|
Техники портретной фотографииЧто такое фототерапия и терапевтическая фотографияВ настоящее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще используются такие понятия, как фототерапия (phototherapy) и терапевтическая фотография (therapeutic photography), а также разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии (photo art therapy). Для фототерапии характерно использование фотографии в качестве инструмента психотерапевтического взаимодействия между специалистом в области психического здоровья (психотерапевтом, психологом) и клиентом (пациентом). Такой специалист должен иметь достаточную подготовку в области психотерапии или психологического консультирова]ния, овладеть одним или несколькими методами психологического воздействия (личностно-ориентированная психотерапия, психоанализ, групп-аналитическая терапия, семейная психотерапия и др.). Развивающее и исцеляющее воздействие, связанное с восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, а также в процессе их самостоятельных занятий фотографией. Кроме того, в некоторых случаях педагог, врач или иной специалист могут поддерживать творческое увлечение учащегося фотоделом, полагая, что это способствует развитию, исцелению или адаптации. Однако в обоих этих случаях можно говорить не столько о фототерапии, сколько о терапевтической фотографии. Для нее характерно то, что сам процесс творческого самовыражения ведет к достижению тех или иных положительных Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Домик Принцессы». Если Вы решили приобрести качественные и надежные накладные волосы, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Домик Принцессы». На сайте, расположенном по адресу www. prinhouse.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать волосы для наращивания по выгодным ценам. В интернет-магазине «Домик Принцессы» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами. Одна из основоположниц зарубежной фототерапии, живущая в Канаде арт-терапевт и психолог Джуди Вайзер (Weiser J., 1999, www.phototherapy-centre.com) отмечает, что люди могут использовать терапевтическую фотографию для личного самораскрытия или творческого самовыражения, тогда как терапевты используют фототерапию, чтобы помогать людям (клиентам) в решении их проблем. И хотя результаты базирующегося на фотографии спонтанного самоисследования-самовыражения часто являются по сути “терапевтическими”, терапевтическая фотография — это все же не то же самое, что фототерапия. Терапевтическая фотография может являться составной частью различных образовательных и социальных проектов, а также эрготерапии или терапии занятостью. В отличие от фототерапии, для данных областей практического применения фотографии характерно меньшее значение психологических аспектов работы и иное содержание. Основной акцент делается на вовлечении клиента в ту или иную деятельность, на процессе творческого самовыражения и сапопознания. Порой бывает трудно провести четкую грань между фототерапией и терапевтической фотографией. Некоторые специалисты в разные моменты работы с клиентами могут применять как фототерапию, так и терапевтическую фотографию. Последняя, например, может выступать одной из форм долговременной психосоциальной поддержки клиентов, уже завершивших курс психотерапии (арт-терапии). Существуют разные методы и частные приемы фототерапии. Джуди Вайзер предложила классификацию техник фототерапии, основанную на использовании разных видов фотографии. Ранее нами была предложена своя классификация техник фототерапии (фото-арт-терапии), основанная на использовании разных критериев и позволяющая организовать индивидуальную или групповую работу (Копытин А.И., 2003, 2006). В данной публикации основной акцент будет сделан на портретных техниках фототерапии и терапевтической фотографии. Техника создания фотоавтопортрета и фотопортретаНесмотря на то что на фотоавтопортретах и фотопортретах клиента, сделанных другими людьми (его друзьями, родственниками, участниками психотерапевтической или тренинговой группы, профессиональным фотографом, психотерапевтом), представлен один и тот же человек, различия в контексте съемки определяют существенные различия художественных и психологических результатов. Если при создании фотоавтопортрета клиент сам контролирует процесс фотосъемки и вольно или невольно стремится достичь определенного психологического качества собственного образа (как правило, стремясь достичь его совпадения с представлениями о себе), то при создании его фотопортрета другими людьми психологическое качество образа будет варьироваться в широком диапазоне, в зависимости