обучить играм и упражнениям с детьми разных темпераментов.

Оборудование: ручки, цветные карандаши, фломастеры, бланки анкет по числу участников занятия, листы для записей, бланки цветописи, памятки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Начало занятия

Обсуждение домашнего задания: каждый родитель заполнил анкету по изучению особенностей темперамента приемного ребенка. Ведущий предлагает ключ для обработки и помогает определить тип темперамента ребенка.

Анкета для изучения особенностей темперамента ребенка

Фамилия, имя ребенка_______________

Возраст_______________

Критерии для индивидуального наблюдения за ребенком Выбор родителя (+)
1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:  
а) легко включается в работу  
б) активно действует  
в) действует спокойно, без лишних слов  
г) робко, неуверенно  
2. Как реагирует ребенок на ваше замечание:  
а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же  
б) не слушает или поступает по-своему  
в) выслушивает молча  
г) молчит, обижен, переживает  
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:  
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других  
б) быстро, со страстью, но не слушает  
в) медленно, спокойно, но уверенно  
г) с большой неуверенностью  
4. Как ведет себя в непривычной обстановке:  
а) легко ориентируется, проявляет активность  
б) активен, проявляет повышенную возбудимость  
в) спокойно рассматривает окружающее  
г) робок, растерян  
ВЫВОД  

Критерии для обработки: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребенка характерны реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; б — холерика; в — флегматика; г — меланхолика.

Родителям предлагается разделиться на подгруппы по определенным с помощью анкетирования типам темперамента приемных детей.

2. Теоретическая часть

Ведущий сообщает информацию, опираясь на следующие положения.

• Дошкольное детство — период интенсивного личностного развития ребенка, время появления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности.

• Общеприняты следующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Каждый из представленных типов имеет свои особенности проявления в детском возрасте. Темперамент ребенка соотносится с типами темперамента его биологических родителей. Нельзя детей с различными темпераментами воспитывать одинаково, необходимо осуществлять индивидуальный подход в воспитании личности (в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди).

Опорой при построении рассказа ведущего могут служить герои известных мультфильмов.

• Рекомендации по взаимодействию с детьми различных типов темперамента (см. памятку).

3. Практическая часть

Ведущий предлагает родителям на основе полученных в теоретической части знаний, используя собственные наблюдения за приемными детьми, провести ассоциацию с тем типом темперамента, который представляет их подгруппа, и изобразить ее в виде символа, рисунка и пр. Например, родители, чьи дети сангвиники, — “улыбка”, флегматики — “спокойная река”, холерики — “огонь”, меланхолики — “слеза”. По итогам выполнения задания родители объясняют символ и закрепляют его на видном месте (на одежде каждого участника; на столе, где разместилась подгруппа).

Ведущий акцентирует внимание участников занятия на том, что каждая подгруппа представляет один из видов темперамента. Родителям предлагается поучаствовать в детских играх и упражнениях (описание игр и упражнений см. ниже). При этом родители должны встать на позицию своего приемного ребенка и действовать так, как он, по их мнению, мог бы действовать в игровой ситуации.

Участники занятия проигрывают по одной-две игры (на выбор) для каждой группы темперамента в соответствии со своей подгруппой. По итогам игр ведущий проводит обсуждение по вопросам:

• Удалось ли вам почувствовать себя в роли своего приемного ребенка?

• Каковы ваши ощущения от игры?

• Как, по-вашему, взрослый должен реагировать на поведение ребенка того или иного типа темперамента?

4. Подведение итогов

Рефлексия. Цветопись “Цвет настроения” (на основе методики А.П. Лутошкина): до и после занятия каждый участник любым значком выбирает цвет, который ему психологически предпочтителен в данный момент.

Ведущий, используя полученную цветопись, анализирует динамику настроения родителей в ходе занятия по следующей шкале цветового диапазона:

• желтый — приятное;

• зеленый — спокойное, уравновешенное;

• синий — грустное;

• красный — восторженное;

• фиолетовый — тревожное;

• белый — трудно сказать;

• оранжевый — радостное;

• черный — крайне неудовлетворенное.

Выдача памяток.

ПАМЯТКИ
Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов

Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

• важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;

• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);

• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);

• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное — показать ребенку конечный результат добросовестных действий;

• важно формировать у ребенка устойчивые интересы; не допускать частой смены деятельности;

• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

• с пониманием относиться к проявлению активности ребенка;

• говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;

• целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение — все должно быть в меру; за два часа до сна — только спокойные игры и занятия;

• необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка — все, что требует усидчивости;

• воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками – “Замри”, где он будет подчиняться);

• приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;

• необходимо строго соблюдать режим дня.

Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;

• не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;

• следует чаще хвалить его за быстрые действия;

• необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;

• следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);

• побуждать ребенка к игре, труду, конструированию — активизировать его;

• нельзя резко обрывать ребенка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;

• привлекать ребенка к деятельности в коллективе.

Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:

• ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;

• нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;

• целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;

• ребенку полезно заниматься спортом;

• необходимо разнообразить жизнь ребенка;

• надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;

• развивать у него общительность;

• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость. 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента

1. “Сосредоточенность” (этюд на регуляцию эмоций)

Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.

