Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2010


Игротека

Две игры на умение убеждать

Субботник

Цели: формирование умения входить в роль; развитие умения убеждать из разных ролей; развитие умения отстаивать свою точку зрения.

Ведущий. Многие ли из вас умеют убеждать людей, отстаивать свою точку зрения? Возможно, почти все скажут, что владеют этим умением, однако используете ли вы разные приемы при этом и контролируете ли этот процесс? Наша игра позволит вам проверить свои возможности.

Рисунки Е. Медведева

Ведущий просит выйти одного добровольца, а далее рассказывает предысторию. Доброволец — это научный работник фармакологического института, который занимается исключительно интелектуальной и исследовательской деятельностью. Остальные — начальники, которые должны убедить этого работника в том, что ему необходимо на протяжении трех недель каждую субботу выходить на субботник.

Всем начальникам раздаются карточки, где написаны характеристики ролей, которым они должны следовать, когда будут убеждать своего работника. Соответственно цель каждого начальника в том, чтобы убедить работника согласиться работать на субботниках. Работник отдельно получает инструкцию: отказываться от участия в субботнике, ссылаясь на неприспособленность к физическому труду и делая упор на свои интеллектуальные способности.

Каждому начальнику дается не более семи минут на “уговоры”.

После завершения всех выступлений группа садится в круг для обсуждения итогов игры.

Вопросы для обсуждения

Всей группе:

• Какой начальник, по вашему мнению, справился со своей задачей лучше всех?

• Мешали ли роли в процессе убеждения?

• Можно ли использовать такие роли в реальной жизни, чтобы добиться своего? Какие из них?

Вопросы начальникам (задаются каждому):

• Мешали ли указания к роли вашему убеждению?

• Если мешали, то как?

• Использовали бы вы такое поведение в реальной жизни?

• Вы наблюдали за другими начальниками. Кто из них, по вашему мнению, был наиболее убедительным?

• Помогли ли вам указания, данные к роли?

Вопросы работнику:

• Было ли вам легко противостоять начальникам?

• Какой из начальников был наиболее убедительным?

• Какой не убедил совсем?

• Хотели бы вы работать с такими начальниками?

Задание всей группе

Каждый участник должен выбрать один действенный прием, показаный в ходе игры.

СОДЕРЖАНИЕ КАРТОЧЕК

1. Шапокляк

Вы считаете, что помогать окружающим — лишь бесполезная трата времени. Вы очень вредный человек. Вы любите нарушать правила, у вас хорошая физическая подготовка, и вы очень энергичны.

2. Кощей Бессмертный

Вы очень скупой человек и ищете выгоду только для себя. Ваше настроение часто меняется, вы очень вспыльчивы. Вы безжалостны к тем, кто вам не подчиняется.

3. Иван-дурак

Вы надеетесь на удачу, знаете, что в любом случае вам повезет. Вы необязательный и несерьезный человек. Любите развлекаться. Умеете “давить на жалость”.

4. Баба-яга

Вы обладаете оталкивающей внешностью и сварливым характером. Вы очень мудры и рассудительны, однако злы и недоверчивы. Часто позволяете себе кричать на других.

5. Крокодил Гена

У вас мягкий и деликатный характер. Вы меланхоличны и боитесь обидеть кого-нибудь. У вас мало друзей, вы одиноки. Очень дружелюбны и милы.

6. Глупая принцесса

Вы очень избалованны и раздражительны. Вам невыносимо терпеть, когда кто-нибудь вам перечит. Все должны выполнять любые ваши желания и прихоти. Вы не выносите неподчинения.

Александра МАЛАНИЯ,
психолог, Москва

“Посадил дед репку…”

Цели: развитие умения убеждать, навыков невербальной коммуникации, актерских способностей.

В игре принимают участие 8 человек, остальные — зрители.

Роли: репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка и сказочник

1-й этап. Введение в игру

Ведущий. Все вы с детства знаете сказку про репку. Суть ее в том, что дед не может ее вытащить и зовет на помощь бабку, потом внучку, потом жучку и так далее, пока все вместе наконец не вытаскивают репку. И вот в чем вопрос: то ли дедушка чего по-старости напутал и как-то странно репку удобрял, что она такая огромная выросла, то ли сама репка не очень-то хотела, чтобы ее вытащили. Сказка умалчивает также, что потом случилось с репкой и как ее в итоге делили.

