|
||
Педагогическая психология
Большинство известных мне учебников по педагогической психологии написаны скучным академическим языком. Они, безусловно, научны, содержат тщательно отобранную информацию, которую должны усвоить студенты, и почти никогда не отражают авторскую позицию. Считается почему-то, что материал в учебниках должен быть представлен беспристрастно и сугубо объективно. По поводу объективности — мне кажется, это попросту невозможно: ведь даже отбор материала, структура текста и форма подачи научных сведений производятся авторами по-разному и зависят от их субъективной позиции. По-моему, учебники должны быть авторскими, оригинальными, не похожими друг на друга. Тогда и студенты будут иметь дело не с обезличенной наукой, а с конкретным научным видением. Именно таким оказался учебник по педагогической психологии, написанный давним автором нашей газеты А.И. Савенковым. Это один из тех редких учебников, которые читать интересно — даже несмотря на тот факт, что текст, как густой раствор, просто перенасыщен содержательными компонентами. Здесь представлено огромное количество научной информации, значительно превосходящей по объему традиционно включаемую в подобные источники. Автор щедро делится сведениями о самых современных научных достижениях в области педагогической психологии, рассказывает о новейших результатах исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом. В учебник включены разделы, которые редко встретишь в учебных пособиях по этому курсу: например, о психодиагностике в образовании или о психологии усвоения, не говоря уж о психологических основах исследовательского обучения. Кроме того, автор обращается к вопросам, которые порой обделяют вниманием специалисты в этой области, скажем, к вопросу о психологии индоктринации. А.И. Савенков умудряется совмещать научность и увлекательность, полемический задор и тяжеловесную научную терминологию (попробуйте-ка с первого раза выговорить слово “энвайронментализм”). Чтобы уместить весь обширный материал, автору пришлось разбить учебник на два тома. В первый вошли две части “Методологические и общетеоретические проблемы педагогической психологии” и “Психология обучения”. Во второй том, меньший по объему, включены “Психология воспитания” и “Психология педагогической деятельности”. Читая этот учебник, невольно вступаешь в диалог с автором. Это становится возможным именно потому, что автор не скрывает своей позиции. Он не просто излагает определенные теории или точки зрения отдельных исследователей, но часто определяет к ним свое отношение, а порой прямо и ясно дает оценку тому или иному мнению, обозначает свое личное понимание проблемы. Не со всеми суждениями автора можно согласиться, иногда хочется поспорить, но и это, по-видимому, является достоинством работы. Учебник адресован, разумеется, студентам. Однако и работающим школьным психологам, стремящимся поддерживать уровень своей научной квалификации, он будет, без сомнения, очень полезен. Игорь ВАЧКОВ |