|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лиха беда началоОткрытое занятие по самоорганизации
|
Фото с сайта www.shutterstock.ru |
Были проведены два занятия в двух седьмых классах. Оба занятия прошли на высоком эмоциональном подъеме, при полном включении учащихся в работу. Присутствующие на занятии учителя тоже включились в работу, а по окончании отмечали, что получили ценный опыт для себя.
Интерес представляют ответы детей, представленные в карточках-самонаставлениях.
Примеры
Перед тем, как взяться за какое-нибудь сложное или не очень интересное дело, я обычно испытываю:
нежелание это делать, усталость, лень, недовольство, тоску, желание побыстрее это сделать, страх и скуку, досаду, чувство уныния и безысходности, отчаяние, чувство долга, боязнь, что не успею, хочу спать, спрашиваю себя: “Зачем мне это нужно?”
Это состояние мне мешает:
сосредоточиться, жить, начать дело, нормально работать.
Раньше я, чтобы это преодолеть:
должна была потратить много сил; думал о хороших вещах; думала о результате; создавала условия; практически ничего не предпринимал.
Сегодня я узнал(а):
что нам помогает и что мешает преодолеть лень и страх; нужно быть более целеустремленным; что есть еще много других способов заставить себя начать дело; что можно думать о том, что будет, после того как я это сделаю; надо побольше думать о будущем; нужно только иметь особый стимул, а вообще это не так сложно; можно ставить рядом часы; можно думать о том, что эти знания помогут мне в будущем; можно самому завладеть ситуацией, посмотрев на это с позитивной стороны; можно думать о результате, оценках, награде.
Теперь я попробую:
не лениться; думать, что можно быстрее освободиться; планировать свое время и распределять его правильно; изменить свое отношение к учебе, сложным делам и делать все дела хорошо; создавать нужные условия для работы; найти побольше стимулов; “нагнать” в голову нужные мысли; поставить для себя задачу; развивать силу воли.
И несмотря на то что:
мне грустно и неинтересно; мне бывает лень; мне мешают друзья; я устал,
я буду стараться:
все успеть; терпеливо выполнять задания; правильно использовать свои возможности; создавать обстановку, наиболее подходящую для дел; найти в любом неинтересном, сложном деле что-то, за что его можно полюбить, увлечься им, заинтересовать себя.
Безусловно, эти ответы свидетельствуют о том, что в ходе занятия были “включены” рефлексивные процессы, определены некоторые “границы” себя до занятия и после него.
Вероятно, такой эффект был достигнут не во всех случаях, некоторые учащиеся сдали листочки с “пустыми” фразами, свидетельствующими об отсутствии интереса к проблеме. Но все-таки ответы на первую позицию говорят об актуальности данной темы: в декабре, когда период первичной адаптации (первая четверть) завершен и лояльность учителей становится все меньше, гимназисты испытывают острую нехватку умения самоорганизации.
Через месяц большинство гимназистов отметили, что стараются использовать новые приемы работы над собой, которые мы обсуждали на занятии по теме “Лиха беда начало”.
№ п/п | Этап | Цель | Содержание | Время |
1 | Обозначение тематики занятия | Создание установки на восприятие материала | Определить место данного занятия в общей системе занятий, определить его цель — получить представление о способах преодоления барьера “начала” при выполнении домашних заданий, выстраивание собственной стратегии | 2 мин. |
2 | Фиксация состояния | Самоанализ, развитие ассоциативного мышления | Обвести взглядом помещение, в котором гимназисты находятся, и определить свое “положение в пространстве” | 3 мин. |
3 | Ассоциации на слово “начало” | Погружение в проблематику занятия | Назвать как можно больше ассоциаций на слово “начало”, затем ответить на вопрос: “Что можно начинать?” | 5 мин. |
4 | Эвристическая беседа | Осмысление поведения | С помощью вопросов выстраиваются этапы действия человека: замысел — план — поиск средств — реализация — контроль — анализ | 5 мин. |
5 | Мозговой штурм | Определение границ явления “барьер начала” | Ответы на вопросы: – Что помогает начать какое-либо дело? – Что мешает этому? Ответы фиксируются на листах бумаги фломастером | 7 мин. |
6 | Информационный | Ознакомление с методами перспективы и создания дополнительной мотивации | 1-й способ: поиск
дополнительной мотивации (смысла) в прошлом,
настоящем, будущем, поиск интереса. 2-й способ:метод перспективы — близкой, средней, дальней (примеры приводят дети) |
10 мин. |
7 | Самонаставление | Выбор собственной стратегии поведения при возникновении данной проблемы | Гимназисты получают бланки для самоанализа и выбора собственной стратегии поведения при возникновении барьера перед началом какой-либо деятельности | 8 мин. |