Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2010


Вместе с учителем

В коротких перерывах между занятиями...

Приказом Министерства образования и науки России от 27.03.06. № 69 утверждено “Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений”. В данном Положении в п. 2.2. дано конкретное определение школьной перемены: “Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся...”.

Продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними предусматриваются Уставом образовательного учреждения либо локальным актом с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических требований. Санитарные правила в разделе 2.9 п. 18 устанавливают: “…продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов образовательных учреждений составляет не менее 10 минут, больших перемен — не менее 50 минут, вместо одной большой допускается устраивать две перемены по 20 минут каждая”.

В практике чаще всего так и бывает. Однако образовательные учреждения, работающие в две смены, вынуждены сокращать продолжительность перемен, чем увеличивают нагрузку на детей и педагогов, при этом и документально, и на деле перемены ориентированы прежде всего на учащихся. Учителю во время перемены предлагается: готовиться к следующему занятию, дежурить по коридору вместе с классом, сопровождать детей в столовую, следить за поведением детей в кабинете и пр. Таким образом, перемена для педагога — продолжение работы. В то же время необходимо восстановиться эмоционально, переключиться на работу с детьми другого возраста, из другого класса, просто освободиться от напряжения. Такое восстановление есть залог хорошего качества процесса обучения и сохранения здоровья самого педагога.

Фото О. Безручко

Педагоги-психологи нашего городского профессионального объединения “Импульс” решили помочь в этом учителям. За основу своей работы они взяли известное утверждение: смена деятельности и есть лучший отдых. Педагогам на переменах в учительской, в комнате психологической разгрузки для снятия эмоционального напряжения они предложили различные виды гимнастики (звуковую, для глаз, дыхательную, двигательную), а также на фоне релаксационной мелодии учителя могли заняться лепкой из пластилина, упражнениями из арсенала арт-терапии.

Ежедневно педагогов встречает цитата дня — краткий афоризм, высказывание, пожелание. По соглашению с педагогами проводится мониторинг настроения в течение дня, недели. Одобрения педагогов заслужили карты пожелания друг другу на день, упражнения, направленные на сплочение коллектива, на развитие чувства собственной значимости и др. Все это создает позитивный настрой на последующую работу, благотворно влияет на эмоциональный фон педагога. В таких условиях перемена — это не только время ученика, но и время учителя, в том числе профилактика его профессионального выгорания.

Говоря о проблеме короткого отдыха педагога во время перемены, стоит сказать о том, что данная проблема практически не освещается в литературе. Участники нашего объединения пришли к выводу: педагог-психолог через эффективное использование перемены многое может сделать на “педагогической территории”.

Отзывы педагогов о таких минутах, проведенных вместе с психологом, только положительные.

Ольга ПОЛИТЫКО,
методист-психолог
Управления образования
Тавдинского городского округа,
руководитель профессионального
объединения “Импульс”,
Свердловская область

Статья опубликована при поддержке компании по производству косметики "Desheli". "Дешели" - это косметика, разработанная по новейшим технологиям по доступной цене. Узнать подробную информацию, прочитать правдивые отзывы и комментарии, узнать больше об этой косметике Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://soroka009.livejournal.com/989.html.