Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2010


Книжный шкаф

Теории личности

Пер. с англ. И.Б. Гриншпуна
2-е изд.

К.С. Холл, Г. Линдсей
М.: Психотерапия, 2008

Перефразируя известное выражение о солдате, который хочет стать генералом, можно сказать: нет такого психолога, который не мечтал бы проникнуть в тайны личности. По этому поводу авторы книги замечают: немного найдется в английском языке (мы добавим, что и в любом другом) слов, действующих на публику так зачаровывающее, как “личность”. Именно поэтому издания, в которых речь идет о личности, вызывают неослабевающий интерес среди молодых и уже состоявшихся психологов, а также представителей смежных дисциплин.

Психологи со стажем наверняка припомнят, как трепетно передавали из рук в руки небольшое пособие Б.В. Зейгарник “Теории личности в зарубежной психологии”, выпущенное в 1982 году по тем временам небольшим тиражом в 30 тысяч экземпляров и потому почти сразу же ставшее труднодоступным. Сегодня ситуация иная, и книг по психологии личности издано достаточно, что создает новую проблему — выбора одного издания среди многих других.

Книга, о которой идет речь, представлена в аннотации как научный бестселлер, что близко к истине. Изданная в 1957 году, она была переведена на русский язык чуть более десяти лет назад и с тех пор прочно вошла в список авторитетнейших изданий по психологии личности. Чтобы получить общее представление об издании, необходимо обратиться к вводной статье “Личность в зеркалах теорий”, написанной одним из отечественных исследователей психологии личности Д.А. Леонтьевым. Трудно не согласиться с его утверждением о том, что критиковать книгу можно только за то, что в ней есть, а не за то, чего в ней нет. По его мнению, в книге есть, во-первых, бережное изложение отобранных теорий личности, во-вторых, методологические размышления и, в-третьих, побуждение к дальнейшему знакомству с теориями личности.

В издании довольно подробно описаны классические теории личности фрейдизма и неофрейдизма, экзистенциальные, социально-когнитивные теории и другие. Сравнение теорий личности проводится авторами по определенной схеме, позволяющей обнаружить между ними сходства и различия. Интересно, что продуктивность теорий рассматривается с точки зрения их возможности стимулировать дальнейшие исследования в данной области.

Невольно закрадывается сомнение: подходов к изучению личности так много, да к тому же они столь противоречивы — не свидетельствует ли это о бесперспективности данного занятия? Авторы считают, что определить личность можно, лишь остановившись на той или иной теоретической системе.

К сказанному необходимо добавить, что не помешало бы столь же подробно представить и отечественные разработки в области психологии личности, памятуя о том, что любые научные теории в области гуманитарного знания неверно рассматривать вне того социально-политического и культурного контекста, в условиях которого происходило их оформление. Тем более что и сами авторы в заключительном разделе призывают не к синтезированию теорий, а к накоплению эмпирических данных, способствующих самоопределению подходов.

Марина СТЕПАНОВА