|
Родительские собрания в начальной школе1-й классТема: “Первый раз в 1-й класс”. Цели: познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников. Задачи: дать представление о причинах трудностей в обучении, связанных с недостаточным развитием познавательной сферы, отсутствием организации учебной деятельности (режима дня), отсутствием организации в выполнении домашнего задания; совместное осмысление и нахождение возможных путей преодоления возникших трудностей в обучении детей; сплочение коллектива родителей. Необходимые материалы: приглашение родителям; плакаты с цитатами (на доску); плакат “Дерево проблем” (рисунок дерева); кленовые листочки трех цветов: желтые, зеленые, красные; плакаты трех цветов (формат А4): красный — “Недостаточное развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление)”, желтый — “Отсутствие организации учебной деятельности (режим дня в будни и выходные)”, зеленый — “Отсутствие организации в выполнении домашнего задания”; листы А3, А4 на каждом столе; папки с методической литературой на каждом столе, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы. ХОД СОБРАНИЯ На доске — плакаты с цитатами, “Дерево проблем”, плакаты трех цветов с надписями. I. Введение Ведущий. Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня у нас нетрадиционное родительское собрание. Тема собрания: “Первый раз в 1-й класс”. Ваш ребенок пошел в 1-й класс. Как изменилась его жизнь, что нового появилось, насколько он готов к этим изменениям и какие трудности могут встретиться на этом пути? Вот об этом мы сегодня с вами и будем вести разговор. И скорее всего, это будет не разговор, а игра, которая поможет определить ваше место в жизни ребенка в этот сложный и ответственный период, подскажет, как ему помочь в решении возникающих проблем. II. Деление на группы Ведущий. Для дальнейшей работы разделимся на три группы. Я попрошу выйти к доске трех человек, которые считают, что хорошо знают все школьные проблемы своего ребенка. Сейчас каждый из вас выберет себе по одному человеку, с которым ему хотелось бы работать, теперь еще по одному, потом еще и т.д. В этом составе вы будете работать на протяжении всего собрания. Прошу сесть за столы по своим группам. III. Работа в группах (создание “Дерева проблем”) Ведущий. Итак, перед нами дерево, но не просто дерево — это “Дерево проблем”, которые мешают ребенку как можно быстрее привыкнуть к школьной жизни и принять ее правила. И конечно же, это волнует и вас, как родителей, и меня, как учителя. У вас на столах листы бумаги и ручки. Составьте список проблем, которые могут возникнуть у ребенка в начале школьного обучения (время выполнения — 5 минут). Сообщите о результатах своей работы (выступления групп). Теперь попробуем эти проблемы систематизировать. Распределите их по группам и запишите на кленовых листочках соответствующего цвета (время выполнения — 3 минуты). Прикрепите листочки к “Дереву проблем” (каждая группа приклеивает листочки с проблемами на дерево) IV. Подведение итогов работы групп Ведущий. А теперь посмотрим на наше дерево. Итак, как мы видим: если у ребенка достаточно развита познавательная сфера, то есть устойчивое внимание, хорошая память, мышление; если дома у него четко выстроен режим дня, время выполнения домашнего задания — то проблем с учебой у него будет меньше. Эти показатели и являются фундаментом успешной учебной деятельности. V. Работа в группах (создание “Школы без проблем”) Ведущий. Как укрепить этот фундамент, мы с вами попробуем выяснить. Участники каждой группы становятся жителями волшебной страны под названием “Школа без проблем”, где живут рядом три народа, с одной стороны, очень близких друг другу, а с другой — отличающихся друг от друга. Поскольку страна называется “Школа без проблем”, значит, вам повезло: у вас нет всех этих проблем, о которых мы говорили. • 1-й народ (живущий в одном их трех городов) не испытывает недостатка в познавательной сфере. • 2-й народ научился жить в будни и выходные по такому режиму, который помогает учиться. • 3-й народ умеет так организовать выполнение домашнего задания, что делает это быстро и правильно. Вам необходимо придумать название вашего города, записать его, а также нарисовать на листе, как он выглядит. Можно использовать различные символы (время выполнения — 7 минут). А теперь сделайте презентацию своего города (выступления родителей). Замечательные города у вас получились. Поделитесь опытом, какими чертами характера и навыками ваш народ обладает. Запишите их на листах А4 (время выполнения — 5 минут). Представьте полученный результат (выступления родителей). VI. Работа с методической литературой (создание памятки) Ведущий. Что нам нужно сделать, чтобы быть похожими на представителей вашего народа? Сейчас вам предстоит создать памятки с советами, где необходимо подробно изложить план наших действий. В помощь вам на столах есть папки с методической литературой (время выполнения — 10 минут). Представьте полученный результат (выступления родителей). VII. Подведение итогов собрания Ведущий. Как вам жилось в сказочной стране без школьных проблем? Теоретически у вас все получилось. Теперь наша задача — попробовать создать у себя такую страну, чтобы вашим детям жилось в ней без проблем. Думается, что это родительское собрание вам поможет. Нужно только постараться. Спасибо вам за огромную методическую работу, которую вы сейчас провели. Всю информацию по данным вопросам я соберу в одну папку, которая будет находиться у нас в классе, и вы в любой момент можете ей воспользоваться. Закончить наше собрание мне бы хотелось словами классиков педагогики (прочитать цитаты на доске). ПРИЛОЖЕНИЕПлакаты с цитатами“Дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наше счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной” (А.С. Макаренко). “Мать, помни, ты — главный воспитатель, главный педагог” (В.А. Сухомлинский). “Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца” (А.С. Грибоедов. “Горе от ума”). “Дети — зеркало нравственной жизни родителей” (В.А. Сухомлинский). Приглашение родителям(раздать заранее) Дорогие наши помощники в учебной деятельности детей! Ваш ребенок пошел в 1-й класс. Как изменилась его жизнь? Какие требования предъявляет к нему школа? Как непросто разобраться, в чем должна заключаться учебная поддержка ребенка со стороны родителей: в каждодневной опеке, предоставлении полной свободы и ответственности или сочетании того и другого? Какие проблемы возникают у ребенка с приходом в 1-й класс? Как помочь ему с ними справиться? Ответам на эти и многие другие интересующие вас вопросы посвящена наша встреча, которая состоится … года. Мы попытаемся помочь вам в поиске собственной модели помощи ребенку. Непременно приходите, мы приготовили вам сюрприз. Литература Вачков И.В. Психология тренинговой работы. — М., 2007. Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. — М., 2007. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. — М., 2002. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 7–10лет. Упражнения на каждый день. — Ярославль, 2002. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М., 2005. Холодова О. Юным умникам и умницам. Информатика. Логика. Математика. 1 класс. — М., 2007. Черемошкина Л.В. Память. Дети 7–10 лет. — Ярославль, 2002. Ирина СВЕТИКОВА,
|