2. “Раздумье” (этюд на регуляцию эмоций и движений)

Мальчик собрал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

3. “Ваське стыдно” (этюд на регуляцию эмоций)

Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, укладывала спать. Однажды пришел туда кот Васька и свалил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла ее и стала ругать Ваську: “Зачем ты, Васька, мою куклу свалил?” А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, ребенок показывает, как стыдно было коту Ваське.

4. “Море волнуется” (произвольность поведения, чувств)

Водящий начинает так: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, стыда и т.д.) на месте замри”. Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

5. “Тыкалки” (тренировка умения владеть своими эмоциями)

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и “замирают”. Ведущий медленно считает до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо при этом не рассмеяться и сохранить неподвижность.

6. “А-а-ах!” (тренировка умения владеть своими эмоциями)

Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука “а” — с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, вместе громко выкрикнуть “Ах!” и мгновенно замолчать.

7. “Да и нет” (гармонизация осознания прав и обязанностей)

Инструкция: “Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы “да” и “нет”. Например: “Ты ходишь в школу?”, “Ты был на Северном полюсе?” и т.п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры”.

8. “Родители и дети” (гармонизация осознания прав и обязанностей)

Инструкция: “Представьте себе, что вы превратились в родителей. Вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он был хорошим, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть. Каждый последующий родитель отрицает совет предыдущего и дает свой совет.

Это может быть, например, так:

• Будь всегда честной.

• Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так — и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой”.

Далее выбирают одного из детей на роль ребенка, его сажают в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в ролях.

9. “Будь внимательным” (упражнение на развитие произвольного внимания)

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники”.

10. “Зачеркни букву” (упражнение на развитие устойчивости внимания)

Ребенку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву, например “А”. Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребенка с ними, радуются вместе с ним.

11. “Закрась фигуру” (упражнение на произвольность поведения)

Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупреждают ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребенок 6–7 лет аккуратно закрашивает 15–20 фигур.

Для детей с преобладанием
флегматического и меланхолического темперамента

1. “Расскажи стихи руками” (этюд на раскрепощение)

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

2. “Как поступить?” (регулирование эмоций и действий)

Для этой игры нужно несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:

• дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках;

• дети играют, а у одного ребенка нет игрушек;

• ребенок плачет.

Взяв картину, ребенок должен подобрать свой выход из ситуации.

3. “Закончи предложение” (упражнение на преодоление замкнутости)

Надо закончить каждое из предложений:

• Я хочу…

• Я умею…

• Я смогу…

• Я добьюсь…

Можно попросить ребенка объяснить ответ.

4. Рисунок “Я в будущем” (преодоление замкнутости)

Ребенку дают задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или с сестрой. Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

5. “Я и другие” (свободное выражение своего мнения)

Ребенку предлагают рассказать о своем друге, родственнике.

Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

6. “Зеркало” (помогает ребенку чувствовать себя раскованно)

• Ребенок смотрит в “зеркало”, которое повторяет все его движения и жесты. “Зеркалом” может быть родитель или другой ребенок.

• Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изобразить кого-то из общих знакомых. “Зеркало” указывает, кого изображал ребенок.

7. “Попугай” (произвольность чувств)

Ведущий произносит короткое предложение, например “Я иду гулять”. Один из участников повторяет это предложение, стараясь выразить заранее задуманное им чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было задумано.

8. “Рисуем имя” (гармонизация осознания имени)

Инструкция: “Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить свое имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть свое имя, увидеть, какого цвета буквы, какие они — высокие или низкие, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется”.

9. “Конкурс хвастунов” (гармонизация притязания на признание)

Инструкция: “Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается”.

Дети определяют победителя — лучшего “хвастуна”. Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать — хвастаться соседом или слушать, как о нем самом рассказывают.

10. “Как это можно использовать” (на развитие сообразительности)

Ребенку предлагают игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

5. Домашнее задание

Использовать на практике предложенные рекомендации по взаимодействию с детьми, поиграть в игры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Мн.: ПРАМЕБ, 1992.

2. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2001.

3. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2005.

4. В семье особый ребенок. — Сыктывкар, 2006.

5. Головнева О. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений // Школьный психолог. — 2008. — № 10.

6. Гурова Е.В. Профилактика социального сиротства // Психолог в детском саду. — 2008. — № 2.

7. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

9. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. — М.: СЛОВО, 2002.

10. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. — Ярославль: Академия развития, 2001.

11. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005.

12. Мартинкевич Э. Супермама: программа занятий с родителями по изменению проблемного поведения детей. // Школьный психолог. — 2008. — № 1.

13. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 2001.

14. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М.: ГНОМ и Д, 2000.

15. Паншина О. У нас будет своя семья. Программа по формированию брачно-семейных представлений у воспитанников детского дома юношеского возраста // Школьный психолог. — 2008. — № 6.

16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. — М., 1990.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Владос, 1998.

18. Соловьева Д. Как общаться с собственным ребенком? // Школьный психолог. — 2008. — № 5.

19. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 2001.

20. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование. — М., 2008.

21. Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепции и технологии. Курс лекций // Школьный психолог. — 2006. — № 17–24.

22. Шведовская А.А. Использование методики “Родительское сочинение” в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. — 2006. — №4.