от структуры и динамики отношений между оператором (другим человеком) и моделью (клиентом). Так, при создании фотопортрета клиента другими людьми большое значение будет иметь то, в какой мере клиент может контролировать процесс фотосъемки. Он, например, в одном случае может знать, что его фотографируют, и предъявлять тот или иной образ (управляя своей позой, мимикой и пр.); в другом случае он этого может не знать: тогда его реакции на фотографии будут более естественными, и, возможно, поэтому получившийся портрет будет в большей или меньшей степени расходиться с его ожиданиями. Более того, даже при том, что клиент знает, что его фотографируют, он далеко не всегда может быть хозяином положения, ведь оператор может иногда “вылепить” из него тот образ, который захочет, фактически воплощая в процессе съемки клиента свое представление о нем. Весьма ярко различия в психологическом качестве собственного образа человека на фотографии и соответствие или несоответствие образа его ожиданиям проявляются, например, когда ребенка фотографируют родители, подсказывая при этом, как ему следует одеться, где встать и т.д. При фотографировании ребенка они зачастую стремятся “сконструировать” из него того идеального ребенка, который соответствует их “мифу”. Подобные различия также ярко обнаруживаются во время фотографирования на документы, когда человек фактически “не принадлежит самому себе” и должен соответствовать определенному социальному шаблону. Кроме того, когда фотопортрет клиента создается другими людьми и они принимают решение, где, как и почему он должен быть сфотографирован, он во многих случаях может чувствовать себя в подчиненном положении и даже реагировать на это более или менее обостренно (что, например, характерно для подростков). В силу этого фотографии клиента, созданные другими людьми в прошлом, настоящем, а также в процессе психотерапии, могут выявлять его способность принимать человеческие взгляды, “впускать” в себя субъектность других и их точки зрения на себя как объект и субъект (личность), сохраняя при этом внутреннюю целостность, либо критически оценивать себя и более или менее болезненно реагировать на взгляды других. Благодаря этому фотографирование клиента другими людьми может выявлять его место и роль во властных отношениях в разные периоды жизни, а также динамику этих отношений в процессе индивидуальной или групповой психотерапии. Фотографирование клиента другими людьми также может, с одной стороны, провоцировать повторное переживание травматичного опыта, связанного, например, с моральным, физическим или сексуальным насилием, манипулированием в отношениях, и являться катализатором негативного переноса в психотерапии, а с другой стороны, вызывать положительно окрашенные переживания (в том числе сексуально-эротические), давать клиенту ощущение поддержки и принятия. Что касается различных техник создания фотоавтопортрета в психотерапии, то они могут дать клиенту уникальную возможность наконец начать контролировать себя самостоятельно, взять на себя ответственность за то, кем ему быть, исследовать свой психологический и физический образ, “прислушаться” к себе и, возможно, стать самим собой. Работа с фотоавтопортретами и фотопортретами клиента, созданными другими людьми, имеет широкий спектр психологических (психотерапевтических) показаний. Данные техники могут быть особенно показаны в критические моменты развития, когда происходит формирование или более или менее существенное изменение идентичности человека, его физического, психологического и духовного Я. Они имеют большое значение при работе с детьми, страдающими от недостаточного родительского внимания, с подростками, пожилыми людьми, лицами, переживающими “культурный шок” или духовный кризис, людьми с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пациентами с трансгендерной дисфорией в процессе изменения пола и во многих других случаях. Вместе с тем в широком арсенале фототерапевтических методик данные техники, по-видимому, являются одними из самых сложных, требующих от психотерапевта высокого профессионализма, знания их “подводных камней” и сложной межличностной и внутриличностной динамики, которая может быть катализирована при их использовании. К сожалению, некоторые начинающие психологи, пытаясь применять приемы фототерапии, могут поддаться соблазну использовать мощные энергии фотопортретных техник, не всегда зная, к каким последствиям это может привести. Как ни в какой другой фототерапевтической технике, именно при создании фотопортрета клиента у специалиста могут ярко проявляться его неудовлетворенные потребности