Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2010


Гильдия

Как сберечь здоровье

Удручающие показатели здоровья детей, которое еще более ухудшается за время обучения в школе, выдвинули в психолого-педагогической науке и практике на первый план проблему здоровьесберегающих образовательных технологий. И здесь, с одной стороны, требуется избавляться от перегруженности школьных программ, а с другой — дидактика и методы обучения должны быть психологизированы, что в первую очередь означает соответствие возрастным закономерностям психического развития детей.

Игнорируя великих

К сожалению, идея, сформулированная в свое время Л.С.Выготским, о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития, по сути дела, не только не получила своей предметной реализации, но часто напрямую игнорируется именитыми учеными, которые обосновывают психолого-педагогические методы школьного обучения.

Вспоминаю мучения своей матери, учительницы начальных классов, когда в школе бездумно начали насаждать так называемое проблемное обучение, обернувшееся тем, что учителям начальных классов запретили пользоваться палочками и другой наглядностью при обучении счету. А поскольку первоклашки никак не хотели понимать, что А больше Б, пока не видели это на реальных предметах, то приходилось пользоваться палочками тайно, что, конечно, угнетало честных учителей, к которым относилась и моя мама. Эти постоянные стрессы в конечном счете привели к тому, что, не доработав до пенсионного возраста, она по состоянию здоровья ушла из любимой школы.

Увы, и это судьба не одной учительницы и ее учеников. Когда мы начали вводить в начале 1990-х годов компенсирующее обучение, приходилось много общаться с учителями и директорами школ, и все жаловались на то, что по системе проблемного обучения трудно учить учителям и трудно учиться школьникам. На что авторы этой системы отвечали, что несмотря на трудности наступит скачок в развитии. Но ни учителя, ни родители, ни дети так и не смогли его дождаться.

Очевидно, дело в том, что как раз и был нарушен принцип обучения в зоне ближайшего развития. Известно, что большинство детей, поступающих в школу, на вопрос: “Что больше весит — килограмм пуха или килограмм свинца?” — с уверенностью отвечают: “Килограмм свинца”. То есть дети пока еще овладели лишь предметно-образным и наглядно-образным мышлением, а понятийное мышление предстоит формировать в процессе обучения, опираясь на возрастные возможности детской психики.

Радоваться рано

К счастью, наступили времена, когда учитель, школа могут выбирать методику обучения, а не слепо исполнять требования начальства. Однако, как показывает практика, радоваться рано. Вот уже в 2007 году мне опять пришлось столкнуться со случаем, когда знакомая учительница из Тюменской области, проработав успешно в школе 25 лет, вынуждена, не доработав до пенсионного возраста, уйти из школы из-за того, что снова начали насаждать новомодные методики, громко именуемые “Педагогикой XXI века”.

Эта методика не оставляет времени на закрепление и повторение. Материалы буквально гонят так, что уже в 3-м классе учителя начальной школы вынуждены консультироваться у своих коллег, учителей старших классов, по поводу решения школьных заданий. Дети и родители от таких темпов приходили в паническое состояние. И те, кто был особо обеспокоен успехами детей, просили учительницу проводить дополнительные занятия, что, конечно, никак не способствовало укреплению здоровья детей. Остальные же ученики, чьи родители не очень вникали в их школьные успехи, с первого класса безнадежно запускали материал, что делало невозможным их дальнейшее обучение.

Очевидно, что авторы этой методики — противники педагогики ЗУНов и последователи педагогики развития и считают, что такой темп без повторения и закрепления наиболее способствует развитию учащихся.

Мы же придерживаемся мнения, что само противопоставление педагогики ЗУНов и педагогики развития противоестественно и вредно. Любая школа и любой вуз обязаны давать знания и формировать навыки, без чего невозможно подготовить учащегося к будущей профессиональной деятельности. Проблема в том, чтобы эта педагогика ЗУНов была развивающей, а не депривирующей психику ребенка, над чем прежде всего и должны работать психологи.

