|
||||
Новые грани мастерскойВ последнее время все чаще раздаются критические замечания в адрес психологов со стороны учителей и родителей. Достается психологам-практикам и от коллег — психологов-теоретиков. Основные претензии: низкий уровень подготовки, незнание школы и ее реальных проблем, неумение находить общий язык с педагогами. Очевидно, что в каждом конкретном случае есть свои причины для таких утверждений. К сожалению, единичные случаи, достойные критики, затмевают высокопрофессиональную ежедневную работу специалистов, которые и школу знают, и с учителями и родителями общаются на одном языке. Не так давно мне посчастливилось побывать на одном из мероприятий, объединивших высокопрофессиональных творческих и увлеченных своей работой людей. С 24 по 28 февраля в подмосковном пансионате “Липки” прошла II Всероссийская психолого-педагогическая мастерская “Грани развития”, организованная центром психологической поддержки образования “Точка ПСИ”. Называлось мероприятие — “Игра как метод в работе педагога и психолога”. Несмотря на кризис сюда приехали участники из отдаленных уголков России. Уже возвращаясь с мастерской, в электричке, я услышала разговор нескольких сибиряков, которые обсуждали свой дальнейший маршрут. Их ждали и поезда с пересадками, и автобусы, и даже “скорая помощь” как единственная возможность добраться от станции до дома. Что же привлекает специалистов на заседания мастерской? Ведь сейчас проводится огромное количество различных психологических тренингов и семинаров, есть масса обучающих программ. На мой взгляд, все дело в профессиональном и личностном единении и творчестве, той необычной атмосфере, которая присуща всем мероприятиям “Точки ПСИ”. Она заставляет забывать обо всем и полностью погружаться в действие, которое разворачивается рядом с тобой и постепенно делает тебя творцом происходящего. Игры были представлены во всем многообразии своих форм: дидактические, большие психологические, деловые, игры с дошкольниками, игры на тренинге. Им были посвящены утренние прологи и лекции М.Р. Битяновой (“Игра в пространстве профессиональной деятельности педагога и психолога образования”), В.М. Букатова (“Три кита” социально-игровой режиссуры урока”), Н.А. Сакович (“Прорыв в новое: игра как символ жизненных изменений”), А.И. Савенкова (“Предметно-пространственная среда игры и развития ребенка”). Участникам мастерской была предоставлена уникальная возможность самим поиграть в игры под руководством опытных мастеров-игротерапевтов М.Р. Битяновой, В.М. Букатова, Н.М. Бариновой, Н.А. Сакович, Т.В. Бегловой и Т.В. Меркуловой, О.Д. Стельмах, И.В. Вачкова, С.Н. Шевченко, А.В. Бояринцевой, И.О. Телегиной, В.А. Ширяевой, О.В. Кардашиной, Ю.Б. Мукосеевой и Е.А. Кац. Крайне интересно прошло знакомство с настольными авторскими играми И.В. Вачкова, Г.В. Бубновой, И.Ю. Кленикской, А.Г. Теплицкой, в ходе которого все желающие смогли оценить их эффективность и поделиться своими впечатлениями с коллегами. После этого каждый присутствующий, постигнув теорию и практику игрового творчества, смог самостоятельно разработать собственную развивающую игру! Этому была посвящена профессиональная игровая студия “Искусство создания и проведения настольной психологической игры для детей и взрослых” и проектный семинар “Создаем психологическую игру”. В заключительный день работы мастерской все авторы оригинальных игр смогли представить плоды своего творчества на “Народной игровой ярмарке”. Но этому предшествовало еще много интересного и познавательного. Во время работы круглого стола “Игрушка для игры: психолого-педагогический взгляд” шел серьезный разговор о том, какие же игры и игрушки предлагает нашим детям современная игровая индустрия. Что из массива разноцветных сокровищ, заполняющих полки современных магазинов, действительно полезно и интересно детям, а что является просто данью моде? Ведущая этого мероприятия И.И. Казунина (сотрудник лаборатории развивающих игр и игрушек МГПУ) смогла наглядно продемонстрировать плюсы и минусы зарубежных и отечественных игрушек, обратив особое внимание на лучшие образцы этой продукции. Можно было не только потрогать и испытать их на прочность, но и выступить в качестве эксперта. На мой взгляд, такой всесторонней профессиональной психолого-педагогической экспертизы вряд ли удостаивались даже самые лучшие образцы игровой продукции. Выяснилось, что отечественные производители предлагают целый ряд таинственных развивающих игр, которые не имеют инструкций по применению. В этой связи участникам было предложено выбрать один из таких экспонатов и, изучив его скрытые возможности, создать инструкцию к игре. Затем состоялся конкурс на лучшую инструкцию. Есть надежда, что составленные участниками мастерской психолого-педагогические руководства по применению игр и игрушек вдохнут в них новую жизнь и они найдут свое достойное место в современном игровом пространстве.
Живой интерес вызвала авторская мастерская известного телеведущего, автора серии развивающих игр и игрушек “Знаток” А.А. Бахметьева. Внимательно выслушав рассказ ведущего и познакомившись с его уникальными разработками, “разогретая” на многочисленных экспертизах аудитория начала задавать Андрею Александровичу самые каверзные и часто критические вопросы. Но закончилось все хорошо: даже демонстрационные экземпляры были раскуплены. Что интересно, покупали эти замечательные игры и игрушки не только детям, но и другим, вполне взрослым членам семьи и даже себе, любимым. Объяснялось это последствиями сурового детства: ну не было тогда таких замечательных “умных” игрушек! Но на мой взгляд, причины нужно искать глубже!
Атмосфера мастерской заворожила всех присутствующих магией игры, архетипические возможности которой, наверно, до конца не раскрыты. На занятиях сформировалась особая группа людей, объединенных преданностью своей профессии, стремлением к поиску и творчеству. Общаясь с участниками мастерской, невозможно было определить, кто из них педагог, кто — психолог, а кто — заведующий детским садом. Все были едины, все понимали друг друга, все занимались общим и таким необходимым делом — познавали таинства игры. Ольга РЕШЕТНИКОВА
|