контроля над другими, контрпереносы и нарушения этических норм психотерапии. Работа с фотопортретами, созданными в прошломУ подавляющего большинства клиентов имеется по крайней мере несколько фотопортретов, созданных в разные периоды их жизни. Иногда, однако, из-за переездов или каких-то особых обстоятельств жизни у клиента может оказаться лишь весьма ограниченный набор таких фотографий. Тем не менее, даже имея ограниченный набор снимков, клиент может провести весьма интересное самоисследование, дающее ему новое знание о себе. Тем более продуктивной может стать работа при наличии в распоряжении клиента серии его фотопортретов, созданных начиная с раннего детства и заканчивая настоящим временем. Во многих случаях у людей имеются персональные фотоальбомы, отражающие процесс их развития и социализации, пребывание в родительской семье и последующую самостоятельную жизнь. При этом становятся зримыми происходящие с человеком изменения, как внешние, так и внутренние. Если у клиента нет такого персонального фотоальбома, то ему может быть предложено создать его, используя имеющиеся в его распоряжении фотопортреты. При этом не обязательно, чтобы на фотографиях клиент был представлен один. Он может быть изображен вместе с другими людьми — родственниками, друзьями, одноклассниками или одногруппниками, сослуживцами, людьми, с которыми он общался непродолжительное время, и т.д. Большое значение при работе с фотопортретами клиента, изображающими его в разных условиях и в разные моменты жизни, имеет исследование его реакций на свой образ (его чувств, мыслей, фантазий, свободных ассоциаций), а также того, как его восприятие себя на портрете зависит от “взгляда” фотографирующего, отражает структуру и динамику его отношений с этим человеком. Большое значение при работе с фотопортретами клиента, созданными в прошлом, могут иметь нарративные техники, создание художественной рамки для фотопортрета, техника графической разработки фотографии и некоторые другие фото-арт-терапевтические приемы. Существуют также разные специальные техники создания фотопортретов и фотоавтопортретов клиента непосредственно в ходе его занятий фототерапией или терапевтической фотографией. Реконструирующая фотографияПримером фотопортретной техники в психотерапии является метод реконструирующей фотографии, разработанный британскими специалистами Рози Мартин и Йо Спенс (2006). Авторы данного метода являются не только специалистами в области психологии, но и мастерами портретной и автопортретной фотографии. Они неоднократно использовали фотографию в качестве инструмента работы с собственными психосоциальными проблемами, а также выставляли свои фотографии с целью активизации дискуссий, касающихся социального положения женщины, гендерных отношений. Фотографии этих авторов подчас наполнены глубокой иронией и самоиронией. В то же время в них немало поэзии и проникновенности. Суть метода реконструирующей фотографии заключается в том, чтобы воссоздать те моменты прошлого клиента, которые оказываются “заблокированными” в силу действия запретов культуры, например “неписаных законов” гендерной репрезентации, что ярко проявляется, например, в том, какие фотографии клиенты включают в свои семейные альбомы. “Сознавая, что наша жизнь запечатлена на фотографиях далеко не полностью, — пишет Р. Мартин, — мы попытались реконструировать прошлые события и создавать такие образы, которые отражают множество наших идентичностей. Данный метод основан на понятии фотографического дискурса… понимании связи между образами и контекстом их создания, а также представлениях о сознательной и бессознательной идентичностях”. В практическом отношении метод реконструирующей фотографии реализуется как последовательность следующих действий клиента и психотерапевта: • просмотр фотографий из семейного альбома клиента или других значимых для него фотографий; • выбор фотографий, напоминающих о психотравмирующем событии, связанном с прошлым, либо о том событии или личностном проявлении клиента, о котором он длительное время предпочитал умалчивать, считая его противоречащим семейным и культурным нормам; • сосредоточение на чувствах, связанных с восприятием этих фотографий; • воспроизведение (моделирование) ситуаций, представленных на этих фотографиях, и их фиксация на новых снимках; • развитие прошлой ситуации с моделированием нового завершения — также предполагающее создание новых фотографий; • рефлексия и анализ совместно с психотерапевтом всего процесса работы с фотографией, включая выбор снимков, моделирование и развитие ситуации с новыми вариантами их завершения. Александр КОПЫТИН,
|