Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2010


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ № 1(26)

Фото с сайта www.centr-razvitia.ucoz.ru

 

Любовь ОРЛОВА,
Москва
(Фото автора)

 

Арт-терапия в коррекции детских внушенных страхов

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности [2], “туннельного восприятия” [5], но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии, так как в дошкольном возрасте “ведущим видом деятельности является игра” [1], а важнейшей продуктивной деятельностью — рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия — такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у детей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

Активизировать детскую фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить “цензуру сознания”, поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности [2, 4, 7, 8]. В случае трудностей общения — замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности — арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

Схема 1. Модель преодоления страхов
в ходе арт-терапевтических упражнений

В процессе рисования происходит, по мнению Л.Д. Лебедевой [7], “оживление чувства страха” и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

Мы заметили, что у многих ребят на этапе индивидуальной работы в рисунке преобладала сильная штриховка, маленький размер изображения, что предположительно свидетельствует о неблагоприятном физическом или психологическом состоянии ребенка, высокой степени напряженности, скованности, тревожности. На этапе коллективной работы многие из этих ребят рисовали предметы уже больших размеров, применяли яркие цветовые оттенки, что расценивается как индикатор хорошего самочувствия, раскованности, отсутствия напряженности и утомления. Коллективная работа создает ситуации позитивного взаимодействия и взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям неприметные ранее рисунки к удовольствию автора приобретают более привлекательный вид, форму. Атмосфера взаимной симпатии и “заражения” положительными эмоциями способствует более быстрому преодолению социальных и экзистенциальных страхов.

Опишем контрсуггестивные приемы, способствующие коррекции внушенного страха в процессе арт-терапевтической работы.

Упражнения на втором этапе занятий были направлены на обучение приемам самоконтроля и саморегуляции психических состояний, активизацию и развитие мышления, чувств, что определяется Б.Ф. Поршневым, как “генеральная линия контрсуггестии” [9].

Третий этап — “актуализация ощущений, эмоций” — предполагал активизацию чувств (эмотивных реакций) в процессе арт-терапевтических упражнений с песком, где ребенок в воображении отвлекался от травмирующей его ситуации, представляя себя в новом, бесстрашном образе. На данном этапе использовались следующие контрсуггестивные приемы: диалог, разговор с образом для выяснения психологического содержания; мысленное действие с образом, адекватно разрешающим проблему; созерцание, предполагающее сосредоточение внимания на том или ином отрицательном качестве образа.

На четвертом этапе экспрессивный рисунок помогал ребенку не только выразить чувство, но и осознать его, а следовательно, найти адекватные формы переживания аффекта с помощью трансформации своих фантазий в художественные образы. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишался эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Контрсуггестивные приемы на данном этапе: передача ответственности, выражение чувств, контролируемый процесс высвобождения подавленного чувства (управляемый катарсис), инсайт, свободное фантазирование.

Пятый этап предполагал драматизацию, ситуацию публичного проживания. Выделим основные приемы, применяемые на данном этапе: прослеживание судьбы образа; нахождение позитивного в негативном образе; выражение нового позитивного решения в отношении своего образа; мысленное взвешивание негативного и позитивного в образе (взаимодействие противоположностей).

Шестой этап — коллективная работа, совместное творчество. Здесь использовались упражнения, активизирующие воображение, вызывающие творческий интерес (ребята совместно придумывали разные способы преодоления того или иного страха, например таблетки бесстрашия), а также осуществлялись приемы саморегуляции и самоконтроля.

Рефлексия, осуществляемая на седьмом этапе, подразумевала вербализацию мыслей, ощущений и чувств. Основными приемами данного этапа стали: установление новых отношений между частями личности, принятие ранее отвергавшейся части личности через ее образ и установление новых отношений с нею.

Наша коррекционная работа над страхами носила фронтальный характер, но имела в качестве важного этапа индивидуально-личностное самопознание в процессе художественно-продуктивной деятельности. Поэтому ее можно считать более свободной, имеющей недирективный характер, ограниченной только определенной темой задания и условиями проведения обсуждения. Арт-терапевтические занятия подходят для замкнутых детей. В центре таких занятий — самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание. Поэтому нам представляется, что арт-терапевтическая работа более адекватна для детей с эмоциональными нарушениями, и в частности для детей, подверженных страхам и тревожности.

В качестве примера приведем арт-терапевтическое занятие по преодолению боязни сказочных персонажей.

Добрая Баба-яга

Цель: содействие в преодолении страха сказочных персонажей, развитие спонтанности, рефлексии, проявления истинных чувств.

Материалы: прямоугольные подносы размером 50x70x7, карандаши цветные, бумага (белого цвета), различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника, резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки.

