|
||
Дружная семейкаТренинг по гармонизации детско-родительских отношенийОкончание. См. № 8/2010 Занятие № 4
|
Фото с сайта www.pushkino.org |
Каждый из участников по кругу представляет себя каким-либо звуком.
Упражнение “Передай по кругу”
Цель: настроить на эмоционально-образное взаимодействие.
Ведущий. А сейчас главное условие игры — молчание. Только в конце круга вы сможете сказать, что передавали друг другу.
Начинает ведущий, представляя пантомимой передаваемый предмет. Участники по кругу передают: тяжелый чемодан, розу, горячую картошку, маленького зверька, муху.
Игра “Изобрази семью животных”
Цель: осознание семейного единства.
Каждая пара получает задание изобразить с помощью пантомимы семью домашних животных. Остальные должны догадаться, кто перед ними, и объяснить, как вы догадались?
Упражнение “Сочиняем сказку”
Цель: развитие воображения, вариативности мышления. Участники по кругу сочиняют сказочную историю. “А сейчас мы с вами поиграем в сказочников и сочиним самую настоящую сказку. Я начну, а вы по очереди продолжайте: “Жили-были…” Следующий участник продолжает... и т.д. Ведущий, в свою очередь, вносит в сказочную историю элемент неожиданности. Сказка должна обойти круг не менее трех раз, затем можно подвести итог: “На этом интересном месте мы остановимся, а продолжение нашей сказки вы можете придумать дома”.
Драматическая инсценировка
Цель: развитие творческого потенциала во взаимодействии родителей с детьми. “Из вас получились хорошие сказочники, и я думаю, что вы легко справитесь со следующим заданием”. Придумать небольшую историю, приключение, сказку (можно переделать известную сказку), подготовить и сыграть эпизод (15—20 минут на подготовку и 2—3 минуты на представление). Можно нарисовать или использовать имеющиеся атрибуты костюмов, декорации. Необходимо также придумать название своей инсценировке и кратко рассказать, чему она учит.
Обсуждение:
С какими трудностями столкнулись во время подготовки? Что помогло справиться с заданием?
Упражнение “Водный карнавал”
Цель: разрядка эмоционального напряжения.
Участники приглашаются на праздник к морскому царю: “Ваши представления замечательные! А сейчас вы все приглашаетесь на водный карнавал к морскому царю”. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушки, крабов, морских коньков и т.д. Ведущий — морской царь. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Каждому желающему предоставляется возможность выступить в своей роли: представиться, пожелать всем что-либо хорошее или сделать какой-то символический подарок, станцевать и т.д. В заключение “морской царь” всех благодарит.
Рефлексия
Цель: отреагирование эмоций на телесном уровне.
Участники по кругу выражают свое состояние движением, танцем.
Занятие № 7. “Один ум — хорошо, а два — лучше”
Цель: развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.
Оборудование: микрофон, картон, пластилин или клей ПВА, крупа, различные макаронные изделия, скорлупа орехов, бусинки, пуговицы и др., небольшие бытовые предметы, секундомер, записи спокойной музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Упражнение “Пожелания”
Цель: создать оптимистическое настроение у участников.
Каждый участник по кругу произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем.
Например: “Добрый день”, “Желаю всем узнать много нового и интересного”. Можно вместо фразы использовать жесты.
Игра “Умные вопросы”
Цель: развитие понимания себя, интереса к себе и к другим людям.
Ведущий. Представьте себе, что вы — очень важные персоны… А у важных и знаменитых обязательно берут интервью. Я сейчас буду задавать вам “умные вопросы”, а вы отвечайте на них в микрофон.
Участники отвечают на вопросы:
• Твое любимое животное и почему? Твое нелюбимое животное и почему?
• Если бы ты мог стать кем-то на один день, то ты бы стал… Почему?
• В другом человеке тебе нравится больше всего такая черта характера, как… А не нравится?
• Доброго волшебника ты попросил бы о … А злого о … Почему?
• В какого животного превратил бы тебя и твою семью волшебник? Почему?
• Твой любимый сказочный герой. Почему? Твой нелюбимый сказочный герой. Почему?
Необходимо, чтобы все приняли участие в интервью. На каждый вопрос отвечают 2–3 человека.
Игра “Калейдоскоп”
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Каждая пара должна найти в своей одежде как можно больше цветов и оттенков. Победителя награждают аплодисментами.
Игра “Исследователи”
Цель: развитие мышления, воображения.
Каждая пара выбирает себе какой-либо предмет, а затем придумывает как можно больше способов его нетрадиционного использования. Победителю все аплодируют.
Игра “Помоги Золушке”
Цель: развитие внимания, памяти, саморегуляции.
Каждая пара получает тарелочку со смесью круп и других мелких предметов.