2-й этап. Распределение ролей

Заранее готовится комплект карточек с описанием каждой роли. Игроки не глядя вытаскивают одну из таких карточек. Пока они знакомятся со своей ролью, зрители получают инструкцию: вам предстоит посмотреть сказку про репку в исполнении наших игроков. Я прошу вас разделиться на группы по 5–6 человек и внимательно следить за происходящим. После просмотра у вас будет несколько минут, чтобы написать концовку — ваш вариант того, что же приключилось с репкой дальше.

Инструкция игрокам:

Вы получили карточку с описанием роли. Я прошу вас никому не говорить, что за роль вам досталась. Вам нужно запомнить те характеристики, которые присущи вашей роли, и четко ей следовать. И вот еще что: с того момента, как мы начнем игру, вы не сможете разговаривать, договариваться вам придется, используя невербальные средства — мимику, жесты.

А игроку, которому досталась роль сказочника, предстоит разобраться, кто есть кто, и срежиссировать действие согласно сюжету, который написан у него в карточке.

3-й этап. Проигрывание

Ведущий. Итак, сначала дед посадил репку, и выросла она большая-пребольшая.

Нашему сказочнику необходимо найти среди вас репку, а другим игрокам — изображать свою роль. Я напоминаю, что говорить вы не можете.

Великолепно, наш сказочник нашел репку и, возможно, уже понял, кто есть кто. Дальнейший сюжет известен только ему, давайте продолжим.

Сказочник, используя невербальные средства коммуникации, должен разобраться, кто какую роль исполняет, и представить с игроками тот сюжет, который написан у него в карточке.

4-й этап. Написание окончания сказки

Ведущий предлагает зрителям и самим игрокам обсудить и написать окончание сказки

5-й этап. Завершение игры

Все группы зачитывают свой вариант окончания сказки.

Следует обсудить:

• Понравилась ли вам постановка? Что нового вы узнали об этой сказке? Какое окончание вам больше понравилось?

• Легко ли было играть роль? Если сложно, то что именно оказалось наиболее сложным?

• Легко ли было объясняться, используя только мимику и жесты? Какие сложности возникали?

Описание ролей

Сказочник. Тебе необходимо разыграть с игроками следующий сюжет.

Дедка увидел репку и начал ее тащить, потом он позвал бабку, та позвала внучку, внучка — жучку, жучка — кошку, кошка — мышку. Ты выстраиваешь их вокруг репки. Тебе необходимо так поставить игроков (игроки по-разному относятся друг к другу), чтобы они все же смогли вытащить репку, а как — вам предстоит вместе придумать.

Репка. Упрямая, медлительная, неповоротливая. Вообще-то против того, чтобы ее вытаскивали из земли. Старается запутать сказочника, чтобы он не смог ее опознать среди других участников. Более остальных ей симпатична мышка, ведь она маленькая и всю репку съесть не сможет. В итоге вылезает из земли.

Дедка. Активный, дружелюбный, общительный. Хочет достать репку и разделить ее на всех. Всячески старается помочь сказочнику.

Бабка. Очень любит дедку, для него хоть в горящую избу, хоть репку тащить из земли. Ревнует дедку к сказочнику и всячески мешает их общению.

Внучка. Веселая, беззаботная, ленивая. Ее репка вообще не интересует, она ее никогда не ела и есть не собирается. И уж тем более не видит смысла в том, чтобы тащить ее из земли. Но так и быть, если бабка хорошо попросит, она согласится. К сказочнику относится хорошо и готова ему помочь.

Жучка. Трудоголик, очень любит внучку, готова выполнять любую ее просьбу. Очень внимательно следит за каждым действием сказочника — вдруг он репку утащит и съест один.

Кошка. Своенравная, расчетливая, единоличница. Репку не любит, но надеется получить блюдце молока и всеобщую ласку за свою помощь. Как и все кошки, не любит собак и не хочет даже близко подойти к жучке. Сказочник ей нравится, и она всячески стремится завоевать его внимание.

Мышка. Шустрая, непоседливая. Ей очень нужна репка, причем вся целиком, ни с кем делиться не собирается. Старается быть поближе к сказочнику, который может защитить ее от кошки.

Александрина СВЕТЛОВА,
студентка МГППУ