1. Подготовительный настрой

Рисование под музыку

Ведущий. Возьмите карандаш, закройте глаза и попробуйте нарисовать на листе бумаги круги и квадраты любого размера.

Рассмотрите свой рисунок, дорисуйте фигуры. Что у вас получилось?

Теперь возьмите другой лист бумаги, а также карандаш того цвета, который в данный момент соответствует настроению, и снова нарисуйте круги и квадраты, только теперь с открытыми глазами. Обменяйтесь рисунком со своим другом и дорисуйте его изображение до узнаваемого предмета.

Расскажите, что теперь у вас получилось.

2. Разогрев

Дыхательное упражнение

“Веселые плакальщики”: имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30 секунд) [6].

3. Актуализация ощущений, эмоций

Арт-терапевтические упражнения с песком

Ведущий. У каждого на столе находится песочный поднос — это песочная страна. Давайте “осветим песочную страну” (игра со свечкой) [4].

Проникновение в толщу песка.

Какой песок на ощупь? Он теплый, ты чувствуешь?

А сейчас, ребята, закройте глаза и послушайте историю про Бабу-ягу. Вам страшно? Для смелости опустите руки в песок, он придаст вам силы. Можете сжимать и разжимать их.

Прослушивание с закрытыми глазами “страшной истории” о Бабе-яге (описание ее внешности).

Дети делятся впечатлениями о том, что они представили, какие эмоции и чувства вызывает данный персонаж.

Ведущий. Разгладьте руками поверхность песка, чтобы она стала ровной.

Рис.1. Песочная основа

Упражнения на разглаженной поверхности песка — “Автографы” [10].

Ведущий. Поставь свою метку на этой территории. Теперь ты ничего не боишься! Можно приступать к заданию.

4. Индивидуальная работа (рисунок, поделка)

Ведущий. Сейчас мы с вами сделаем куклу (персонаж — Баба-яга).

Как вы думаете, какое выражение лица у данного персонажа?

Какой он — добрый, злой, трусливый?..

Раздаются готовые шаблоны, в которых рисуется выражение лица и характер придуманного персонажа.

Нарисуйте подходящее лицо для вашего персонажа.

Подберите вашему персонажу подходящий наряд (у каждого на столе различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника).

Расскажите, какая у вас получилась Баба-яга?

Рис. 2. Детские работы “Злая Баба-яга”

А вы знаете, ребята, что плохой человек — это несчастный человек? Свои неудачи несчастные люди стараются не показывать, а проявляют отрицательные черты характера по отношению к окружающим. Баба-яга — это пожилая женщина, у которой нет семьи, поэтому она и злая. Ее не надо бояться. Мы должны посочувствовать ей и как-то помочь стать добрее.

Давайте сделаем из другого лоскутка ткани добрую старушку.

Каждому участнику группы предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце, а также нарисовать на шаблоне лицо “доброй Бабы-яги”.

Рис. 3. Детские работы “Добрая Баба-яга”

5. Ритуальная драматизация “Спонтанный театр”

Ведущий. Придумайте историю, составьте рассказ от лица новой, доброй старушки, у которой, например, было два внука. Жила она не в избушке на курьих ножках, а в деревне…

Беседа о переживаниях детей.

Ребята, какие страхи вы бы отдали доброй Бабе-яге, а какие злой?

Нарисуйте свои страхи на листах бумаги (4–5 минут), теперь сомните их и закопайте в песке.

Пересыпая песок из одной руки в другую, повторяйте за мной: “Я смелый, я сильный, теперь я не боюсь…” (перечислите свои страхи).

Рис. 4. Задание “Перечисление страхов”

6. Коллективная работа

Упражнение на развитие воображения: “Поможем Бабе-яге стать лучше…”

Ведущий. Ребята, Бабе-яге надоело быть злой, она хочет помогать людям. Но вот беда — ей нечего надеть, а в лохмотьях она не хочет появляться.

Детям предлагается, как добрым волшебникам, помочь Бабе-яге. Девочкам надо сделать красивое платье для нее, а мальчикам — хрустальные туфельки, раскрасив карандашами, фломастерами по выбору, а потом придумать продолжение сказки.

7. Заключительный этап

Рефлексивный анализ

Ведущий. Итак, ребята, занятие подходит к завершению.

– Что вы чувствовали, когда создавали персонаж страшную Бабу-ягу?

– Какая она?

– Как вы помогли ей стать лучше?

– Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?

Рис. 5. Детские работы: платье для Бабы-Яги

 

Библиография

1. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2004.

3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Педагогика, 1986.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2008.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. — М.: Гном и Д.

7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

8. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей). — М.: Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2006.

9. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. — М.: Мысль. 1972.

10. Штейнгардт Л. Юганская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001.