|
Опираясь на опыт организации занятий по психологии в школе, методическую литературу по данному вопросу, хочу обратить внимание молодых коллег на основные моменты подготовки и проведения таких занятий.
Советы коллегам1. Подготовка начинается с постановки целей и задач, а также формулирования ожидаемого результата. 2. Далее необходимо продумать ход занятия, учитывая следующее: • Возможности и ограничения при проведении таких занятий. Например: — возможности: наличие программы занятий; — ограничения: часто стихийный характер занятий (и вы и учащиеся узнали о занятии перед началом уроков), временные рамки занятия (40 минут), излишняя теоретизированность материала, уровень осведомленности учащихся по данному вопросу, различия в темпераментах, скорости восприятия и других психологических характеристиках; пол и возраст учащихся, особенности восприятия учениками молодого специалиста — психолога. • Сценарий занятия лучше разбить на две части: этап подготовки и этап проведения. В пункте “Этап подготовки” прописать, что нужно сделать до начала занятия, например: подготовить презентацию, канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, бумагу формата А4, ножницы) и пр. Непосредственно перед занятием проветрите класс, подготовьте свое рабочее место. При общении с детьми не должно быть никаких преград (стол, стул, сумка, кафедра), выходите к детям в класс. В пункте “Этап проведения” расписывается собственно ход занятия по пунктам. • Начать занятие необходимо с взаимного приветствия (учащиеся приветствуют педагога стоя, педагог стоя здоровается). Это — ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ, который позволяет настроить детей на нужную волну. Ученикам раздаются тетради (которые педагогу лучше хранить у себя в кабинете, чтобы тетрадь не затерялась и по окончании года была видна вся проделанная за год работа). В тетрадях каждый раз пишется дата и тема. Если встреча с детьми происходит в первый раз, необходимо представиться и написать свою фамилию, имя и отчество на доске или вставить эту информацию в презентацию). Перейти к теме занятия можно с высказывания известного человека, с притчи, с интересного случая; можно задать вопрос. • При разработке занятия учитывайте правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а поэтому БОЛЬШЕ НАГЛЯДНОСТИ: компьютерная презентация, видео, фото, буклеты, слайды, памятки и пр. • Не забывайте, что внимание постепенно угасает, поэтому виды деятельности должны чередоваться. Сделайте детей активными участниками занятия: проведите небольшой тест, игру, опрос, устройте дискуссию. Все вышеперечисленное должно напрямую касаться темы занятия и не быть простым развлечением. Помните! Если информация обсуждается, то усваивается 50% материала. • Разговаривайте с учащимися о том, что интересует ИХ. Устанавливайте связь с жизнью, с предыдущими темами. Помните основные ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ (научность, последовательность, проблемность, доступность, наглядность, системность, связь с жизнью, систематичность и др., а также “правило три Т” — теория, ТЕМП, трудность)! • Заканчиваться занятие должно организацией обратной связи с детьми, подведением итогов: что запомнилось, что понравилось, на что обратили внимание, какие эмоции испытывают по завершении и т.д. Кроме того, сообщите номер вашего кабинета, приемные дни и часы. Сделать это можно на доске, в буклете (памятке) или вставить последним слайдом в презентацию. • Если необходимо раздать детям буклеты, памятки, то сделать их нужно на цветной бумаге для принтера, чтобы ваша информация не затерялась среди прочих бумаг. СОТРУДНИЧАЙТЕ в этом вопросе С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ или родительским комитетом класса. 