|
||
Амазонки из страны ПсихеиПсихологическая играКлуб “Психея”, организованный на базе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации “Веда”, является объединением педагогов-психологов Московского района г. Бреста, работающих в учреждениях образования.
Основные цели работы клуба: укрепление психического здоровья психологов, профилактика синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации, обучение осознанному управлению собственным эмоциональным состоянием, приемами и способами саморегуляции. Основные задачи деятельности клуба: • формировать навыки саморегуляции; • стимулировать проявление латентных потребностей и свойств личности, раскрывать внутренние ресурсы и творческих способности; • создавать условия для развития самопознания, личностного и профессионального роста. Клуб, исходя из целей своей деятельности и в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет свою деятельность в форме тренингов. Цикл тренинговой работы рассчитан на 18–24 часа, с периодичностью 4–6 занятий в год и продолжительностью 3–4 часа. Цель игры: гармонизация эмоционального состояния девушек (женщин) — педагогов-психологов. Задачи: • преодоление скованности и напряженности; • сплочение коллектива, развитие группового взаимодействия; • актуализация самосознания и отработка личностных проблем; • интеграция переживаний, а также их соотношение с текущими проблемами и системой отношений членов группы; • установление контакта с “внутренним проводником” (внутренними ресурсами), укрепление автономности членов группы; • диагностика группы. Количество участников: от 8 до 24 человек. Категория участников: девушки (женщины) от 15 до 45 лет. Состав группы должен быть примерно одного возраста. Необходимые материалы и оборудование: • СD-плеер; • цветные или белые листы бумаги А1; • цветная бумага; • краски, кисти; • фломастеры и др.; • природный материал; • клей, скотч, степлер и др. ХОД ИГРЫ Ведущий приветствует участников игры. Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участницы! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие по неизведанным местам страны Психея. Но прежде чем мы отправимся туда, нам необходимо настроиться, и для этого мы выполним следующее упражнение. Игра “Надувная кукла”Ведущий играет роль насоса. Он делает движения руками, имитируя работу насоса, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением насоса “резиновые куклы” начинают “надуваться”: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки, ноги и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и ноги. Через несколько секунд ведущий “выдергивает затычку” у кукол, и игроки с шипением (ш-ш-ш-ш!) расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить 2–3 раза. Ведущий. Вот мы немного сняли накопившееся напряжение и готовы отправиться в путь. Перед началом путешествия я расскажу вам историю о стране Психея. Для этого закройте, пожалуйста, глаза (включается музыкальное сопровождение) и прислушайтесь к вашему дыханию. Обратите внимание, как воздух входит в ваши легкие и выходит оттуда. Прочувствуйте ваше дыхание в течение минуты…. А сейчас мы немного пофантазируем… Представьте, что вы превратились в бабочку, которая живет в прекрасном мире, где царят мир, покой и гармония… Исследуйте окружающую обстановку, подмечая все детали, звуки, запахи и другие, возникающие у вас чувства и образы… Вдруг в этот прекрасный мир ворвался холодный сильный ветер, бабочка бросилась искать себе убежище. Вскоре, не выдержав одиночества и холода, она впала в спячку. Прошло какое-то время, бабочка очнулась и поняла, что произошло чудо: она превратилась в Амазонку. Обратите внимание на нее: как она выглядит, как одета, что чувствует… Амазонка попыталась жить прежней беззаботной жизнью, но ей это быстро наскучило, она захотела найти себе подобных и решила отправиться в путешествие в поисках своего племени. Откройте, пожалуйста, глаза. Сейчас молча, не общаясь друг с другом, каждая из вас отправится в путешествие, в процессе которого все Амазонки преодолеют свои препятствия, переживут свои приключения. Возможно, в пути вам попадутся какие-то предметы, которые вы захотите взять с собой. Путешествие (ландшафтное)Перед выходом на улицу участникам предлагается вытянуть листочек, на котором будет обозначено место назначения для каждого (никому об этом нельзя говорить). Должно быть всего четыре конечных пункта. Определяются также границы территории, где будет проходить путешествие. Ведущий. На путешествие вам отводится 30–40 минут. После того как вы объединитесь в племя, вам необходимо будет придумать название племени. Затем я подойду к каждому племени и дам дополнительное задание. После объединения участников в группы ведущий сообщает им о стихиях (огонь, вода, земля, воздух), которым их персонажи поклоняются, а также о том, что они будут изготавливать маски. Далее участники собирают природный материал и другие предметы, которые пригодятся им для изготовления маски, и возвращаются в аудиторию. Ведущий. Жители страны Психеи объединились в четыре племени. У каждого племени свое название, своя история и стихия, которой они поклоняются. Сейчас каждое племя будет изготавливать большую маску, которая является символом племени и стихии. Для этого вы можете использовать любые материалы, включая те, что принесли из путешествия. Для изготовления маски необходимо взять два листа ватмана, можно использовать цветной ватман или картон того же размера, обои. Один лист является основой маски, второй — непосредственно маской. Этот лист необходимо прикрепить к основе, предварительно загнув края внутрь так, чтобы маска была выпуклой. Для прикрепления маски можно использовать клей ПВА, двусторонний скотч, степлер. Перед тем как прикрепить маску к основе, участники изображают на ней символы и детали, которые необходимы, на их взгляд. После того как маски будут готовы, каждое племя представляет себя и свою маску. Это можно сделать в виде ритуального танца, спектакля или в любой другой форме на выбор. Представление племен, масок и рефлексия в роляхРефлексия Ведущий. В конце нашей встречи я бы хотела услышать ваши впечатления от путешествия и всего того, что происходило сегодня. Особенно важным является анализ: — телесных впечатлений; — чувств; — возникших мыслей и образов. Инесса ЛЕВОШКО,
|