Встает вопрос: по каким критериям оценивать новомодные методики, которые преподносятся от имени маститых ученых, награжденных высокими премиями и отмеченных другими отличиями? Ответ прост и лежит на поверхности. Те методики соответствуют принципам развивающего обучения, по которым легко учить и легко учиться. Вспомним опыт донецкого учителя В.Ф. Шаталова, который он весьма доходчиво изложил в своей книге “Куда и как исчезли тройки” (М., 1983). Этот учитель легко и успешно учил школьников очень непростому предмету — математике. И в основе его методики была идея Л.С.Выготского об опорных сигналах, которым он отводил решающую роль в развитии высших психических функций. Именно эту идею Выготского Шаталов возвел в дидактический принцип обучения, применив еще ряд педагогических находок по активизации работы учащихся на уроке и по оказанию взаимопомощи и взаимоконтролю, что более успешные учащиеся выполняли по отношению к менее успешным.

Об эмоциях и движении

Еще И.П.Павлов говорил: “Эмоции — энергетика психики”. И действительно, деятельность коры человеческого мозга может либо активизироваться подкорковыми эмоциональными центрами, либо тормозиться. Все зависит от того, интересно или скучно ученику на уроке. В свое время, работая над книгой “Основы превентивной психологии”, мы провели сравнительное исследование влияния эмоционального фактора на успеваемость и отношение к учебной деятельности у благополучных и педагогически запущенных школьников. Это исследование наглядно доказало, как зависят школьная успешность и отношение к различным предметам от эмоционального фактора.

Когда-то педологи справедливо поставили вопрос о целостном подходе к развитию ребенка, включая неразрывность развития организма и психики. А это требует, тем более когда речь идет о здоровьесберегающих технологиях, помимо учебной деятельности и сидения за партой, расширять возможность образовательного пространства для двигательной, мышечной активности учащихся. Огромные и чаще всего неиспользованные возможности таятся в двигательной коррекции, которая могла бы осуществляться на уроках физкультуры. Для этого также требуется кардинальная перестройка как содержания вузовской подготовки учителей физкультуры, так и методики проведения уроков физкультуры в школе.

Физкультура, ориентированная на нормативы и рекорды, не подходит для ослабленных в психосоматическом отношении детей и наносит им психические и физические травмы, то есть в конечном счете скорее вредна, чем полезна. Здесь нужны принципиально новые подходы, и они успешно нарабатываются как в передовой школьной практике, так и в практико-ориентированной науке.

Нам, в частности, удалось в свое время познакомиться с четко методически проработанным опытом челябинского учителя физкультуры В.В.Ходаса, который ввел систему оценивания по результатам роста показателей для каждого отдельного школьника. Он мог получить хорошую оценку не за то, что выполнил спортивный норматив, а за то, что улучшил свой прежний результат, даже если этот результат и не соответствовал нормативу. Кроме того, Ходас придумал методы двигательной коррекции для детей с разными психосоматическими осложнениями.

В журнале “Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, издаваемом консорциумом “Социальное здоровье России”, публиковались научно-методические разработки по двигательной коррекции доцента Академии физкультуры и спорта Т.В.Левченковой, доцента Института молодежи Л.А.Аргунса и других.

В основе этих подходов лежат индивидуальные методы двигательной коррекции, применяемые с учетом диагностики психофизического развития детей. Эти методы дают свой эффект при работе с детьми от полутора лет и старше. Перестройка обучения студентов институтов физкультуры, готовящихся к работе в общеобразовательных школах, ознакомление с методами двигательной коррекции школьных учителей физкультуры, введение этих методов в урочную и внеурочную работу с учащимися, безусловно, принесут свой реальный оздоровительный эффект для школьников, которые в массе своей ослаблены и нездоровы.