Ведущий. Все вы наверняка знаете сказку о Золушке и знаете о том, как тяжело ей жилось у мачехи, сколько у нее было работы по дому и на кухне! У вас на тарелочках лежит все, что необходимо ей для работы. Помогите Золушке запомнить эти предметы.
Детям дается 1 минута на запоминание. Назвавшего наибольшее количество предметов за 30 секунд награждают аплодисментами.
Панно “Подарок для Золушки”
Цель: развитие зрительно-моторной координации, сотрудничества, воображения.
Участникам предлагается из полученных материалов изготовить панно на пластилиновой основе или с помощью клея ПВА — подарок для Золушки.
Обсуждение:
— Как называется ваш подарок?
— Что бы вы хотели пожелать Золушке?
Рефлексия
Цель: осознание полученного опыта.
— Что нового и полезного для себя вы узнали сегодня?
Домашнее задание
К следующему занятию подготовить выступление на 5 минут. Это может быть презентация вашей совместной работы, поделки, инсценировка, рассказ о своей семье в необычной форме, стихи, песни собственного сочинения и все, все, все, что вы придумаете сами.
Занятие № 8. “След на память”
Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.
Оборудование: лист ватмана, гуашь, поролоновые губки, фломастеры, платки для игры в “жмурки”, дипломы “Дружная семейка”, “Волшебный мешочек” с леденцами (по числу участников), клубок шерстяных ниток, записи веселой музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Упражнение “Родители и дети глазами друг друга”
Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.
Участники по очереди рассказывают о своих близких:
— Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?
— Что любит делать?
Что ей (ему) нравится? Что не нравится?
— За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?
Игра “Жмурки”
Цель: активизация взаимодействия на эмоционально-телесном уровне.
Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.
Самодеятельное представление
Цель: закрепление опыта взаимодействия в парах, повышение уверенности в себе.
Каждая пара представляет подготовленное домашнее задание. В заключение участники делятся впечатлениями от собственного выступления и от представления в целом. (Тем, кто не подготовился дома, а будут и такие, можно предложить какое-либо шуточное задание, например представить выступление знаменитых артистов — звезд эстрады.)
Арт-техника “Ладошки”
Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.
Участникам предлагается в завершение цикла занятий оставить свой след — разноцветные ладошки на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно. Одну из ладошек красят гуашью с помощью губки и делают отпечаток. Затем “след” необходимо подписать.
Упражнение “Серебряное копытце”
Цель: развитие доверия к окружающим.
Ведущий. Представьте себе, что каждый из вас — красивый, сильный олень. На вашей левой ножке — серебряное копытце. Как только вы трижды стукнете копытцем о землю, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой монетой вы становитесь добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, исходящую от вас. Если вы хотите, чтобы добра в мире стало больше, стукните левой ножкой.
Участники стучат левой ногой об пол — дарят всем “волшебные монеты”.
Вручение дипломов “Дружная семейка”
Цель: передача ответственности за приобретенный опыт.
Каждой семейной паре под аплодисменты присутствующих вручается диплом, подтверждающий участие в тренинге развития детско-родительских отношений “Дружная семейка”.
Рефлексия
Цель: подведение итогов программы.
– Что больше всего понравилось?
– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
– Что хотелось бы себе пожелать?
Завершение программы
Цель: завершение групповых отношений.
Ведущий. Помните этот “Волшебный мешочек”? (занятие № 5). В нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек. Сегодня я положила в него леденцы. Как вы думаете, они уже достаточно впитали в себя доброты, здоровья и любви?.. Давайте съедим по конфетке и станем еще добрее… Всего вам хорошего!
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА
Фамилия, имя, отчество_____________________________
1. Произошли ли, по вашему мнению, какие-то изменения в результате занятий (если произошли, то какие):
• в поведении или эмоциональной сфере вашего ребенка ____________________
• в ваших взаимоотношениях с ребенком___________________________________
• в ваших взаимоотношениях в семье______________________________________
• в вас самих___________________________________________________________
2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для вас и вашего ребенка?
__________________________________________________
3. Какие упражнения, игры, задания показались бессмысленными, непонятными, бесполезными? ___________________________________________________
4. Оцените (по 5-бальной шкале) эффективность такой форма работы, как детско-родительский тренинг:
• для детей___________________________________________________________
• для родителей_______________________________________________________
• для гармонизации внутрисемейных отношений____________________________
• другое_______________________________________________________________
5. Какие открытия для себя вы сделали в ходе работы в группе?___________________
6. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга (содержание и проведение занятий, оборудование, место и время проведения, частота встреч) ___________________________
Литература
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб., 2005.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. — СПб., 2002.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Шипициной Л.М. — СПб., 2003.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психолога в системе образования. Ч. 1, 2. — Мн., 2003.
Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М., 1989.
Франке-Грикш М. “Ты с нами!” — М., 2005.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.
Ярмолинская М.М., Горбатова Е.В. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе. — Мн., 2003.