Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2010


Игротека

Три испытания

Игра для младших школьников все участники разбиваются на три группы любым удобным учителю способом (главное — группы должны быть примерно равными по интеллектуальным особенностям учеников) и слушают историю.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Мастер, и было у него три сына. Все трое — красавцы как на подбор. Все трое талантливы — точно в отца.

Смотрел на них отец, нарадоваться не мог. Но временами ему грустно становилось, ведь таких красивых и талантливых грех при себе держать. Их на царскую службу отправлять надобно.

Собрал отец каждому сыну котомку со всем необходимым, вывел в чисто поле на дорогу и сказал:

— Сыновья мои любимые! Красивыми и талантливыми вы уродились! Такие должны царю служить, государству помогать. Отправляйтесь же ко дворцу. Царь наш батюшка человек мудрый. Он, верно, вас испытывать надумает. Все его задания выполняйте да меня вспоминайте.

Долго ли коротко ли, прибыли братья к царскому двору. Вышел государь, посмотрел на них зорко.

“Сразу видно, толковые ребята!” — решил про себя царь, а вслух сказал:

— Ну, зачем пожаловали на царский двор: службы искать или почестей снискать?

— Службы искать и почестей снискать, царь-батюшка, — с поклоном отвечали братья. — Отец наш, Мастер, нас к тебе направил, велел все задания выполнять. Так мы готовы!

— Что готовы — хорошо, а отца вашего я знаю. Лучше его нет мастера в нашей стране. Верно, и сыновья в него пошли? Проверим! Дам я вам три задания. Только, чур, между собой не совещаться. Каждый задание должен выполнить по-своему. Вот я и посмотрю, одинаково вы мыслите или по-разному. Если одинаково, то одного на службу приму, остальных домой отправлю, отцу помогать. Если по-разному — всех приму на царскую службу.

Ведущий сообщает ученикам о том, что каждая из трех групп будет представлять одного из сыновей. Именно им сейчас предстоит решить сложные задачи царя.

Каждому брату отвели по отдельному дому. Через три дня вызывает их к себе царь и говорит:

— Вот вам мое первое задание. Наш придворный агроном вывел репку диковинную, выросла она больше человеческого роста. Корни у нее мощные, как у дуба. Никак не вытянешь. Всего в нашем царстве три экземпляра имеется. Вам нужно придумать, как эти репки из земли достать. Выросли они в разных местах, так что вы мешать друг другу не будете.

Группы самостоятельно работают в течение 5 минут. Ответы фиксируются на доске.

Пример решения задачи

Первый брат взял лопату. День и ночь, аккуратно, чтобы не повредить, откапывал он каждый корешок и главный корень. Репка накренилась и вылезла из земли. Так первый брат достал репку целехонькой. А образовавшуюся от корней яму землей засыпал. Второй — внимательно осмотрел репку, обвязал веревками, а веревки к мощному коню привязал. Дернул конь раз, дернул другой, третий и наконец вытащил репку. Третий брат окопал корневую систему репки, огородил ее и стал интенсивно качать воду, наполнять ее землю. Земля около корней стала такой жидкой, что корни репки освободились и она всплыла.

Царь обрадовался, что братья урожай спасли, поблагодарил их. И дал второе задание.

— Подарил мне сосед три золоторунных стада, в каждом стаде по 12 овец. Сейчас пришло время стрижки. Каждый волос — на вес золота. Да вот беда — характер у золотых овец норовист, никто их подстричь не может. Сделайте милость, решите вы эту задачу, подстригите овец, а я вас награжу.

Группы самостоятельно работают в течение 5 минут. Ответы фиксируются на доске.

Пример решения задачи

Первый брат, будучи человеком терпеливым, долгое время наблюдал за повадками овец, проводил с ними дни и ночи. Он изучил их характер, овцы привыкли к нему, полюбили. Они стали совсем ручные и с радостью дали себя остричь. Второй брат придумал станок с приманкой. Овца сама заходила в станок за лакомством, станок закрывался, и специальные приспособления надежно и безболезненно для овцы фиксировали ее ноги и голову на время стрижки. Третий брат изобрел витаминизированный аппарат, вызывающий линьку у овец. Препарат добавлялся в воду, овцы ее выпивали и уже через несколько дней сами сбрасывали шерсть. Препарат был изготовлен на основе целебных трав, включал множество полезных для овец веществ и стимулировал рост их шерсти.

Выполнили братья задание царя и получили обещанную награду. Через некоторое время вновь призвал их царь.

— Вот вам мое третье, последнее задание. Подарил мне английский король семена чудо-пшеницы. Мы засеяли ими три поля. Взошла пшеница красивая, ладная. Но вот беда, кто-то по ночам приходит и пшеницу поедает. Кто — неизвестно. Все мои сторожа на службе засыпают. Уберегите мои поля до жатвы.

Группы самостоятельно работают в течение 5 минут. Ответы фиксируются на доске.

Пример решения задачи

Первый брат дни и ночи глаз не смыкал, все ходил по полю и воров отгонял. Так и сберег урожай. Второй брат быстро организовал команду часовых. Составил расписание двадцатиминутных вахт. За двадцать минут заснуть не успеют. Так он сохранил пшеницу. Третий брат придумал “живое пугало”. Специальный механизм позволял пугалу двигаться по полю и издавать звуки. Он расставил эти пугала по всему полю, они размахивали руками и как будто переговаривались. Так он уберег пшеницу.

Затем наступает время голосования: выбор лучших вариантов решения каждой из трех задач.

Елена ЯКУНИНА,
педагог-психолог
Центра образования № 1446,
Москва

Рисунки Е. Медведева