3. Важный момент — создание имиджа педагога-психолога. С одной стороны, вы должны говорить о серьезности проводимой вами работы (мелочей не бывает), с другой — о том, что вам не чужды потребности, интересы, переживания ребят. Если вы идете к учащимся начальной школы, то должно быть как можно меньше отвлекающих моментов (броши, громоздкие сережки, пышные локоны, пестрая одежда и пр). Подростки вступают в период полового созревания, поэтому одежда педагога не должна быть СЛИШКОМ откровенной. Улыбайтесь при встрече с детьми. Это создаст атмосферу доброжелательности. Обращайтесь к учащимся на “ВЫ” невзирая на возраст! Воспитывайте в них чувство собственного достоинства. Что касается голоса, говорить необходимо достаточно громко, чтобы было слышно тем, кто сидит за последней партой. НО! Не повышайте голос, не пытайтесь перекричать шум в классе. СДЕЛАЙТЕ ПАУЗУ. ПОМОЛЧИТЕ. Выберите СРЕДНИЙ ТЕМП речи. Если вы выступаете впервые, потренируйтесь дома. Постарайтесь ИСКЛЮЧИТЬ ПОВТОРЫ, ЗАИКАНИЯ, МЕЖДОМЕТИЯ И СЛОВА-ПАРАЗИТЫ. Поскольку общение психолог — учащиеся происходит по поводу определенной деятельности, оно относится к деловому общению. Поэтому необходимо помнить правила от Гисберта Бройнига об успешной вербальной коммуникации: • Простая речевая конструкция: длинные предложения затрудняют понимание и грамматически сложны и неясны. • Короткие предложения — 8–15 слов. • Выразительность голоса. НЕТ — монотонности! • Используйте паузы. • Качество словаря и количество синонимов усиливают высказывания. • Чаще используйте глаголы, а не существительные. • Используйте активную форму глагола (“Я пригласил”, а не “Он был мною приглашен”). • Растолкуйте партнеру смысл употребляемых слов. • Чем абстрактнее понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Не лишним будет помнить об основных причинах, затрудняющих передачу информации: • Неточность высказывания. • Несовершенство перекодирования мыслей в слова. • Неуместное использование ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ. • Неверное истолкование намерений собеседника. • Чрезмерное использование ИНОСТРАННЫХ СЛОВ. • Неполное информирование партнера. • Быстрый темп изложения информации. • Скачки в мыслях. • Неполная концентрация внимания. • Неиспользование различных каналов восприятия. • Витиеватость мысли. • Неадекватность интонации, мимики, жестов, не совпадающих со словами. 4. Материал к занятию подбирайте по принципу избыточности. При сообщении информации обращайтесь К КЛАССУ, не вставайте спиной. Если необходимо зачитать текст, встаньте на уровне среднего ряда, голову держите прямо, а глаза опустите в текст — звук должен идти в класс. Отрывайтесь иногда от текста, проверяйте, слушают ли вас. 5. Во время занятия поддерживайте с учащимися контакт глазами. Держите в поле зрения последние парты, выходите в проход между рядами, обходите класс. Отслеживайте, чтобы в работе участвовали все. Отстающим помогите (дочитайте информацию, инструкцию). 6. Поощряйте инициативу, высказывания, выражение личного мнения, особенно стеснительных и тревожных детей. Ввыражайте одобрение тем, кто высказывается, задает интересные вопросы, делает что-то оригинально, добросовестно (“Это интересный вопрос, спасибо. Благодарю, это ВАША точка зрения” и пр). НЕ ДАВИТЕ на детей: они имеют право на свою точку зрения, которая может не совпадать с общепринятой или вашей. В таком случае задайте ребенку несколько вопросов, пусть аргументирует свой ответ. Бывают случаи, когда педагогу НЕОБХОДИМО применить метод “Сократовских бесед”: три вопроса, три положительных ответа, на четвертый автоматически положительный ответ. 7. Если запланирована самостоятельная, креативная работа, стремитесь, чтобы ребята высказывали СОБСТВЕННЫЕ, а не шаблонные МЫСЛИ. Если им непонятна инструкция, поясните другими словами, но не давайте готовых ответов и оценок. 8. Следите за движением своих рук (избыточная жестикуляция отвлекает, а вертящаяся в руке ручка выдает вашу нервозность). 9. Что касается домашних заданий, работать с классом желательно по принципу “здесь и сейчас”. Но если все же предполагается домашнее задание, то необходимо помнить следующее: — Домашнее задание дается конкретным лицам и с них же спрашивается. Статья подготовлена при поддержке компании «Московский Инжиниринговый Центр». Если вы решили установить в квартиру камин, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Московский Инжиниринговый Центр». На сайте, расположенном по адресу www.Mosng.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать электрические каминокомплекты по выгодным ценам. В компании «Московский Инжиниринговый Центр» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с электрическим и тепловым оборудованием. — Обязательно обговариваются сроки выполнения задания, ответственные. 10. Продолжением обсуждаемой с психологом темы может быть классный час. Помогите классному руководителю развить тему. Ольга ВЕНГЕРСКАЯ,
|