Конечно же, здесь речь не идет о спорте больших достижений, куда отбираются здоровые и способные дети, — там своя специальная подготовка, определяемая нормативами и рекордами, что также не должно идти в ущерб здоровью юношества.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Кулинария для Вашего дома». Посетив сайт интернет проекта «Кулинария для Вашего дома», который располагается по адресу http://MainCooking.ru, Вы сможете узнать, как быстро и вкусно приготовить еду на завтрак, обед, ужин и праздничное застолье. К Вашему вниманию представлены рецепты таких блюд, как суп пюре из белых грибов, запеченная рыба с квашеной капустой, салат цезарь и многое другого. Удобный рубрикатор сайта «Кулинария для Вашего дома» поможет быстро найти рецепты нужной тематики, будь то супы, закуски или торты.

И еще раз о питании

Помимо здоровьесберегающих образовательных технологий, когда речь идет о сохранении здоровья школьников, нельзя обойти проблему школьного питания. Сейчас много и справедливо стали говорить о его качестве. Но почему-то скромно умалчивают о том, что не все родители способны заплатить за питание своих детей, либо по причине плохой материальной обеспеченности и многодетности, либо по причине своей моральной деградации, пьянства и пр. Почти в каждом классе есть голодные дети, которые не питаются нормально дома и не имеют средств, чтобы заплатить за школьное питание.

К сожалению, в последней редакции Закона “Об образовании”, принятой в 2007 году, вопросам школьного питания отведена одна строчка, гласящая, что “образовательное учреждение отвечает за организацию питания”. И замалчивается проблема оплаты питания детей, чьи семьи неплатежеспособны.

В некоторых недотационных регионах эта проблема решается за счет регионального бюджета, но очевидно, что это должно решаться на государственном уровне: недотационные регионы в обязательном порядке должны закладывать в бюджет питание школьников, а в дотационных регионах это должно быть заложено в бюджет государственный. Когда речь идет о голодающих школьниках, надо понимать, что это не только отражается на их здоровье, но и имеет весьма опасные социальные последствия, о чем не могут не думать руководители федерального и регионального масштаба.

С горшка — за парту

Не менее остро вопрос о здоровьесберегающих образовательных технологиях стоит не только в школах, но и в детских садах. К сожалению, в погоне за подготовкой к школе дошкольников зачастую лишают детства, что называется с горшка усаживая за парты.

Подготовка к школе, конечно, должна осуществляться в детских садах. Но в нашей психолого-педагогической науке хорошо известно, что ведущей деятельностью для детей этого возраста является игра. И, кстати, наработано немало игротерапевтических обучающих программ, которыми должны владеть воспитатели детских садов. Это касается и детей с проблемами психосоматического развития — в нашей стране, как нигде, занимались разработкой методов нейропсихологической диагностики и коррекции, которые с успехом могут применяться в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Работы учеников школы А.Р.Лурия, профессора МГУ Т.В.Ахутиной, профессора МППУ А.В.Семенович и других сегодня признаны во всем мире, и они должны войти в программы педвузов, факультетов психологии, институтов повышения квалификации учителей, с тем чтобы получить применение в широкой практике.

Эффективные методы

Современная школа, столкнувшись с детско-подростковой дезадаптацией, представленной в массовых масштабах, как никогда нуждается в том, чтобы достижения в области коррекционно-развивающего здоровьесберегающего обучения дошли до всех учителей массовых школ, которые особенно остро чувствуют эту проблему.

Безусловно, важную роль в сохранении и восстановлении здоровья детей должны сыграть детские психиатры и психотерапевты. В свое время, в середине 1990-х годов, А.И.Захаров обследовал детей в детских садах Петроградского района Санкт-Петербурга и выявил, что 42% из них страдают пограничными нервно-психическими нарушениями (фобии, заикание, энурез и др.). Тогда же были разработаны и внедрены в этих учреждениях эффективные методы детской и семейной психотерапии. В работе с детьми наиболее эффективными оказались сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия.

Однако без психотерапевтической и психологической помощи родителям трудно достичь заметных результатов в улучшении здоровья и психологического состояния детей. Безусловно, радует и обнадеживает нынешний уровень развития психотерапии и то, что в России появляется все больше специалистов, владеющих современными психотерапевтическими методами, что будет существенно способствовать оздоровлению наших детей и их родителей.

Светлана БЕЛИЧЕВА,
доктор психологических наук,
профессор