|
|
Действительно ли нас ожидает сокращение?В адрес нашей газеты поступило
тревожное письмо от одного из наших читателей,
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Mir Yogi". На сайте Вы найдёте последние новости из мира йоги, советы для начинающих, анахата йога, йога Дипика, утренняя зарядка по системе пилатес, сон человека, как научиться уединяться, не отрываясь от повседневных дел и другие полезные и интересные статьи. Подробнее читайте на сайте, который располагается по адресу: http://yogimir.ru/. Не секрет, что коренное социально-экономическое реформирование в нашей стране, в том числе реформа образования, привели к тому, что школьные психологи, как и социальные педагоги, просто “не вписались” в существующую систему нормативного подушевого финансирования, перейдя на существование “по остаточному принципу”. В соответствии с этим изменилось и отношение к ним со стороны регионального и муниципального руководства. А поскольку централизованного управления психологической службой в системе образования нет, то право принимать решение быть или не быть психологам в школе отдано региональным и муниципальным руководителям. Если же решение о необходимости психологической службы в системе образования края или области не принято, то судьба психологов в школе полностью зависит от директора. В создавшейся ситуации многие субъекты РФ стали предпринимать шаги по сохранению в школах не только педагогов-психологов, но и других специалистов, необходимых для поддержки детей в процессе обучения. Традиционно одними из первых защитили своих специалистов руководители психологической службы Самарской области (подробно об этом мы писали в “Школьном психологе” в № 04/2008), поэтому за комментариями мы обратились к директору Самарского регионального социопсихологического центра Т.Н. КЛЮЕВОЙ, по инициативе и при непосредственном участии которой проходят все инновационные изменения в жизни самарских психологов. Уважаемые коллеги! В ответ на ваше письмо поясняю, что согласно пункту 3 статьи 5 Закона РФ “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования в пределах государственных образовательных стандартов. В соответствии с пунктом 6.1. статьи 29 Закона РФ “Об образовании” в ведении субъекта Российской Федерации находится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. В большинстве регионов России, включая и ваш регион, нормативы определяются на основе стандартной базовой стоимости педагогической услуги в соответствии с количеством обязательных часов Базисного учебного плана. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Предоставление услуг по психологическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса в рамках реализации основных общеобразовательных программ в пределах государственных образовательных стандартов не предусмотрено. В связи с этим в фонде заработной платы школы расходы на педагогов-психологов также не предусмотрены. Директор может включать в штатное расписание психолога как дополнительные образовательные услуги в рамках экономии заработной платы. Чтобы отстаивать свои права, специалистам необходимо знать о существовании других документов: Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и Концепции модернизации образования. Согласно этим документам все субъекты федерации должны обеспечивать реализацию психопрофилактических программ, заниматься трудными детьми, обеспечивать предпрофильную и профильную подготовку в рамках образовательного учреждения, осуществлять интегрированное обучение. Никто не отменял и индивидуальный подход к ребенку. В том же Законе “Об образовании” указывается на необходимость соответствия программ возможностям ребенка. А это значит, что любое общеобразовательное учреждение призвано обеспечить психологическое и социально-педагогическое сопровождение учащихся и воспитанников. При внимательном прочтении в каждом из этих документов и психологи, и социальные педагоги найдут положения, которые помогут им обосновать необходимость своей деятельности в рамках системы образования. Подготовила Ольга РЕШЕТНИКОВА |