|
НОМИНАЦИЯ:
“Оригинальные решения: игры,
тренинги, индивидуальные и групповые занятия —
по-новому” |
Ольга ВЫДРА,
педагог-психолог,
МДОУ “Детский сад —
центр развития ребенка “Аленушка”,
Усть-Абакан, Республика Хакасия
(Фото автора)
На что похожа ласка?
Пытаясь
разнообразить детскую деятельность, сделать
процесс вхождения ребенка во взрослый мир более
интересным и увлекательным, педагоги все чаще
обращают свой взор на использование в своей
деятельности нетрадиционных способов рисования,
и это возможно не только на занятиях по
изобразительной деятельности. Применение
нетрадиционных техник рисования поможет также и
педагогу-психологу, ведь с их помощью есть
возможность обогатить внутренний мир ребенка,
развить и скорректировать эмоциональную сферу:
справиться с тревожностью, избавиться от
страхов, немотивированной агрессии.
Как это сделать?
Самое простое (и я уверена, что это использует
каждый педагог, а не только психолог) — попросить
детей нарисовать свое настроение на мокром листе
бумаги. Получается здорово и эффективно, так как,
кроме детской радости, взрослый получает
возможность продиагностировать общий
эмоциональный настрой каждого ребенка.
Рисовать волшебными кисточками — пальцами
можно все, что угодно. А почему бы не попробовать
рассказать о своем характере, тем более если он
похож на чудо-цветок, придуманный ребенком? А
прикосновения к мягким краскам, воде, шершавой на
ощупь бумаге помогут преодолеть негативные
эмоции, такие как злость, раздражение, ведь их
портреты получаются совсем не симпатичными.
Чудо-кисти – пальчики – у нас есть, но есть у
нас с собой и чудо-листочки! Проведем кисточкой
по ладошке. Щекотно? Вот и готов Смешарик!
Попросите ребенка обвести ладошки карандашом
на листе бумаги и одну превратить в Страшилку, а
другую в Смешилку. Интересно, кто понравится им
больше?
Забавными
получаются рисунки, которые дети выполняют по
кругу: один начинает, через определенное время
меняется с соседом, который дорисовывает
какую-то деталь. Обычно, когда рисунок
возвращается к хозяину, тот его уже с трудом
узнает. Ну а если есть еще возможность сочинить
историю…
Вы помните, какую радость в детстве доставляли
мыльные пузыри? Ничего не изменилось! Берем воду,
гуашь, немного жидкого мыла, все смешиваем,
надуваем восхитительную шапку из пузырей и
прикладываем к ней лист бумаги. А дальше детская
фантазия поможет, подскажет, что можно
нарисовать, чтобы получилась Радость, и на что
она похожа!
А бабушкин теплый свитер? Мягкая шерсть, яркий
рисунок! Если несколько отрезков шерстяных нитей
опустить в баночку с краской, а потом, зажав их
между двумя листами бумаги, вытянуть за один
конец, то в получившемся рисунке, пофантазировав,
можно увидеть, на что похожа Ласка.
Попробуем
соль на вкус. Бр-р-р! А ведь именно такие эмоции
вызывают ссоры и конфликты с близкими и друзьями.
Но мы не будем переживать, а соленое превратим в
“сладкое” — нарисуем солью подарок: сначала
наносим контур подарка, затем намочим его водой и
присыпем солью. Когда вода высохнет, раскрасим
наш подарок яркими цветами. И можно смело идти
мириться!
Неоценима роль рисования в преодолении детских
страхов. Попробуем нарисовать свои страхи
ватными палочками или поролоновыми
тампончиками, сделать которые не составит труда.
Даже на ощупь они приятные, и нам уже не так
страшно рисовать свои Страхи. А если мы еще их
порвем, да к тому же сожжем, от них не останется и
следа.
Со
страхом темноты поможет справиться техника
“высветления”: на черном листе бумаги обычным
ластиком рисуются предметы, которые могут
прятаться в темноте. И вот уже не страшно
заходить в темную комнату, так как там все
привычно и знакомо.
Страх вызывает, как правило, все непонятное и
странное. Вот нарисованные соседом каракули –
вроде ничего не понятно… А если присмотреться?
Да еще и дорисовать! Разве страшно?! А вот злой
волшебник заколдовал Любовь, закрасил ее черной
краской (применяется техника граттажа), и только
смелые, добрые, чуткие дети смогут ее спасти: нарисовать
на “заколдованных” листах домик, где Любовь
может жить.
Закрепить у детей знания об эмоциях можно с
помощью следующего приема: рисуем свечой или
восковым мелком белого цвета контур изображения
той или иной эмоции и просим детей зарисовать
этот контур красками. В проявившемся изображении
и нужно узнать загаданную эмоцию.
Техник работы великое множество, было бы
желание и любовь к детям!
Еще можно сделать прекрасный групповой коллаж.
Здесь в ход пойдет все, что есть под рукой:
фантики от конфет, фольга, фотографии, цветная
бумага, перышки, бусинки, воск, пластилин и даже
макаронные изделия. Тема и содержание могут быть
разнообразны.
Действительно, спектр применения
нетрадиционных техник рисования ограничивается
только фантазией педагога и детей. Такие занятия,
конечно, не сделают всех художниками, но ощутить
радость творчества помогут каждому.
ТВОРИТЕ И ПОЛУЧАЙТЕ РАДОСТЬ!